Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:40, реферат
Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.
Сельские социальные
работники должны быть хорошо
знакомы с культурными
Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится:
В социальной работе
на селе учитываются специфика
образа жизни крестьян, народные
обычаи и традиции, роль семьи
и церкви, природы и быта, а
также широкая сеть социальных
«приспособительных приемов»: образцы
взаимопомощи, вынужденная щедрость,
общинная земля и разделение
труда, которые помогают
Социально-педагогическая деятельность в воинском социуме
Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности представителей таких специфических групп населения, к которым относятся военнослужащие (и, естественно, представители других силовых структур), лица, уволенные с военной службы, и члены их семей.
Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители трех специфических групп населения:
Первая - военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы). Та часть военно-социальной работы, которая ориентирована на эту группу клиентов, называется социальной работой с военнослужащими. Основными ее характеристиками являются следующие положения. Она проводится по месту работы военнослужащих (и проживания военнослужащих срочной службы), т.е. в казарме, в штабе, на полигоне, на командном пункте и т.д. Для социальной работы с военнослужащими готовятся специалисты — психологи, социологи, организаторы культурно-досуговой деятельности и др. Социальная работа (отдельные ее виды и направления) является частью их функциональных обязанностей. Материальная база этого вида социальной работы определяется базой той военной организации, в рамках которых она реализуется.
Вторую часть клиентов военно-социальной работы составляют семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с членами семей военнослужащих. Эта часть клиентов является приоритетной для военно-социальной работы в связи с тем, что именно семья является одной из ячеек гражданского общества; в ней формируются поколения жителей государства; в ней с первых дней жизни ребенка закладывается отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Именно там формируется соответствующая культурная среда. Приоритетность этой части клиентов военно-социальной работы определяется и значимостью семьи для офицера и прапорщика, той ролью, которую она играет для них в условиях военной службы. Значимость семьи для военнослужащего возрастает в условиях становления профессиональной армии.
Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры (со значительными ограничениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Она практически не располагает собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция отсутствует полностью. Эта часть клиентов военно-социальной работы может рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые при этом не считают их своими клиентами.
Показателями эффективности
деятельности той или иной службы
военно-социальной работы должны быть
не столько характеристики объема и
номенклатуры социальных услуг, представленных
клиентам в том или ином воинском
социуме, сколько характеристики степени
социальной напряженности в нем.
Профилактическая деятельность, предупреждающая
появление социальных проблем, способствующая
их позитивному разрешению, и является
сущностью социально-
Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях(на примере ФРГ)
Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные наказания, тесно сотрудничает с такими службами и организациями социальной помощи, как:
При осуществлении своих обязанностей социальный работник или педагог в сотрудничестве с другими служащими вносит свой вклад в решение главной задачи исполнения наказаний. Для того чтобы мероприятия по социальной работе с осужденными не пересекались с мероприятиями других служб, они согласуют с ними свою деятельность. Социальный работник или педагог использует методику социальной работы как для отдельных осужденных, так и для групп и общин. Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа:
– при поступлении осужденного в учреждение;
– в ходе отбывания им наказания;
– по подготовке к освобождению.
Основные направления работы социальных служб тюрем:
1.Консультирование иностранных осужденных:
– по личностным, социальным и правовым проблемам;
– по вопросам кооперации с внешними консультационными пунктами для иностранцев, организациями, институтами и отдельными гражданами;
– по проведению социальной работы в группах с целью интеграции иностранцев в общество, а также для усиления культурной интеграции;
– по профессиональной деятельности сотрудников других служб.
2. Консультирование по семейным вопросам:
– диагностика отношений;
– работа по формированию мотивации;
– консультирование по вопросам партнерских взаимоотношений, супружества, семьи и воспитания детей. Эта работа проводится с осужденными как индивидуально, так и в группах;
– установление социальных отношений с помощью шефов или контактных групп;
– предоставление внеочередных свиданий;
– направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения.
3. Работа по погашению исков.
Основные критерии работы по погашению исков:
– работа по формированию мотивации;
– консультирование осужденных и сотрудников по вопросам погашения исков;
– кооперация с внешними
организациями, институтами и
4. Социальный тренинг.
Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются методике проведения социального тренинга.
Тренинг предполагает:
– подбор клиентов, которым необходим социальный тренинг;
– подготовку к социальному тренингу и посттренинговые мероприятия;
– подготовительные беседы
с участниками социального
– кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;
– проведение социального тренинга.
Социальный тренинг
На основании вышеизложенного
социально-педагогическую работу с
осужденными можно представить
как основное направление деятельности
учреждений, исполняющих уголовные
наказания лишением свободы, и института
условного осуждения и условно-
Возрождение различных конфессий, повышение их роли в воспитании подрастающего поколения
Идея внедрения в школу
духовно-нравственного
Стремительное разрастание информационной среды, вовлечение нового поколения в жизнь под девизом «Бери от жизни все!» ставят подрастающее поколение в ситуации духовно-нравственного выбора несравнимо чаще, чем прежде. В условиях смещения шкалы ценностей, утраты духовных ориентиров и взаимопонимания между поколениями, народами, конфессиями, такой выбор сплошь и рядом приводит к разрушению личности.
Очевидно, что воспитание
свободных граждан, которые понимали
бы личную ответственность и свой
гражданский долг перед обществом,
духовно-богатых и имеющих
Один из способов выхода
из кризиса в духовной сфере видится
в помощи школы в возрождении
самобытной цивилизации на основе
традиционных, веками шлифовавшихся
ценностей отечественной
Начиная с младшего школьного
возраста, когда у ребенка еще
только начинает формироваться нравственный
стержень, и в это время в
его сердце можно заложить столько
человечности, что ее с лихвой хватит
на всю жизнь, нужно знакомить
его с духовными и
Информация о работе Педагогика социальной работы в учреждениях образования