Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:59, реферат
В литературе неоднократно высказывалось мнение, будто русская педагогика начинается с официальным принятием христианства, т. е. с конца X в. Подобное утверждение, однако, нуждается в существенной коррекции. Воспитание и обучение русичей, явление более древнее. Принимая во внимание это обстоятельство, мы видим два одинаково важных фактора развития просвещения Древней Руси.
ПЕДАГОГИКА КИЕВСКОЙ РУСИ ………………………………………………………………….. 3
ПЕДАГОГИКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА …………………………………………………. 5
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА В РОССИИ НАЧАЛА XX в. (до 1917 г.) ………………………7
ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СОВЕТСКАЯ) ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ………... 9
• В воспитательном процессе воспитанник является помощником педагога. Мудрость последнего состоит именно в том, чтобы добиться положения, при котором воспитанник сам себя воспитывал".
«Дети живут в совсем другом измерении, нежели мы, взрослые», — писал педагог. Тот, кто игнорирует эту истину, тот игнорирует природу детства. Особенно это важно для тех, кто работает с маленькими детьми. Школа должна быть тем местом, где ребенок ощущал бы удовлетворение от полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества. Учитель должен не только любить детей, но и показать, как сделать их счастливыми. «Если не будет этого счастья, немыслимо и гармоническое, счастливое общество».
В «Школе под голубым небом», или «Школе радости», которую организовал В. А. Сухомлинский для шестилетних детей за год до поступления в начальную школу, он учил их читать великую «книгу природы»: слушать «шепот листьев и песню кузнечика», «журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков», «шорох снежинок и завывание вьюги», «ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи», учил слушать «чудесную музыку жизни», учил видеть необыкновенное в обыкновенном, учил сказке. «Сказка — это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи. Дети не только любят слушать сказку. Они создают ее».
Важное место в «Школе радости» отводилось музыке, рисованию, труду, другим видам творчества. «Творчество детей — это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка». Дети слушали музыку природы и музыкальные произведения, импровизировали в игре на народных музыкальных инструментах, сочиняли свои мелодии, песни. «Музыка — воображение — фантазия — сказка — творчество — такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы».
Ребенка должен окружать мир труда, творчества, созидания. Необходимо показать красоту человека труда, дать почувствовать удовлетворение и радость от сделанного собственными руками. Одна из важных задач воспитания — ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений. Чуткость к радостям и горестям воспитывается только в детстве. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого человека — это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека, важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
Педагогические
взгляды В. А. Сухомлинского сформировались
не в одночасье, и не всегда их эволюция
проходила по восходящей. Он шел
от школы учебы к трудовой школе,
вбирая все то лучшее, что было наработано
в мировой и отечественной
науке и педагогике. Его школа была
научной лабораторией, в которой весь
педагогический коллектив участвовал
в многолетней опытно-экспериментальной
деятельности. Психологические и педагогические
консилиумы, уроки этики и психологии
семейной жизни для старшеклассников,
родительская школа, школа педагогической
культуры, «Школа радости» и другие впоследствии
так или иначе, но нашли отражение в педагогической
практике нашей страны.