Педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить влияние педагогического проектирования на развитие социальной активности подростков в современном российском обществе в современных образовательных учреждениях.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности педагогического проектирования .
2. Определить специфику формирования социальной активности подростков
3.Провести диагностику педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
4. Составить комплекс рекомендаций по повышению социальной активности подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
1.1.Особенности педагогического проектирования…………………………………………………………………....6
1.2. Специфика формирования социальной активности подростков………….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
2.1. Диагностика педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков……………………………………………
2.2. Ряд практических рекомендаций для педагогов по развитию социальной активности подростков…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая самуткина.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

 

 

Из анализа полученных результатов можно сделать следующий  вывод, что социальная активность личности подростков значительно увеличивается. Что еще нужно дописать в выводе?

 

Следовательно нами была выполнена  поставленная задача и доказано, что  педагогическое проектирование оказывает  положительное влияние на развитие социальной активности личности.

2.2.Ряд практических  рекомендаций для педагогов по  развитию социальной активности  подростков

      Развитие социальной активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

      1. Необходимым  условием формирования социальной  активности подростка является  развитие самостоятельности, стимулирование  активности школьников. Активность  обычно определяется как деятельное  состояние субъекта. Действительно,  если педагог обеспечит подростку  участие  в общественной жизни  то, учащийся будет активно стремиться к участию в трудовой деятельности на благо других людей, будет побуждать своим примером и убеждением других людей.

      2. Движущей силой формирования социальной активности является интерес – как окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер. Поэтому педагог должен стимулировать роль интереса с психологической точки зрения, чтобы основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызыват у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности. Формирование интереса к общественной деятельности является сложной задачей. Чаще всего, для того чтобы сформировать его и поддерживать длительное время, недостаточно ставить перед ребенком одну цель и разъяснять ее преимущества. Наиболее действенным является выстраивание нескольких целей, каждая из которых имеет свой масштаб. Ближние цели должны вытекать из средних, а средние должны быть поддержаны дальше.

      3. Необходимым  условием эффективной работы  по формированию у учащихся  социальной активности является  его включенность в коллектив.  Цель педагога- организовать общение  подростков в коллективе, так  как чем шире и богаче общение  учащихся в коллективе, тем больше  возможностей для развития необходимых  социальных качеств. В подростковом  коллективе в совместной деятельности  осуществляется обмен информацией,  согласование общих целей, взаимный  контроль, развивается способность  понимать состояния и мотивы  поступков других людей и соответственно  на них реагировать. В опыте  коллективных отношений формируются  эмпатия, социальная чуткость, которые  помогают психологически грамотно  строить свое взаимодействие  с другими людьми. Взаимодействуя  со сверстниками, учащийся осваивает  опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские  способности.

      4. В реальном процессе воспитания необходимо учитывать неравномерность развития различных компонентов социальной активности, чтобы влиять на те ее стороны, которые слабее развиты или не развиты у отдельных учащихся. Учителю нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Неудачи могут привести учащихся к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом. Поэтому необходима поддержка учителя в развитии общественной активности школьников, распределение поручений с учетом интересов учащихся, в формировании ответственного отношения к порученному делу.

      5. Социальная  активная позиция учащихся успешно  развивается в условиях демократического  стиля педагогического общения,  когда педагог заинтересован  в повышении роли учащихся  во взаимодействии, стремится привлекать каждого из них к решению общих проблем, когда создаются наиболее благоприятные условия для самореализации личности.

      6. Немаловажным условием формирования социальной активности учащихся является работа педагога по обучению учащихся организаторским умениям. С этой целью используют систему меняющихся поручений учащихся, так чтобы каждый из них смог попробовать свои силы в организационных делах. Это может быть работа в группах сменного состава, где каждый ученик имеет возможность побывать в роли лидера, организатора какого-либо совместного дела. Обучение школьников умениям планировать, контролировать, оценивать свою работу и работу своих товарищей также является важнейшим фактором развития их организаторских способностей.

Выводы по 2 главе.

      Вторая  глава нашего исследования была  посвящена основным методам проведения  исследования и диагностики, а  также разработкам рекомендаций  для родителей и педагогов.  В первом пункте были выбраны  методы для проведения данного  исследования и сам ход описания  проводимой педагогической работы. Последним этапом было фиксирование  результатов и анализ опытной  педагогической работы.

      Также во  втором пункте нашего исследования  были разработаны рекомендации  для педагогов. Что представляло  собой разработку определённой  программы, целью которой являлось  повышение социальной активности  личности.

      Одним из  проверенных способов развития  социально активности личности  подростка является педагогическое  проектирование. Формирования социальной  активности подростков представляет  собой системное образование,  определяющее последовательность  и взаимосвязь этапов, педагогических  условий, форм и методов организации,  а также результатов деятельности  подростков, направленных на формирование  их социальной активности и  проявление качеств социальной  активности - организованности, самостоятельности,  инициативности и ответственности,  в других видах социально значимой деятельности: учебной, общественной и досуговой. Исходя из проведённого нами исследования можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась на практике. Педагогическое проектирование оказывает положительное влияние на развитие социальной активности подростка. Этому свидетельствуют проведённые нами исследования и сделанные выводы.

      Здесь мы  можем сказать о том, что  в целом поставленные перед  нами задачи были выполнены,  достигнута основная цель нашего  исследования и подтверждена  выдвигаемая нами гипотеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Преобразования, происходящие в российском обществе, выдвигают высокие требования  к уровню социальной активности  личности. Возрастание степени динамичности  и изменчивости окружающего социума  ставит задачу активного включения  личности в преобразовательное  взаимодействие со средой в  ряд наиболее актуальных задач  социального становления субъекта  общественной жизни.

      Для современной педагогической науки проблема формирования социальной активности подрастающего поколения является особо значимой и неизменно находится в центре внимания общества и государства. Именно социальная активность является одним из важнейших качеств личности, которое формируется в деятельности, отличающейся общественно-значимыми мотивами и дающей общественно ценный результат.

       Педагогическое  проектирование развивает познавательные  навыки учащихся, их критическое  и творческое мышление, умение  самостоятельно конструировать  свои знания, ориентироваться в  информационном пространстве, а  также увидеть, сформулировать  и решить проблему. Поэтому   педагог в своей профессиональной  деятельности должен опираться  на следующие педагогических  условий формирования социальной  активности подростков :

  • учитывать  выраженность активности подростка в социально значимой деятельности;
  • ориентировать учебно-воспитательный процесс учреждения на общественно-значимые ценности;
  • систематизировать  материалы;

      Таким образом,  педагогическое проектирование  есть важнейшее средство формирования  социальной активности личности. и оно  заключается в поиске  новых видов деятельности, способствующих  формированию социальной активности  личности подростка, разработке  новых технологий и создание  педагогических условий приобщения подростков к социально значимой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Ануфриев Е.А. Социальная  роль и активность личности..- М.: Просвещение, 2005.С.32

2.Александрова Е.С. Педагогическое  проектирование как средство  целостного согласования в взаимодействии  субъектов образовательною процесса: Автореф. дис... канд.пед.наук. – СПб., 2000.С.100-128

3.Абульханова-Славская К.А.  Активность и сознание личности  как субъекта деятельности. - М., 2009.С.34-39

4.Агекова О., Кривошеев  А., Ушаков А. Проектно-созидательная  модель обучения // Альма-матер (Вестник  высшей школы). – 2008. – № 1.С.47-64

5. Арефьева Г.С. Социальная  активность. Проблема субъекта и  объекта в социальной практике  и познании. - М., 2004.С.10-23

6.Бехтерев В.Ф. Активность  личности: психолого-педагогические  аспекты воспитания: Учебное пособие.–  Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 2006. – С.140

7.Балабанов  П.И. Методологические проблемы  проектировочной деятельности. –  Новосибирск: Наука. 2002. –С. 200 .

8.Болотов  В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектиро-вание  профессионального педагогического  образования // Педагогика. 2007. №  4. – С. 66–72.

9.Взятышев В.Ф. Методология  проектирования в инновационном  образовании // Инновационное образование  и инженерное творчество: СПб.  – М.: Ассоциация НТТ «Эвристика», 2005.С.24

10.Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан. гос. технол. ун-т –– Казань, 2004.С.29-38

11.Загвязинский В.И. Педагогическое  предвидение. – М.: Знание, 2007.С.46

12.Заир–Бек Е.С. Основы  педагогического проектирования: Учеб  пособие. – СПб.: Просвещение,2006. С.5-20

13.Коджаспирова, Г.М. Педагогический  словарь для студ. высш. и сред. пед. уч. завед./ Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд. центр «Академия». 2000

14.Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой —— М: Издательский центр «Академия», 2005.С.288-300.

15.Крюкова  Е.А. Теоретические основы проектирования  и применения лич-ностно -развивающих  педагогических средств. Дис.  … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2000. –С 151 

16.Ломакина О. Этапы  проектирования деятельности // Высшее  образование в России. – 2003. –  № 3. С.56

17.Монехов В.М. Технологические  основы проектирования и конструирования  учебного процесса. – Волгоград, 2005. С.71

18.Мудрик А.  В. Социальная педагогика: Учеб. для  студ. пед. вузов / Под ред. В.А.  Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000

19.Муравьева  Г.Е. Вопросы теории проектирования  образовательных про-цессов // Пед.  образование и наука, 2002. № 4. –  С. 14–21.

20.Словарь  по социальной педагогике / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Академия, 2002. – С.368.

21.Фридман,  Л.М. Психологический справочник  учителя / Л.М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 2003

22.Яковлева Н.О. Проектирование  как педагогический феномен // Педагогика. – 2002. – № 6.С.20-30

23.http://www.pedlib.ru/books/1/0222/1_0222-44.shtml

24.www.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/g14.html

25. http://www.vashpsixolog.ru

 


Информация о работе Педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков