Педагогика социальной работы в учреждениях образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:40, реферат

Описание работы

Школа — одно из традиционных мест деятельности социальных педагогов. На основе отечественной и зарубежной практики можно сформулировать следующие цели социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении:
способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
развивать процесс опережающей социализации, т.е. знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов.

Работа содержит 1 файл

реферат 2.docx

— 62.05 Кб (Скачать)

 Важным звеном социальной  защиты населения являются:

4. программы трудоустройства и переквалификации. С целью создания новых рабочих мест государство берет на себя также выполнение таких общественных работ, как строительство дорог, канализаций и т. д.

5.Менеджмент - совокупность социально-экономических методов, средств и форм управления [4].

Таким образом, существует множество  классификаций методов и форм социального педагога в органах  социальной защиты  с точки зрения практической деятельности, но, к сожалению,  они представляют собой сложную  и пока мало разработанную проблему. Описание и анализ методов, их содержательная дифференциация в специальной литературе находится лишь в стадии становления.

Педагогика  социальной работы в учреждениях  здравоохранения

Здравоохранение — традиционная сфера деятельности специалистов социальной работы. Первые социальные работники стали работать в медицинских учреждениях еще в начале XX в. В послевоенные годы медицинские учреждения стран Запада активизировали прием на работу специалистов в области социальной работы — во-первых, для того, чтобы глубже и полнее понять экономические, духовные или моральные проблемы своих пациентов, а во-вторых, чтобы разрешить эти проблемы с помощью социальных работников. К задачам социальных работников обычно относятся:

    • защита прав пациентов,
    • социальная адаптация больных людей к пребыванию вне стационара по окончании лечения,
    • организация ухода и медицинского обслуживания больных людей на дому (патронаж) после курса интенсивной терапии, трудотерапия инвалидов.[5]

 Медицинские социальные работники содействуют организации медицинских учреждений, работают в управлениях по охране здоровья, медицинских учреждениях для мигрантов и вынужденных переселенцев, учреждениях, занимающихся профилактикой рисков заболеваний, наркомании, алкоголизма, в эпидемиологических центрах и других организациях. Сейчас в сфере здравоохранения трудится около одной трети социальных работников всего мира.

К функциям медицинских социальных работников относятся:

    • оказание социальной помощи пациентам и членам их семей,
    • участие в разработке программ по оздоровлению населения,
    • выполнение роли связующего звена между местными социальными организациями и медицинскими учреждениями,
    • консультирование медицинского персонала по социальным вопросам,
    • научные исследования,
    • руководство социальными службами в самих медицинских учреждениях.

Медицинские социальные работники  работают также с людьми с ограниченными  возможностями, т.е. людьми, физически  или психически неполноценными. В  настоящее время отмечена особая роль специалистов в области социальной работы в системе служб психиатрической  помощи. Во многих развитых странах (США, Швеция, Великобритания) более трети  руководителей центров психического здоровья имеют высшее образование  в области социальной работы, В  этой сфере основной вид деятельности — профилактика психических заболеваний, которая имеет три уровня:

1) по возможности исключение или снижение рисков психических заболеваний. Несмотря на то, что полного единодушия у психиатров относительно причин психических заболеваний до сих пор не достигнуто, социальные работники убеждены, что многие эти причины носят социальный характер: бедность, голод, неполноценное питание. Эмоциональные проблемы чаще всего являются результатом стрессов экономического происхождения, а частота и степень серьезности психических заболеваний обусловлены ростом безработицы. Таким образом, профилактика психических болезней непосредственно связана с профилактикой социальных проблем;

2) повышение степени сопротивляемости человека к психогенным факторам. Социальный работник выделяет группы повышенного риска среди населения и оказывает профилактическую помощь их представителям, которая подразумевает разработку и реализацию программ, помогающих людям осознать степень риска, получить информацию о доступной для них помощи или даже изменить восприятие своего психического недуга. Чрезвычайно важно помочь человеку до того, как симптомы заболевания станут слишком явными;

3) участие в самом курсе лечения, реабилитации психически нездоровых людей с целью помочь клиенту социально функционировать и быть полезным себе и обществу.

В большинстве зарубежных центров психического здоровья развитых стран социальные работники являются участниками «команды», объединяющей врачей-психиатров, психологов и других профессионалов. Все члены такой  «команды» являются профессионалами  в своей области, однако только социальный работник способен найти необходимые  социальные ресурсы, чтобы поддержать пациента или вернуть его к  обычной жизни. Эффективность действий социального работника зависит  от его знаний в области психиатрии (знаний терминологии, фармакологии психотропных средств), знаний законодательства по охране психического здоровья, влияния  окружающей среды на психическое  здоровье, его умений работать в  команде.

Педагогика  социальной работы в правоохранительных органах

Социальная работа в системе  правоохранительных органов традиционно  привлекает внимание социальных работников, хотя и вызывает в их среде многочисленные дискуссии относительно роли социальной работы в вопросах охраны правопорядка, социального контроля и надзора. Многие социальные работники считают этически недопустимым для себя заниматься вопросами, в какой-то мере ущемляющими социальные права личности. Тем не менее любой социальный работник, который должен в силу своих служебных обязанностей иметь дело с условно осужденными или работать в местах заключения или в исправительных учреждениях, так или иначе функционально связан с социальным контролем.[6]

Как правило, в большинстве  развитых стран социальные работники  являются штатными сотрудниками пенитенциарных учреждений, занимаясь в основном консультированием заключенных, а  также их адаптацией к жизни в  изоляции от общества. Некоторые специалисты  занимаются психотерапией и выполняют  обязанности медицинских работников в тюремных медицинских службах. В США, Великобритании, Швеции и некоторых  других странах специалисты, подучившие образование в области социальной работы, занимают руководящие административные должности в пенитенциарных учреждениях.

Особое внимание социальные работники уделяют заключенным, которым предстоит вскоре выйти  на свободу, — они контактируют с  семьей заключенного, его родными, используют другие социальные ресурсы, чтобы помочь человеку легче адаптироваться к  жизни в обществе.

Интересен международный  опыт социальной работы в следственных органах. Здесь задача социального  работника — помочь следствию  подготовить необходимые документы  для судебных инстанций, поэтому  он должен обладать специфическими знаниями, навыками и умениями, уметь интервьюировать, четко обозначать проблему и грамотно и логично излагать на бумаге свое заключение. Социальный работник должен профессионально оценить поведение  подследственного с точки зрения его потенциальной опасности  для общества и для личности, дать научно аргументированный прогноз  относительно возможности рецидива преступных действий подследственного. Подготовка профессионально грамотного заключения требует от социального  работника знания уголовного законодательства и положений о пенитенциарных и исправительных учреждениях. В  процессе своей деятельности социальный работник должен хорошо взвесить все  аргументы «за» и «против», чтобы  защитить интересы как: клиента, так  и общества.

Во многих странах в  определенных случаях законом предусмотрено  участие социального работника  в судебном разбирательстве. В суде социальный работник, как правило, выступает  в роли адвоката или защитника  интересов клиентов,  чаще всего  несовершеннолетних, инвалидов или  пожилых людей. Характерной особенностью деятельности социального работника  в судебных органах является то, что он не имеет права осуждать действия судей — он обязан доверять судебным инстанциям и верить в справедливость судебной системы. В противном случае он вступит в противоречие с Этическим  кодексом своей профессии.

Социальная работа в правоохранительных системах — относительно новая область  деятельности и часто вызывает жаркие споры среди специалистов, особенно когда речь идет о соответствии работы в этой сфере этическим основам  профессии.

Педагогика  социальной работы на производстве

Согласно исследованиям  специалистов личностные проблемы работников промышленных предприятий приводят к значительному снижению производительности труда (по некоторым оценкам —  на 25%). В большинстве промышленно  развитых стран количество наемных  трудящихся, которые пользуются услугами социальных служб на предприятиях, составляет 15—18% от числа всех занятых  на производстве. Эффективность социальных служб на производстве довольно трудно определить в количественных показателях. Многие программы профилактики социальных проблем вообще не поддаются количественной оценке.

Основные  виды деятельности социальных работников на производстве:

    • развитие человеческого потенциала,
    • профилактика безработицы,
    • организация переподготовки и переквалификации,
    • организация профессионального обучения,
    • психологическая адаптация трудящихся, вынужденных менять профессию.

Внедрение робототехники  на многих промышленных предприятиях Запада является причиной ограничения  взаимодействия людей, поэтому социальным работникам приходится решать проблемы трудящихся, связанные с их депрессией или ощущением тревоги.

Конечно же, используя системную  модель для решения проблем на производстве, социальные работники  больше заняты проблемами организации, менеджмента. При внедрении новых  технологий социальные работники следят за правильной последовательностью  этапов этого процесса, чтобы снизить  последствия стрессовых факторов. Характерно, что оплачивают программы социальной адаптации сами трудящиеся, которые заинтересованы в том, чтобы не потерять работу.

 Социальные работники  ответственны за создание на  производстве благоприятного социально-психологического  климата. Они оказывают услуги  в виде консультаций, решают проблемы  клиентов совместно с другими  социальными службами, имеющимися  на предприятии (кадровая, медицинская  служба, профсоюз и др.). Социальная  работа в сфере производства  выгодна и предпринимателям, поскольку  решаются такие производственные  проблемы, как текучесть кадров, опоздания, несчастные случаи  и травматизм, использование соцстраховых выплат и пособий, снижение общих материальных и социальных затрат.[7]

 

Педагогика  социальной работы в учреждениях  культуры и досуга

Понятие  « социально-досуговая  деятельность» имеет комплексный  характер, выражающийся в его связях с понятиями и идеями таких  наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика  и др.

Социально-культурная деятельность, выделяясь из ряда других видов человеческой деятельности, имеет свои характерные черты:

  • она осуществляется в свободное (досуговое) время;
  • отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой как одного человека, так и различных социальных групп;
  • обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями;
  • характеризуется многообразием видов на базе различных интересов взрослых, молодежи и детей;
  • отличается глубокой личностной направленностью;
  • носит гуманистический, культурологический и развивающий характер.

В социально-досуговой деятельности выделяют два вида ценностных характеристик: положительную (направленную на позитивные цели) и отрицательную (наносящую  вред индивидууму или обществу в  целом).

Анализ сущности социально-досуговой  деятельности отражает наличие взаимодействия в ней различных элементов, определяющих ее своеобразные уровни, которые можно  классифицировать следующим образом:

  • творческий — преобладание творческих моментов в деятельности;
  • репродуктивно-творческий — открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым;
  • репродуктивный — простое воспроизведение готовых, отработанных ранее обществом форм, вещей, способов и т.д.

Социально-досуговая деятельность тесно связана с понятием «свободное время».

Как только для людей, живущих  в обществе, перестала быть актуальной проблема использования всей совокупной рабочей силы для обеспечения  жизненных потребностей (и всего  совокупного времени, в течение  которого они могли бы тратить  физические и нервные силы, не разрушая при этом естественную способность  регенерации своих биологических  систем), возник общественный прибавочный  продукт в форме свободных  товаров или свободного времени. Об этом неоднократно упоминал К.Маркс, который определял свободное время как время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждения, но не производства жизненно необходимых товаров.

Информация о работе Педагогика социальной работы в учреждениях образования