Планирование педагогического процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:29, контрольная работа

Описание работы

Основным направлением деятельности дошкольных учреждений в современных условиях является обеспечение качества образовательного процесса, способствующего достижению основной цели - разностороннему гармоническому развитию ребенка и его комфортному самочувствию в детском коллективе. Немаловажное значение в достижении этой цели придается планированию.
Образовательный процесс в дошкольном учреждении многопрофилен: это не только специально организованное обучение (игры-занятия, занятия), но и «специфические детские виды деятельности» в конкретном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Значение планирования педагогического процесса для систематического, последовательного решения задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста 4
Содержание планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду 6
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении на основе программы «Пралеска» 7
Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду 9
Календарный план работы в разновозрастной группе детей 12
Особенности ведения учета образовательной работы с детьми в практике современного детского сада 15
Практико-ориентированные задания 17
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на неделю 17
Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 60.12 Кб (Скачать)

 «Пралеска» нацеливает на поднятие «статуса» в дошкольных группах («Почемучки», «Фантазеры») «специфических детских видов деятельности» (А. В. Запорожец), и прежде всего, игровой (самодеятельной) — сюжетно-ролевой, режиссерской и др., а также художественной (музыкальной, изобразительной и др.), детского экспериментирования, возможности которых особенно велики в данный период.

При планировании работы важно предусмотреть  не только детскую деятельность, организованную педагогом, осуществляемую под его непосредственным руководством (утренняя гимнастика, занятия и др.), но и деятельность детей в сотрудничестве и сотворчестве со взрослым, а также — самостоятельную. Создание благоприятных условий для самостоятельной деятельности ребенка, в которой осуществлялось бы его саморазвитие и развивалось осознание им себя как субъекта деятельности, должно стать в числе важных забот при планировании.

Педагог стремится к тому, чтобы  все его воспитанники овладели программой, ее базисным компонентом. Одной из форм достижения этого является обучение, осуществляемое в процессе регулярно проводимых занятий в детском саду. При организации их, важно учесть психофизиологические возможности детей, что позволит предотвратить их возможное переутомление. Эту форму обучения педагог начинает использовать с детьми третьего года жизни. Общая продолжительность двух занятий с ними не должна превышать 30 минут. Возможности дошкольников позволяют увеличить длительность и число занятий: с детьми четвертого-пятого годов жизни («почемучки») проводятся 2—3 занятия в день (одна во второй половине дня), общей продолжительностью 40 - 45 минут; на шестом году жизни («фантазеры») — педагог проводит два-три занятия в день (одно -— во второй половине дня), их длительность возрастает — до 1 часа (двух занятий), 1,5 часа — трех занятий. С детьми седьмого года жизни, воспитывающимися в детском саду, допустимо проведение трех занятий (общая продолжительность их — 1 час 45 минут).

Разработанная воспитателем совместно с заместителем заведующей по ведущей деятельности (заведующей) сетка занятий предусматривает разные их виды (музыкальные, рисование, дизайн, развитие общения и речи, физкультурные и др.), их определенное соотношение, меняющиеся с возрастом детей: Сами же педагоги детского сада определяют чистоту конкретных видов занятий с учетом не только возраста воспитанников, но и особенностей их развития в определенной сфере, условий жизнедеятельности, развивающей среды, материальной базы детского сада. Непосредственно специалистам конкретного дошкольного учреждения следует определить, какие программные задачи будут решаться ими на занятиях, а какие — в других формах деятельности.

Формы организации обучения детей на занятиях различны. Гуманистический подход к детям реализуется успешнее, если педагог чаще использует занятия по подгруппам. Воплощению программы на практике способствует опора в процессе занятия на природу дошкольника, его опыт, широкое применение таких его видов, как игра-занятие, комплексное, тематическое (в основе — сказочный сюжет и т.п.) При планировании занятий необходимо предусмотреть «пронизанность» предстоящего обучения эмоциями удивления, сомнения, радостью открытий.

Знания, умения, навыки — значимые приобретения в процессе обучения. Но не только эту цель преследует педагог в работе со своими воспитанниками. Он стремится, чтобы обучение было воспитывающим, развивающим. Широкое использование в данном процессе проблемных ситуаций, экспериментирования способствует развитию интереса к занятиям, «вкуса» к самостоятельному приобретению знаний, формированию творческих способностей.

Планом важно предусмотреть  приобщение детей к универсальным, общечеловеческим и национальным ценностям не только в детском саду, но и за его пределами (экскурсии к архитектурным памятникам, в музей народного творчества, изобразительного искусства и др.).

Планирование с учетом принципа цикличности, повторения с усложнением обеспечивает лучшее усвоение детьми программного материала во всех видах деятельности. Усложняя, обогащая материал, необходимо предусмотреть вариативность выполнения детьми заданий, что будет содействовать проявлению творчества, индивидуальных особенностей, способностей детей. При планировании учитывается принцип связи всех видов деятельности, что способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Проектируя работу с дошкольниками (особенно со старшими), следует стремиться к разумному, сочетанию базисного и дополнительного образования, направленного на развитие общих и специальных способностей, одаренности воспитанников, личности в целом [6].

 

  1. Виды и формы планирования образовательной работы в детском саду

 

В практике работы дошкольных учреждений сложились следующие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное, блочное.

Годовой план - это совместная творческая работа всего коллектива. В нем определяются задачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности детского сада.

В план входят такие разделы работы детского сада:

а) повышение профессионального уровня и деловой квалификации сотрудников, изучение работы воспитателей, осуществление  контроля;

б) методическая работа;

в) педагогическая пропаганда среди родителей  и общественности;

г) административно-хозяйственная работа;

д) связь между детским садом и школой.

Годовой план может быть представлен в  разных формах (план-график, план-схема, планшетное планирование).

Цель  перспективного планирования — определить систему работы с детьми, обеспечить ее целенаправленность и результативность.

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

I. Деятельность детей вне занятий  (физкультурно-оздоровительная работа; воспитание культурно-гигиенических  навыков; воспитание навыков и  привычек культуры поведения,  положительных взаимоотношений;  ознакомление с окружающим и  развитие речи; ознакомление с  природой; игра; труд; художественная  самостоятельная деятельность; праздники  и развлечения).

II. Обучение на занятиях.

III. Индивидуальная работа с детьми.

IV. Работа с родителями.

V. Учет работы.

VI. Дополнения.

К плану прилагаются список детей  группы, перечень литературы, сетка  занятий и схема-памятка по организации  деятельности детей и воспитателя  на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный  план обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.

При «блочной» форме планирования воспитатель может изменять и дополнять эту форму с учетом своего опыта, возрастной группы детей, времени года и соответствующего программного материала.

План  включает три направления (блока) деятельности педагога:

I. Специально организованное обучение.

Роль  воспитателя — «учитель». Взрослый ставит перед детьми ряд учебных задач и предлагает им определенные способы оптимального их решения. Воспитатель – инициатор и организатор познавательной деятельности ребенка. Здесь взрослый находится как бы «над ребенком».

Содержание  занятий с детьми определяется программой, по которой работает группа. При этом учитываются условия работы детского сада (наличие бассейна, инструктора по плаванию и по физическому воспитанию, дополнительные услуги и т.д.). Занятия проводятся по подгруппам. Разделение детей осуществляется на основе уровня их развития и индивидуальных способностей. Один раз в месяц предусмотрено проведение специально организованного занятия по коррекционной работе.

II. Совместная деятельность воспитателя и детей.

Позиция взрослого по отношению к детям—это позиция «равного партнера», но в то же время партнера более опытного, направляющего деятельность детей. Воспитатель решает возникающие в совместной деятельности проблемы «вместе» с детьми. Здесь следует исключить строгую оценку работы детей.

Этот  блок включает следующие виды работы с детьми:

1. Физкультурно-оздоровительная работа:

— утренняя гимнастика;

— физические упражнения и подвижные игры на прогулке;

— физкультурный досуг, праздники, туристические походы, пешие прогулки.

2. Введение в мир прекрасного:

  — ознакомление с изобразительным искусством и музыкой;

— речевая деятельность (охватывает работу всех разделов по развитию речи; ознакомление с произведениями художественной литературы).

3. Познавательно-развивающая работа:

— развивающая деятельность и коррекционная работа;

— трудовая деятельность;

—ознакомление с природой.

III. Свободная самостоятельная деятельность детей.

Роль  взрослого — «создатель» окружающей, развивающей предметной среды. Взрослый непосредственно не включен в детскую деятельность, но влияет на ее развитие опосредованно, через изменение и обогащение предметной среды группы.

В этот блок включены разделы:

1. Самостоятельная творческая игра.

2. Самостоятельная изобразительная деятельность.

В начале плана выделяются основные задачи работы на квартал или на месяц (на усмотрение воспитателя). Это облегчает дальнейшую работу по распределению программного материала по разделам плана.

В общих задачах предусматривается содержание и формы работы с семьей [1].

 

    1. Календарный план работы в разновозрастной группе детей

 

План  работы в разновозрастной группе детей строится - по общим требованиям и схеме. Однако он  имеет и некоторое своеобразие, определяемое спецификой совместного воспитания детей разного возраста. Особого внимания требует организация различных видов деятельности детей; так как именно в деятельности возрастные возможности детей проявляются наиболее ярко: дети разного возраста обладают разным объемом знаний, необходимых умений, навыков, различна степень их самостоятельности и организованности, работоспособности, выносливости и т. д.

Эти особенности детей учитываются прежде всего при установлении режима жизни. Они определяют и содержание, формы организации детской деятельности, формы организации всей воспитательной работы с детьми. В разновозрастной группе используются разнообразные формы воспитательно-образовательной работы: фронтальная, небольшими подгруппами (по возрастам) и индивидуальная.

При фронтальной организации определяется единый для всех вид деятельности, однако конкретное содержание ее, нагрузка на детей, приемы руководства дифференцируются применительно к возрастным подгруппам. При этом большое внимание уделяется взаимодействию детей разного возраста.

При организации по подгруппам они могут  быть составлены из детей разного  возраста или одного. В первом случае к руководству деятельностью детей предъявляются те же требования, что при фронтальной форме организации. Во втором случае деятельность детей организуется на едином содержании, и руководство ею определяется общими требованиями.

Индивидуальная  работа организуется независимо от возраста. Ее содержание, методы и приемы определяются индивидуальными особенностями  детей, степенью усвоения ими знаний, навыков и умений.

Использование разнообразных форм организации  деятельности детей обеспечивает более  полный учет в воспитательной работе возрастных возможностей и особенностей детей и оптимизацию их воспитания и развития.

Календарный план работы разновозрастной группы включает содержание, формы и методы воспитательно-образовательной работы с детьми в основные временные  отрезки.

Утро. Планируется утренняя гимнастика (один раз на 10— 12 дней). В зависимости от конкретных условий она предусматривается для каждой возрастной подгруппы или совместная для всех.

Информация о работе Планирование педагогического процесса