Педагогика социальной работы в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

Эффективность социально-досуговой  деятельности  определяется следующими условиями:

  • гуманистически ориентированной идеологией социальной работы, основанной на культурно-историческом опыте и духовных традициях конкретной страны, народа, социальной общности;
  • наличием кадровой структуры в системе социальной работы, профессиональный потенциал которой гарантирует оптимальное качество услуг в сфере досуга;
  • степенью развития информационных каналов обратной связи между субъектом социального патроната и его объектом для оперативной экспертизы эффективности деятельности аниматоров и провайдеров и внесение в нее необходимых корректив. [8]

 

 Досуг в системе  социальной жизни рассматривается,  с одной стороны, как создающие  новые возможности личностной  самореализации, с другой — как  обеспечивающие саморазвитие культуры  посредством изменения норм, систем  ценностей, стилей жизни и образцов  поведения, гарантирующие культурную  трансмиссию и компенсирующие  негативные последствия нарушений  культурного баланса в обществе.

 

Социально-педагогическая деятельность в микрорайоне

Социальный педагог –  ключевая фигура в микрорайоне, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку.

Усиление внимания в современных  условиях вопросам воспитания людей  в семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное, основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как объективно развивающееся взаимодействие семейного  и общественного воспитания; возрастание  социально-экономического и свободного времени, управление им в интересах  гармоничного развития личности.

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в  жилом массиве, в микрорайоне, в  доме располагает дополнительными  резервами в совершенствовании  педагогического и общественного  воздействия на семью и её ближайшее  окружение, влияния на процесс семейного  воспитания. Являясь своеобразным местом непосредственного соприкосновения  педагогических коллективов и широкой  общественности с семьёй, местожительство  становится тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать  во внешкольном воспитании различные  социальные институты.

Система контактов ребенка  с окружающим миром сложна и многогранна. Воспитание во внешкольных условиях – это не только непосредственное воздействие на личность ребёнка, но и опосредованное – путём нравственного  совершенствования окружающей среды.

На результативность воспитательной работы с детьми и подростками  по месту жительства непосредственно  влияет уровень воспитанности окружающих и особенно близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного, культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему положительных общественных отношений по месту жительства, создание возможностей для воспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традициях народа, целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание благоприятной моральной атмосферы в семье, обеспечение единства воспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – всё это оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-нравственное развитие личности.

Специфика внешкольной среды, индивидуальные различия в характеристике каждого дома, семьи, разнообразие запросов, интересов, способностей людей заставляют тщательно изучать их и учитывать  в воспитательной работе. Только так  можно добиться наиболее полного  развития духовных потребностей, наилучшего использования воспитательных возможностей семьи, микрорайона.

Социально-педагогическая деятельность на улице

Социальная работа на улице  имеет ряд своих особенностей, определяемых спецификой целевой группы и условиями самой работы: это  работа с детьми и подростками, которые  находятся в трудной ситуации, но не обращаются за помощью к взрослым, специалистам, эта работа на их территории, в ситуации, когда клиент в любой  момент может уйти, отказаться от продолжения  общения или контактов в принципе.

Большинство участков социокультурного пространства, которые избирает сам  ребенок для своей жизнедеятельности, характеризуются ненаблюдаемостью и неорганизованностью (дворы, улицы, чердаки, стройки и т.п.). Для безнадзорных и беспризорных детей эти зоны становятся пространством жизнедеятельности, которое, к сожалению, несет в себе, скорее, негативный, дезадаптирующий опыт. В связи с этим за рубежом сложилось самостоятельное направление по работе с детьми и молодежью, получившее название уличной работы. Так, в ФРГ для «неформальной» работы с молодежными группировками учреждаются общественные институты «стритвекеров» (социальных работников на улице), деятельность которых регламентируется решениями местных органов администрации. В последние годы и в нашей стране создаются при поддержке иностранных специалистов службы «Ребенок на улице».

Служба «Ребенок на улице» может существенно облегчить  переход ребенка с улицы в  сферу реабилитационного пространства. Социальный педагог или социальный работник этой службы становится первым представителем реабилитационного  пространства, вступающим в доверительные  отношения с ребенком. Он ориентирует  ребенка в структуре реабилитационного  пространства и, главное, мотивирует его  к ресоциализации, старается пробудить в нем желание стать полноценным членом общества.

Основное  назначение службы — выполнение роли буфера между уличными детьми и обществом.

Главными  задачами службы «Ребенок на улице» являются:

  • мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, чтобы:

- выявлять нарушения прав  несовершеннолетних и информировать  о них соответствующие органы;

- осуществлять профилактику  беспризорности, не допускать появления  на улице «новеньких» детей;

- оказывать всестороннюю  экстренную помощь детям, оказавшимся  в критической ситуации;

- способствовать формированию  социально приемлемого поведения  у детей и подростков путем  коррекции их мотивационной сферы;

  • тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (ПДН, организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативного принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и выработки согласованных действий по работе с детьми улиц;
  • разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних «группы риска»;
  • выполнение роли проводника для детей улиц в сферу реабилитационного пространства.

При работе с уличными детьми работники службы должны руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Реабилитационное пространство для несовершеннолетних «группы риска» ставит во главу угла интересы ребенка, подростка. В частности, задача службы «Ребенок на улице» состоит в эффективной защите интересов несовершеннолетнего, его прав и свобод. Это значит, что во всех конфликтах взрослых граждан и несовершеннолетних служба «Ребенок на улице» всегда встает на сторону несовершеннолетнего. Предполагается, что у каждой категории населения должны быть свои защитники.
  • Принцип добровольности. Принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно, для этого нужно его желание. Для того чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный педагог или социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обоих сторон — социального педагога/социального работника и самого подростка. Без согласия несовершеннолетнего на такое сотрудничество специалист ограничивается функциями наблюдателя.

Этот принцип продиктован  условиями работы в неформальных средах и приоритетами этой работы. Специалист часто встает перед дилеммой: либо вмешаться вопреки желанию  подростка, остановить некое действие, разрушающее его нравственные устои, и тем самым прервать отношения с ним и его группой; либо сохранить позицию наблюдателя и систему отношений с подростком и группой. Для специалиста службы разумнее выбирать второй путь. Социальный педагог или социальный работник имеет право активно вмешаться в ситуацию вопреки воле подростка только в том случае, если в ней присутствует явная угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего.

  • Принцип принятия ценностей другого человека. В первое время следует полностью отказаться от оценок поступков беспризорника. Все его поступки продиктованы прежде всего стремлением выжить в сложных условиях, и мы не вправе осуждать за это. После возникновения доверительных отношений можно выражать свое мнение о поступках ребенка, но при этом всегда делать скидку на те условия, в которых он живет.
  • Принцип доверия. Принцип доверия к подростку состоит в том, что социальный педагог не выражает сомнений в правдивости информации, исходящей от несовершеннолетнего. Как правило, со временем уличный работник получит достоверные сведения о каждом подростке, которые должны быть в процессе аналитической обработки еще раз досконально проверены. Пунктуальность, стабильность и четкость соблюдения графика обхода территории уличными работниками дают им дополнительные возможности при завоевании доверия у беспризорников.
  • Принцип открытости. Дети очень чувствительны ко лжи, особенно те, кто не раз обжегся на этом в своей жизни. Быть предельно честным и откровенным при общении с детьми не значит выворачивать себя перед ними наизнанку. Достаточно сказать, что вы не знаете ответа на этот вопрос или вам бы не хотелось обманывать, и поэтому лучше промолчать.
  • Принцип единой команды. Уличная работа — это командная работа. Дети улиц постоянно меняют свое место жительства, работы, и только тесное взаимодействие всех уличных работников позволяет держать в поле зрения всех детей. Работа в команде облегчает организацию больших мероприятий (спортивных, культурных и т.д.), которые служат знакомству и общению детей, снижая межтерриториальную напряженность среди группировок несовершеннолетних.

Обобщая опыт зарубежных специалистов в области уличной работы, обратим  внимание на следующее:

• работа в парах «парень — девушка» позволяет, с одной стороны, сделать работу безопаснее, а с другой — формировать доверие у ребенка;

• вечернее время работы способствует попаданию в поле зрения специалистов наибольшего количества детей, и в первую очередь детей «группы риска»;

• территориальная принадлежности каждой паре специалистов отводится определенная территория, которую она должна хорошо знать и ориентироваться в ней. Это своего рода поле деятельности уличных работников;

• волонтерская деятельность: необходимо стремиться подключать к своей работе детей, на которых можно положиться, создавать сеть информаторов, чтобы повысить оперативность работы;

• поиск детей улиц: источниками информации о детях «группы риска» могут быть взрослые, проживающие на данной территории, сами уличные дети или дети, недавно поступившие в приют, детский дом или интернат. Формой поиска может стать рейд, обход, распространение листовок с просьбой сообщить о детях, нуждающихся в помощи, по определенному телефону;

• формы помощи: традиционные формы помощи (походы, спортивно-культурные мероприятия и т.п.) в процессе сотрудничества с различными детскими досуговыми организациями, учреждениями социальной зашиты, правоохранительными органами, администрацией и т.п. могут быть дополнены защитой прав ребенка , устройством детей в кружки и секции, консультациями специалистов (психолога, нарколога и т.п.), определением в учреждения социальной защиты, открытием секонд хендов для беспризорников и др.;

• непосредственный контакт с уличными детьми: опыт работы лицом к лицу с уличными детьми в их среде ценен для любого, кто имеет с ними дело. Ни статистические, ни описательные данные не заменят непосредственного общения. [4]

Социально-педагогическая деятельность в сельском социуме

Социальные работники  в сельских местностях работают с  различными группами детей, семей, старыми  людьми, инвалидами и так далее. Они  работают в относительно изолированных, небольших местных и окружных учреждениях и сталкиваются с  множеством сложных проблем. Специализированные службы, общераспространенные в городских  районах, как правило, обычно отсутствуют. Работник должен быть опытен в оценке проблем и опытный при оказании услуг, строго ориентироваться на социальные технологии, такие как индивидуальная и групповая психотерапия или  организация общины, на практические области, общественная благотворительность  и так далее.

 Помимо навыков и  умений, связанных с людьми, социальный  работник общего профиля должен  знать, как планировать, реализовывать  и оценивать программы, как  защищать необходимые социально-политические  реформы в политической системе,  как эффективно работать с  органами государственного управления  разных уровней, а также с  официальными и неофициальными  структурами сельской общины.

Информация о работе Педагогика социальной работы в учреждениях образования