Педагогика социальной работы в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

 Сельские социальные  работники должны быть хорошо  знакомы с культурными характеристиками  разных этнических и расовых  групп, которые они будут обслуживать.  Кроме того, они должны иметь  специальную подготовку по использованию  систем неформальной поддержки  при решении проблем своих  клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое  значение личным связям и связям  со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их. Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам инновационным навыкам самопомощи и взаимопомощи, технологии.

Социальные службы в общине можно развивать на базе местной  школы как наиболее устойчивом звене  социальной сферы, превратив ее в  общинный центр социальной работы с  детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится:

  • организатором культурного досуга,
  • социальной помощи,
  • образовательной деятельности,
  • физкультуры и спорта,
  • благотворительной работы,
  • общественного и производительного труда,
  • добровольческой работы волонтеров.

 В социальной работе  на селе учитываются специфика  образа жизни крестьян, народные  обычаи и традиции, роль семьи  и церкви, природы и быта, а  также широкая сеть социальных  «приспособительных приемов»: образцы  взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение  труда, которые помогают крестьянам  выравнивать неизбежные провалы  в семейных ресурсах. Ключевой  проблемой сельского социального  развития остается создание социальной  инфраструктуры, которая обеспечит  доступ сельских жителей к  современным и эффективным услугам:  образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникации, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному  обучению для всего сельского  населения. Решение этих задач  в немалой степени зависит  от социальных служб.[8]

 

Социально-педагогическая деятельность в воинском социуме

 

Военно-социальная работа призвана удовлетворять социальные потребности  представителей таких специфических  групп населения, к которым относятся  военнослужащие (и, естественно, представители  других силовых структур), лица, уволенные  с военной службы, и члены их семей.

 

Клиентами военно-социальной работы являются, как правило, представители  трех специфических групп населения:

 

Первая - военнослужащие (офицеры, прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы). Та часть военно-социальной работы, которая ориентирована на эту группу клиентов, называется социальной работой с военнослужащими. Основными ее характеристиками являются следующие положения. Она проводится по месту работы военнослужащих (и проживания военнослужащих срочной службы), т.е. в казарме, в штабе, на полигоне, на командном пункте и т.д. Для социальной работы с военнослужащими готовятся специалисты — психологи, социологи, организаторы культурно-досуговой деятельности и др. Социальная работа (отдельные ее виды и направления) является частью их функциональных обязанностей. Материальная база этого вида социальной работы определяется базой той военной организации, в рамках которых она реализуется.

 

 Вторую часть клиентов военно-социальной работы составляют семьи военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с членами семей военнослужащих. Эта часть клиентов является приоритетной для военно-социальной работы в связи с тем, что именно семья является одной из ячеек гражданского общества; в ней формируются поколения жителей государства; в ней с первых дней жизни ребенка закладывается отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе. Именно там формируется соответствующая культурная среда. Приоритетность этой части клиентов военно-социальной работы определяется и значимостью семьи для офицера и прапорщика, той ролью, которую она играет для них в условиях военной службы. Значимость семьи для военнослужащего возрастает в условиях становления профессиональной армии.

 

 Третью часть клиентов военно-социальной работы составляют бывшие военнослужащие; совокупность видов деятельности, направленной на удовлетворение их социальных потребностей, называется социальной работой с лицами, уволенными с военной службы. Эта работа проводится по месту жительства бывших военнослужащих (военные городки, места их компактного проживания в населенных пунктах); она возлагается на гражданские структуры (со значительными ограничениями) и не входит в круг обязанностей военных должностных лиц. Она практически не располагает собственной кадровой и материальной базой. Нормативная ее регуляция отсутствует полностью. Эта часть клиентов военно-социальной работы может рассчитывать в основном только на гражданские социальные службы, которые при этом не считают их своими клиентами.

Показателями эффективности  деятельности той или иной службы военно-социальной работы должны быть не столько характеристики объема и  номенклатуры социальных услуг, представленных клиентам в том или ином воинском социуме, сколько характеристики степени  социальной напряженности в нем. Профилактическая деятельность, предупреждающая  появление социальных проблем, способствующая их позитивному разрешению, и является сущностью социально-педагогической деятельности в военной среде.[10]

Социально-педагогическая деятельность в пенитенциарных учреждениях(на примере ФРГ)

 

Социальная служба учреждения, исполняющего уголовные наказания, тесно сотрудничает с такими службами и организациями социальной помощи, как:

  • биржа труда,
  • кассы помощи по болезни,
  • социальные учреждения,
  • консультационные службы для правонарушителей,
  • организации общего и профессионального образования,
  • терапевтические учреждения,
  • жилищные общины и учреждения,
  • службы помощи условно осужденным и досрочно освобожденным,
  • суды для несовершеннолетних,
  • консультпункты по погашению долгов (исков), комитет по делам иностранцев.

При осуществлении своих  обязанностей социальный работник или  педагог в сотрудничестве с другими  служащими вносит свой вклад в  решение главной задачи исполнения наказаний. Для того чтобы мероприятия  по социальной работе с осужденными  не пересекались с мероприятиями  других служб, они согласуют с  ними свою деятельность. Социальный работник или педагог использует методику социальной работы как для отдельных осужденных, так и для групп и общин. Социальная работа в местах лишения свободы проводится в три этапа:

– при поступлении осужденного  в учреждение;

– в ходе отбывания им наказания;

– по подготовке к освобождению.

 

Основные  направления работы социальных служб  тюрем:

1.Консультирование иностранных осужденных:

– по личностным, социальным и правовым проблемам;

– по вопросам кооперации с  внешними консультационными пунктами для иностранцев, организациями, институтами  и отдельными гражданами;

– по проведению социальной работы в группах с целью интеграции иностранцев в общество, а также  для усиления культурной интеграции;

– по профессиональной деятельности сотрудников других служб.

2. Консультирование по семейным вопросам:

– диагностика отношений;

– работа по формированию мотивации;

– консультирование по вопросам партнерских взаимоотношений, супружества, семьи и воспитания детей. Эта  работа проводится с осужденными  как индивидуально, так и в  группах;

– установление социальных отношений с помощью шефов  или контактных групп;

– предоставление внеочередных свиданий;

– направление в консультационные пункты, находящиеся вне стен учреждения.

3. Работа по погашению исков.

Основные критерии работы по погашению исков:

– работа по формированию мотивации;

– консультирование осужденных и сотрудников по вопросам погашения  исков;

– кооперация с внешними организациями, институтами и консультационными  пунктами по погашению исков.

4. Социальный тренинг.

Большинство социальных работников и сотрудников общей службы исполнения наказаний специально обучаются  методике проведения социального тренинга.

Тренинг предполагает:

– подбор клиентов, которым  необходим социальный тренинг;

– подготовку к социальному  тренингу и посттренинговые мероприятия;

– подготовительные беседы с участниками социального тренинга;

– кооперацию с внешними организациями, институтами, отдельными гражданами, содействующими проведению социального тренинга;

– проведение социального  тренинга.

Социальный тренинг предусмотрен в тюрьмах и открытого и  закрытого типов. Тематика и методы определяются в соответствии с целями группы.

На основании вышеизложенного  социально-педагогическую работу с  осужденными можно представить  как основное направление деятельности учреждений, исполняющих уголовные  наказания лишением свободы, и института  условного осуждения и условно-досрочного освобождения, главной целью которых  является содействие ресоциализации осужденных и интеграции их в общество.[11]

 

 

Возрождение различных конфессий, повышение  их роли в воспитании подрастающего  поколения

 

Идея внедрения в школу  духовно-нравственного воспитания возникла во время поиска ответа на вопрос, издавна являющийся стержневым в  школьной педагогике, а последнее  время как-то по-новому ею выстраданный: как соединить обучение ума с  воспитанием души и возрастанием духа?

Стремительное разрастание  информационной среды, вовлечение нового поколения в жизнь под девизом  «Бери от жизни все!» ставят подрастающее поколение в ситуации духовно-нравственного  выбора несравнимо чаще, чем прежде. В условиях смещения шкалы ценностей, утраты духовных ориентиров и взаимопонимания  между поколениями, народами, конфессиями, такой выбор сплошь и рядом  приводит к разрушению личности.

Очевидно, что воспитание свободных граждан,  которые понимали бы личную ответственность и свой гражданский долг перед обществом, духовно-богатых и имеющих надежный нравственный стержень, стало актуальнейшей  проблемой.

Один из способов выхода из кризиса в духовной сфере видится  в помощи школы в возрождении  самобытной  цивилизации на основе традиционных, веками шлифовавшихся  ценностей отечественной культуры, в том числе и традиционных религий, которые на протяжении многих веков неустанно протягивают  руку помощи в деле воспитания личности.

Начиная с младшего школьного  возраста, когда у ребенка еще  только начинает формироваться нравственный стержень, и в это время в  его сердце можно заложить столько  человечности, что ее с лихвой хватит на всю жизнь, нужно знакомить  его с духовными и нравственными  ценностями. Именно в этом возрасте приобретенные навыки поведения, элементарные духовно-нравственные знания и чувства  являются тем фундаментом, на котором  происходит развитие и формирование нравственного поведения, сознания, чувств, отношений. И именно в этом возрасте важно закрепить у учащихся понимание того, что, общаясь с  человеком, следует знать, что для  него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова; о том, что нормы человеческого  общежития требуют взаимного  уважения и уступчивости; что необходимо учиться избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных  и семейных традиций, интересов, идеалов  и святынь.[12]

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогика социальной работы в учреждениях образования