Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:29, контрольная работа
Основным направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели - разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские виды деятельности» в конкретном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 3
Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста 4
Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду 6
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе программы «Пралеска» 7
Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду 9
Календарный план работы в разновозрастной группе детей 12
Особенности ведения учета образовательной работы с детьми в практике современного детского сада 15
Практико-ориентированные задания 17
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю 17
Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
В утренний отрезок времени планируется индивидуальная работа, а также с небольшими группками детей одного возраста (по различным разделам программы: развитию речи, формированию математических представлений и др.).
Утром
можно предложить детям дидактические
игры. Воспитатель указывает в
плане способы привлечения
Планирование занятий. В плане указывается форма проведения занятия. Фронтальную форму целесообразно использовать при планировании занятий по одному и тому же разделу программы. При этом программное содержание дифференцируется по возрастные подгруппам. Если в начальной или конечной части занятия младшие дети не принимают участие, то это указывается в плане (например, к анализам рисунков привлекаются только старшие). Указываются основные методы и приемы, которые будут использоваться по отношению к тем или иным подгруппам.
Планирование занятия проводимого отдельно по подгруппам, осуществляется в обычном порядке. Следует также указать последовательность заданий и завершения занятия [5].
Педагогу легче подготовиться к однотемному занятию: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.
Однотемные занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.
Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними [2].
Планирование прогулок. Как правило, на прогулках проводятся наблюдения за явлениями природы и общественной жизнью. В плане кратко указывается их содержание и основные приемы. Чаще всего они планируются как фронтальные наблюдения, с дифференцировкой содержания. Дополнительно могут быть спланированы и наблюдения с отдельными возрастными подгруппами. Подобным образом планируется труд детей. Так, уборка участка организуется фронтально, а посадка растений, поливка, прополка предусматривается по подгруппам. Периодически воспитатель планирует наблюдение с малышами за трудом старших детей.
В зависимости от сезона, состояния погоды, предыдущих занятий воспитатель отбирает и включает в план подвижные игры. Продолжительность прогулок, позволяет проводить раздельно подвижные игры с детьми разного возраста, что очень важно для развития их движений. Однако время от времени следует планировать и совместные подвижные игры: они способствуют объединению детей, воспитанию дружеских чувств.
В плане предусматривает и руководство самостоятельными играми детей, преимущественно с природными материалами.
Обязательно планируется во время прогулки индивидуальная работа с детьми по всем разделам программы. Особое внимание уделяется индивидуальной работе по развитию движений. Она предусматривается ежедневно (с разными детьми).
Планирование второй половины дня. Вечерние занятия проводятся только с младшими детьми. Следует чаще планировать их проведение в форме дидактических игр. Содержание, как правило, дается повторное, с целью закрепления знаний и умений.
Основным содержанием плана на вторую половину дня является руководство разными играми, трудом детей и самостоятельной художественной деятельностью. Вся эта работа, как правило, планируется по возрастным подгруппам или как индивидуальная. Указываются задачи руководства деятельностью, форма организации, отдельные приемы.
Во вторую половину дня периодически планируется проведение развлечений, дней рождения детей, игр-драматизаций и кукольного театра [5].
Планирование неразрывно связано с систематическим учетом образовательной работы с детьми. Учет дает основания для последующего планирования, помогает воспитателю отбирать наиболее эффективные способы воздействия на детей, формы организации их деятельности, подводит воспитателей к обобщению своего опыта.
Воспитатель прежде всего ведет учет своей работы по осуществлению календарного плана.
В учете отмечается осуществление намеченного, даются анализ и оценка проведенного, сопоставляется осуществленное, фактически проведенное, с планируемым. Выявляются причины неудач или достижения успеха. Анализируется и определяется степень продвижения детей — усвоение знаний, навыков. Воспитатель оценивает усвоение материала всеми детьми возрастной группы. Отмечается отношение детей к содержанию проведенной работы, ее формам и методам.
Воспитатель дает оценку использованным формам, методам и приемам работы с точки зрения ее эффективности, результативности, соответствия особенностям данного детского коллектива.
В учете целесообразно отметить продвижение отдельных детей, особенности их поведения, проявлений на занятиях, в играх, в повседневной деятельности. Особое значение при этом имеет оценка степени активности детей, ее характера и направленности.
Оценка продвижения детей должна быть максимально объективна, так как только знание подлинного состояния тех или иных знаний, умений, навыков и свойств личности дает основание для определения способов дальнейшего обучения. Во избежание ошибок воспитатель не должен основываться только на своих личных впечатлениях, а использовать анализ продуктов детской деятельности (рисунков, поделок, детских рассказов, записей, наблюдений за игрой детей, зарисовок, построек и др.) и обсудить его с другими лицами, которые общаются с ребенком [5].
В современных дошкольных учреждениях с детьми одной и той же группы работают разные специалисты: воспитатель, инструктор по физической культуре, преподаватели иностранного языка, изобразительной деятельности, музыкальный руководитель и др. Каждый из названных специалистов, обучая ребенка, обязательно и воспитывает его (целенаправленно или стихийно). Воспитателю порой бывает трудно выявить, в результате каких воздействий у ребенка появилось что-то новое - положительное или не очень. Поэтому так важно хотя бы периодически организовывать коллективное обсуждение динамики и качества развития каждого воспитанника.
В некоторых дошкольных учреждениях работает детский практический психолог. Его задача - анализировать процесс развития, отмечать отклонения, оказывать своевременную психологическую помощь. Воспитателю следует чаще обращаться к практическому психологу за советом, а психолог в свою очередь должен считать своим профессиональным долгом производить анализ педагогического процесса, отдельных методов и приемов, которыми пользуется педагог, работая с группой детей или с отдельным ребенком. Ведь психологическая служба в дошкольном учреждении не может сводиться лишь к выявлению «дефектов» развития детей. Психолог в работе с отдельными детьми должен искать не дефекты, а то, что поможет развить совершенное в психике ребенка. Поэтому предметом внимания психолога должен быть весь педагогический процесс, объектом которого является ребенок. И здесь содружество с воспитателем просто необходимо. Целесообразно, чтобы психолог и воспитатель конкретной группы вместе планировали работу по изучению детей и созданию условий, обеспечивающих их успешное развитие.
Таким образом, планирование работы должно включать два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач и поэтапная проверка уровня развития детей по определенным направлениям [4].
Календарный план составляется на одну-две недели и является обязательным документом для каждого воспитателя.
Календарный план строится в соответствии с режимом дня. Ежедневно в плане воспитателя имеют место и быт, и игра, и труд, и занятия.
Содержание
и формы плана следует
Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития, в процессе становления его личности. У детей неодинаковые способности к усвоению знаний, умений и навыков, разный запас представлений об окружающей жизни, неодинаковые склонности и интересы, и темп усвоения материала разный. Воспитатель обеспечивает достаточную нагрузку каждому ребенку, учитывая его возможности и способности. Составление плана должно быть совместно обеими воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы.
Планирование любого вида осуществляется в несколько этапов:
1. Изучение (диагностика)
и анализ предмета планирования
(составления работы всего
2. Формулирование целей
и задач предполагаемой
3. Определение путей
и средств решения
4. Составление («сборка») всех частей плана в единое целое.
5. Принятие, утверждение плана.
6. Реализация, контроль его выполнения.
Мною составлен план для старшей группы детского сада.
Для анализа мною взято планирование для 1 младшей группы детского сада №3 г.п.Круглое.
ПОНЕДЕЛЬНИК УТРО. 1. Общение /темы: «Семья», «Игры», «Мы любим кормить рыбок», «Что надо делать осенью /зимой, весной, летом/?», «Назовем картинки в любимой книжке» и т.д. 2. Д/игра /сенсорика/ «Воздушные шары» 3. Работа в уголке природы 4. Индивидуальная работа /конструирование/. 2 ПОЛОВИНА ДНЯ. 1. Чтение художественной литературы познавательного характера. 2. Игровая ситуация /Научим куклу играть с пальчиками; Попроси игрушку; Как кукле построить комнату?; и т.д./. 3. Подвижная игра. 4. Индивид. Работа /игры и упражнения, развивающие речевую активность/ «Доскажи словечко» |
ВТОРНИК УТРО. 1 .Рассматривание картин и картинок /Огород; Дети кормят птиц; Картинки с пейзажем по временам года; Домашние животные; Дикие звери; и т.д./. 2. Д/игра /математическое развитие/ «Подбери по форме» 3. Индивидуальная работа /рисование/. 2 ПОЛОВИНА ДНЯ. 1 .Игровая ситуация, сюжетно- ролевая игра «Семья» 2. Хороводная игра «Ходит Ваня» 3. Игры с настольным строительным материалом. 4. Индивидуальная работа /сенсорика/. |
СРЕДА УТРО. 1 .Д/игра/ознакомление с природой/, опыты со снегом. 2. Игра малой подвижности «Угадай кто позвал» 3. Индивидуальная работа /закрепление основных движений/. 2 ПОЛОВИНА ДНЯ. 1. РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Колядки» 2. Чтение художественной литературы. 3. Индивидуальная работа /лепка/ 4. Подвижная игра «Цветные автомобили» |
ЧЕТВЕРГ. УТРО. 1 .Игры с транспортом /социальное развитие, правила дорожного движения/. 2. Д/игра/формирование правильного звукопроизношения/ «Кто как кричит» 3. Индивидуальная работа /математическое развитие/. 2 ПОЛОВИНА ДНЯ. 1 .Игровая ситуация - сюжетно-ролевая игра «Магазин» 2. Д/игра /сенсорика/ «Найди такой же» 3. Подвижная игра «Во медведя во бору» 4. Индивидуальная работа /развитие основных движений/. |
ПЯТНИЦА УТРО. 1 .Общение на нравственно-этические темы «Зачем люди приветствуют друг друга» 2. Настольно - печатная игра «Профессии» 3. Индивидуальная работа /формирование правильного звукопроизношения/. 2 ПОЛОВИНА ДНЯ. 1 .Хозяйственно - бытовой труд /трудовые поручения/. 2. Музыкально-дидактическая игра. 3. Игры с крупным строительным материалом. 4. Сюжетно-ролевая игра. 5. Индивидуальная работа /сенсорика/. |
Планирование составлено конкретно воспитателями 1 младшей группы на неделю.
Составлено правильно, соответствует программным требованиям календарного планирования. Учтена система в работе воспитателя, т.е. взаимосвязь с занятиями; разностороннее развитие детей в течение дня и недели.
Однако, мало отражена работа по природоведческим знаниям, не расписана прогулка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам изучения теоретических материалов по заданной тематике и анализа плана воспитательно-образовательной работы в д/у, можно сделать следующие выводы:
.- Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.
- План педагогической работы определяет конкретные задачи, содержание, формы и методы работы с детьми на определенный отрезок времени. Это придает педагогическому процессу организованный характер, делает работу воспитателя целеустремленной и результативной, усиливает руководящую роль взрослых в воспитании ребенка.
- Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю дошкольного учреждения, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
-План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
- В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.