Педагогика социальной работы в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

Педагогика  социальной работы в учреждениях  образования

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие  цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:

  • способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
  • развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
  • способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
  • участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Чтобы реализовать эти  цели, социальный педагог в школе:

    • использует методы анализа, консультирования, лечения и активизации, охватывая в своей деятельности не только самих учащихся, но и их родителей как целую группу;
    • тесно сотрудничает с учителями, школьными психологами и врачами, стремится привлечь к сотрудничеству всех, кто проявляет понимание и интерес к его работе;
    • оказывает всестороннюю помощь отдельным ученикам (воспитанникам) и группам, используя методы групповой педагогики, работает с учительским коллективом;
    • воздействует на позитивное изменение социального поля в школе [2].

В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е гг., во время  реформы образования, и  направлена прежде всего на работу с детьми, с трудом адаптирующимися к новым образовательным программам. В школе социальный работник выполняет несколько ролей:

    • дает советы детям и их родителям по различным вопросам,
    • консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ,
    • является связующим звеном между школой и местным сообществом, и т.д.

Социальные работники  могут также разрабатывать планы  и программы, а также возглавлять  различные альтернативные образовательные  учреждения или вспомогательные  школы для детей, которые по тем  или иным причинам не могут учиться  в общеобразовательной школе.

Социальные работники  работают и в высших учебных заведениях: помогают студенческим организациям защищать социальные права студентов; в студенческих общежитиях помогают студентам целесообразнее организовать свою социальную жизнь и эффективно решать свои социальные проблемы; помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам с ограниченными возможностями (инвалидам); преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу, а также другие гуманитарные и медицинские специальности.

С точки зрения  специалистов, основными задачами социального педагога образовательного учреждения являются:

    • социальная защита прав детей;
    • создание благоприятных условий для развития ребенка;
    • установление связей и партнерских отношений между семьей и образовательным учреждением.

Социальный педагог является равноправным членом педагогического  коллектива. Он принимает участие  в работе педагогических советов  и методических объединений. 

Социальную работу в образовательных  учреждениях часто относят к  социальной работе по охране здоровья детей, подростков и юношества. В  средней школе социальный работник занимается профилактикой заболеваний, и решением социальных проблем учащихся.

В учреждениях  интернатного типа социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службами занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации [1].

В образовательных  учреждениях для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, социальный педагог принимает меры по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей и подростков, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

В специальном  учебно-воспитательном учреждении для  детей и подростков с девиантным поведением (открытого и закрытого типа) социальный педагог осуществляет связь со службами социальной защиты населения по месту жительства воспитанников, поддерживает связь с родителями (лицами, их заменяющими) путем переписки, посещения их на дому, личных бесед, проведения родительских собраний.

Во многих современных  образовательных учреждениях создаются  социальные службы, призванные организовать совместную деятельность администрации, учеников (воспитанников) и их родителей, педагогического коллектива, представителей общественных структур, сотрудничающих с образовательным учреждением  для педагогизации среды жизнедеятельности учащихся (воспитанников) и оказания квалифицированной и своевременной социальной поддержки и помощи. Социальная служба должна выполнять следующие функции:

    • выступать поручителем, обеспечивать социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;
    • охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд;
    • создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся;
    • оказывать помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;
    • налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать психическому насилию над личностью;
    • изучать общественное мнение в школьном коллективе;
    • организовывать социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;
    • организовывать работу школьного телефона доверия;
    • способствовать здоровому образу жизни членов коллектива.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в учреждениях системы  образования — необходимое, постоянно  развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности, которое обеспечивает полноценную  социализацию, разностороннее развитие, плодотворное общение всех участников педагогического процесса.

Рассматривая вопрос о  методах и формах работы социального  педагога в органах социальной защиты надо прежде рассмотреть методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы. Рассмотрим методы социальной работы как области научного знания. Была создана классификация по степени общности, что обусловливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию выделяется:

  • Всеобщий (или философский) метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.
  • Общенаучные методы применяются во многих областях деятельности, в том числе и в социальной работе.
  • Частные специальные научные методы - это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие – техникой.[3]

  Педагогика социальной работы в органах социальной защиты населения

 В процессе деятельности  социального педагога в  органах  социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

            К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежат натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами.

Распорядительные  методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы:

 

  • Регламентирование - способ организационного воздействия,

заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

 

  • Нормирование - установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

 

  • Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого заключается в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережении его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

 

  Психолого-педагогические  методы связаны с косвенным  воздействием и влиянием на  клиента через механизм социально-психологической  и педагогической регуляции его  социального самочувствия и повеления.  Главным методом в этой группе  является убеждение в различной  форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример), социологические исследования, социально-психологический  диагноз, психологическая коррекция,  психологическое консультирование, психопрофилактика, информирование, методы обучения и воспитания, социальная терапия и т. д. Из них наиболее профессионально специфичным методом является социальная терапия. Социальная терапия - это систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов и отношений. Задачи социальной терапии: исправление, корректировка поведения, предупреждение дисфункций, обеспечение нормального развития, самоутверждение личности. В контексте социальной терапии могут быть представлены индивидуальные и групповые формы работы, семейная терапия, трудовая терапия, социодрама и психодрама и др.

 Методы, представленные  в данной классификации, ориентированы  на создание условий для решения  задач социальной работы в  процессе ее организации, позиция  клиента при этом подходе - пассивная: он испытывает воздействие  на себя со стороны системы социальной работы .

 В процессе деятельности  социального педагога в  органах  социальной защиты к формам работы относятся:

1.Социальное обеспечение  (существуют виды стабильной социальной поддержки определенных слоев и категорий населения со стороны государства. Речь идет о людях, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства и общества, живущих в основном за счет государственного обеспечения. Для того чтобы помочь этим людям, гарантировать их необходимыми средствами, существует социальная отрасль экономики, называемая социальным обеспечением. Наиболее распространенный вид социального обеспечения - пенсионное обеспечение. Пенсионерам по возрасту выплачивается пенсия, зависящая от стажа работы и уровня заработной платы, которую получал пенсионер до выхода на пенсию. Кроме пенсий, из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств к существованию).

2.Социальная помощь оказывается также в виде предоставления людям, семьям кредитов на строительство жилья, благоустройство, приобретение домашнего имущества. Распространенным видом денежной помощи учащейся молодежи является выплата стипендий.

Особый вид социальной помощи - медицинская помощь. В значительной степени такая помощь оказывается  бесплатно. Страховая медицина предусматривает  формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий  и организаций. 

Государство оказывает значительную помощь безработным. Прежде всего, она  проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Наряду с  пособием Государственный фонд занятости  затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью.

3.В системе социальной  защиты населения самым важным  элементом выступает социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское, страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве.

Информация о работе Педагогика социальной работы в учреждениях образования