Планирование работы педагога- организатора с детьми девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучение особенностей планирования работы педагога-организатора с обучающимися девиантного поведения.
Задачи:
изучить отклоняющее поведение несовершеннолетних как нарушение процесса социализации;
изучить организацию культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения.

Работа содержит 1 файл

Планирование работы педагога_организатора с обучающимися девиантного поведения.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

Эмоциональное сосредоточение на родных недостаточно.

Об обедненной эмоциональности свидетельствуют непостоянные, без выбора сексуальные связи. При этом чувства влюбленности не возникает, предварительного этапа взаимоотношений не бывает. Отношения облегчаются тем, что партнер из того же круга, нередок промискуитет. Раннее начало половой жизни говорит о слабом чувственном контроле. Неразвитости эмоциональной сферы соответствует недостаточная дифференциация сексуальных влечений (гомосексуализм).

При нарушении социальной адаптации удельный вес сознательного  компонента снижен, поведение регулируется, в основном, именно за счёт досознательного (рассудочного) компонента психики, в том числе, посредством не всегда социально приемлемых эвристических реакций на новые (незнакомые) стимулы.

Для формирования социально  адекватных форм поведения необходим высокий уровень развития рефлексии, то есть способности наблюдать не только за внешними и внутренними стимулами, но и за собой, наблюдающим эти стимулы и реагирующим на них. Вероятно, подобный механизм способствует усвоению социальных и моральных норм.

Индивид с девиантными  формами поведения может быть адаптирован к микрогрупповым нормам, как к нормам, отвечающим его индивидным потребностям, но нарушать нормы социальные, которые не усваиваются им. Нормы  социальные предполагают отказ от определённых индивидуальных потребностей в пользу потребностей общественных. Общественные нормы призваны регулировать поведение индивида в социуме, то есть ограничивать его в удовлетворении собственных потребностей. Присвоенные нормы становятся ценностями. Согласно Д.А.Леонтьеву, «если ценности не занимают в структуре мотивации соответствующее им место..., то происходит нарушение процесса социализации, что приводит индивида к непринятию (или незнанию) социальных норм, а затем и к их нарушению».

В целом поведение  подростков с девиантным поведением характеризуется:

  1. ситуативностью, при которой отдельные актуально складывающиеся ситуации социального взаимодействия не обобщаются и не категоризируются (т.е. не имеют выхода на уровень сознательной регуляции, а воспринимаются «здесь-и-сейчас»);
  2. преобладанием своих потребностей над социальными ценностями;
  3. таким уровнем эмпатии, при котором другие люди воспринимаются не более, чем объекты, препятствующие или способствующие достижению актуальной цели;
  4. преобладанием внешнего локуса контроля [15, с. 78].

Таким образом, под девиантностью мы предлагаем понимать  систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющейся в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного или эстетического контроля над собственным поведением.

 

 

    1. Условия и причины возникновения отклонений в поведении подростков

 

Анализ исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.И. Фельдштейна позволяет сделать вывод о том, что возникновение девиантных форм поведения наиболее характерно для детей, переживающих подростковый кризис, что во многом связано с проявлениями особого типа трансформаций подростковой субкультуры.

М.Раттер отмечает, что  психологические трудности, а также  временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения характерны для большинства детей и подростков. При этом ученый отмечает, что они составляют неотъемлемую часть процесса развития. Однако эпизодические трудности воспитания подростков не означают, что всех представителей данной возрастной группы можно отнести к трудновоспитуемым либо девиантным.

А. М. Прихожан к девиантным подросткам относит тех, чье поведение значительно выходит за границы социальной нормы, кто плохо поддается и активно сопротивляется воспитательным воздействиям со стороны учителей и родителей. Выделяют особенности личности педагогически запущенного ученика: а) непродуктивность, затрудненность деятельности и отношений; б)такие особенности поведения, как имитация или подражание отрицательным примерам, компенсация или замещение своей несостоятельности в деятельности и отношениях с окружающими, увлечение игрой в неразумных пределах, подчинение мнению других, стремление уйти из-под опеки и др.; в) доминирование негативного эмоционального состояния, которое дезорганизует ребенка, делает его педагогически трудным [12, с. 23].

Говоря о причинах появления девиантного поведения  Л.М. Зюбин выделяет такие, как низкий уровень сформированности знаний, умений и навыков, самостоятельности умственной деятельности, недоверие к людям, несоблюдение требований, отсутствие нравственных представлений и понятий.

В классификации, предложенной  С.А. Беличевой, отклоняющееся поведение  связано с неблагоприятными условиями  социального развития и характеризуется  как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

  1. отклонения социально-пассивного типа, выражаются в стремлении уйти от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркотических средств, суицид);
  2. отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество и др.);
  3. отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, нанесения телесных повреждений) [1, с. 204].

По мнению А.М. Яковлева, социальные и экономические факторы сами по себе не могут вызвать ту или иную форму поведения человека. Они проявляются вовне, лишь преломляясь через сознание людей.

А. М. Яковлев подводит нас к более глубокому пониманию указанного процесса. Нравственное формирование личности рассматривается им в плане социальной адаптации - активного приспособления личности к окружающей среде. При этом он подчеркивает, что влияние этой среды на личность не является однородным и механическим. В действительности это более сложный процесс. Личность в процессе адаптации усваивает главным образом те нормы поведения, которые свойственны данной группе людей и одобряются ею. При этом может получиться так, что такие групповые нормы и оценки поведения не соответствуют общепринятым нормам, отражающим требования социалистической нравственности [17, с. 69].

А.И. Селецкий и С.А. Тарарухин  считают, что «трудновоспитуемый учащийся есть результат влияния различных факторов: неблагоприятной среды, окружающей ребенка, особенностей невропсихической сферы и индивидуальных различий патохарактеропогического содержания. Недостатки в организации воспитательного процесса, неблагоприятная микросреда при этом в первую очередь определяют генезис и сущность трудновоспитуемости» [14, с. 59].

Авторы выделяют три  сборные группы, охватывающие 18 типов  девиантных подростков. Эти группы условно обозначаются ими как «эмоционально неустойчивые», «аутичные, пассивные» и «психопаты, биологически неполноценные». Специалисты выводят свою классификацию для дифференциации социально-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением. «Рассмотренные типы трудновоспитуемых свидетельствуют о необходимости индивидуального подхода к избранию специальных педагогических и медико-педагогических мер коррекции. В результате педагогической и социальной запущенности, под влиянием неблагоприятно сложившейся, отрицательной микросреды их поведение может стать антиобщественным, преступным» [13, с. 62].

А.И. Кочетов выделяет несколько факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения. Во-первых, внешние факторы: издержки и ошибки школьного и семейного воспитания. Внутренние факторы: первая группа факторов (направленность личности, уровень общего развития личности, диалектика формирования внутреннего мира личности, нетипичность личности); вторая группа факторов (отклонения в психике, пробелы в психическом развитии); третья группа факторов - сформированные отрицательные качества; четвертая группа факторов - несформированность социально ценного индивидуального опыта личности. Отдельным фактором исследователь выделяет возрастные особенности подростков и юношей [8, с. 30].

Я.И. Гилинский, будучи по специальности юристом, обращается к проблеме отклоняющегося поведения с точки зрения профилактики преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Он считает, что «будучи порождением социально-экономических, политических, демографических, культурологических изменений, характеристики девиантного поведения служат важным индикатором., «зеркалом» общественного бытия и «качества» населения».

Среди основных причин девиантного  поведения Я.И. Гилинский называет несоответствие потребностей и возможностей их удовлетворить. Автор уточняет, что потребности у всех людей примерно одинаковые, имеется в виду базовые, физиологические потребности. А вот возможности для их удовлетворения - разные. Так одни могут позволить себе красиво и модно одеваться, а другие, так же нуждаясь в одежде, позволить себе это не могут [3, с. 166].

Девиантное поведение  обусловлено не только социальными  условиями, но и психологическими и  физиологическими. Одним из факторов является возраст человека. Возраст, взятый сам по себе, отражает лишь длительность индивидуального существования. Однако все природные свойства человека (включая пол, возраст, этническую принадлежность, интеллектуальные и физические характеристики) опосредованы обществом, системой общественных отношений. Нормативность/девиантность поведения существенно зависит от степени социализации индивида, от степени его включенности в общественные отношения.

При неблагоприятных  социальных условиях досуговые подростковые группы могут постепенно перерастать в асоциальные, а затем и антисоциальные [16, с.165].

Психологический механизм формирования девиантного поведения в результате педагогической ошибки описывает Г.Г. Шиханцов. Положение отвергнутого классным коллективом вызывает у «трудного» подростка состояние глубокой фрустрации вследствие невозможности удовлетворить базисные потребности в общении с одноклассниками, в завоевании личного и социального статуса. Лишенный возможности реализовать указанные потребности хорошей учебой и примерным поведением, «трудный» подросток пытается завоевать определенное положение среди соучеников по механизму реактивного образования - с помощью негативизма, ярко выраженного непослушания, немотивированного упрямства, демонстративной агрессивности и конфликтности, бравады отрицательными качествами, курением, употреблением спиртных напитков, наркотиков и т.д.

Отталкиваясь от исследований С.А. Беличевой, В.П. Кащенко, А.И. Захаровой, можно отметить, что одним из факторов формирования девиантной личности являются недостатки семейного воспитания. Данное положение находит подтверждение в исследованиях А. Бандуры, который указывает, что поведение развивается путем подражания моделям, а, следовательно, воспитание и среда определяют поведение ребенка.

Увеличение доли девиантов  совпадает с началом подросткового кризиса. Это увеличение можно понимать и как проявление особого типа трансформаций самой подростковой субкультуры. Иными словами, если рассматривать склонность к девиантным и делинквитным формам поведения с позиции самого старшеклассника, то можно говорить о девиации как об особом «способе разрешения» кризисной ситуации. В то же время мы фиксируем фундаментальные изменения самой подростковой субкультуры, когда девиация, в силу факта ее распространенности, становится нормой. Если сопоставить эти два момента, можно сделать вывод о том, что разрешение подросткового кризиса для значительной части старшеклассников происходит именно через обращение к девиантной форме поведения, когда девиация выполняет функцию обряда возрастной инициации, обеспечивая переход во «взрослость».

Таким образом, девиантные формы поведения становятся в подростковой субкультуре не только нормой, но и «идеальной формой» взрослости. В то же время понятно, что подобная ситуация не может рассматриваться как культуросообразная для перехода на новый возрастной этап развития. Действительно, нельзя считать нормальным, когда именно через апробацию девиантных форм поведения старшеклассник подтверждает свою взрослость. И в этом отношении особой педагогической задачей оказывается выстраивание культуросообразных, позитивных моделей подростничества.

Зафиксировав саму проблему девиации как форму проявления, но отнюдь не содержательного «разрешения» возрастного кризиса, стоит отметить не только разную степень распространенности в подростковой субкультуре тех или иных форм девиантного поведения, но и весьма существенные гендерные различия [13, с. 5].

Итак, в основе формирования девиантного поведения лежат два основных фактора - личностные особенности и социальное окружение подростка. От того, как старшеклассник общается, выстраивает свою линию взаимоотношений и с кем он это делает зависит уровень соответствия его поведения социокультурным нормам, принятым в данном обществе.

Подводя итог сказанному в главе, сделаем следующие выводы. Отдельные черты психики подростков, предрасполагающие к поведенческим нарушениям, в реальной многообразной жизни всегда могут быть оспорены - именно из-за дисгармоничности подростков. Так, низкая самооценка встречается наряду с высокомерием и хвастовством, неуверенность - с неуважением к людям и требовательностью. Личностные проблемы, несформированность, слабость, неэффективность психической защиты (способность сопротивляться даже субъективно неприемлемым ожиданиям и требованиям группы), неустойчивость к стрессам - вот причины, которыми психологи объясняют неправильное поведение подростков.

Информация о работе Планирование работы педагога- организатора с детьми девиантного поведения