Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования - изучить влияние педагогического проектирования на развитие социальной активности подростков в современном российском обществе в современных образовательных учреждениях.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности педагогического проектирования .
2. Определить специфику формирования социальной активности подростков
3.Провести диагностику педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
4. Составить комплекс рекомендаций по повышению социальной активности подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
1.1.Особенности педагогического проектирования…………………………………………………………………....6
1.2. Специфика формирования социальной активности подростков………….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
2.1. Диагностика педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков……………………………………………
2.2. Ряд практических рекомендаций для педагогов по развитию социальной активности подростков…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
Проблема
формирования социальной
Философская
и психолого-педагогическая
Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.В.Зеньковского, А.Гуддинса, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Наторпа, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др.
Понятие «социальная
А.В. Мудрик
развитие социальной
«В идеале,
- отмечает А.В. Мудрик, - социально
активный человек должен быть
способен противостоять если
не обществу, то тем или иным
жизненным обстоятельствам.
Л.Ю. Гордин и О.Н.Козлов считают, что социальная активность личности - это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.
Сейчас в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал.
В.А. Сластенин трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе, и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека.
В.С.Мухина,
рассматривает социальную
Таким образом,
можно сделать вывод, что
Для
развития социальной
Во-первых,
обеспечение принятия
Во-вторых,
наличие активной
Очень интересна
схожая педагогическая позиция
Л.И. Анцыферовой, Н.К.
«Центром
кристаллизации» в школе , например,
могут выступать Совет
В-третьих,
наличие творческой среды для
самореализации. Личность в результате
В-четвертых,
наличие ситуации
Потребность в новых впечатлениях, в том числе эмоциональных, -одна из важнейших потребностей человека. Она несет в себе изначальную силу, стимулирующую психическое развитие человека, растущую вместе с ним, являющуюся базой для развития других его социальных потребностей. Потребность в новых впечатлениях - приобретение не только раннего детского возраста, она продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.
В работе с коллективом ситуация новизны приобретает особое значение. Ее воздействие на эмоциональные состояния коллектива отличается от воздействия на состояния отдельного человека. Во-первых, не всё, что производит впечатление новизны на одних, может производить такое же впечатление на других. Во-вторых, в коллективе эффект воздействия новой ситуации может усиливаться или ослабляться из-за особенностей коллективного восприятия и действия законов взаимовлияния человека на человека. При неожиданности воздействия может возникнуть специфическая переходная эмоциональная ситуация, которая тут же, в зависимости от содержания информации, может вызвать состояние позитивного или негативного характера, а может и оставить человека безразличным к ее воздействию. Внезапность возникновения достаточно значимой ситуации сильно воздействует на активизацию поведения людей при выборе тех или иных действий, на принятие необходимого решения. Например, реализация патриотической акции «Наказ ветеранов - молодому поколению», наполненная новым содержанием и формами деятельности, может привлечь внимание очень большего количества молодых людей, которые станут активно в ней участвовать.
Анализ
имеющихся теоретических
Выводы по 1 главе
Социальная
активность становится
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
2.1 Диагностика
педагогического
В настоящее
время рисуночные проективные методики
получают всё большую популярность среди
психологов, педагогов и других специалистов.
Они являются ценным инструментом для
понимания и оценки характеристик личности,
индивидуальности. В рисунках человек
выражает свои чувства, делится с другими
своими впечатлениями и реакциями на окружающий
мир, активно и спонтанно структурирует
бессознательный материал.
Интерпретация рисунков с позиций того,
как в них через символы проявляется внутреннее,
скрытое, психическое, позволяет получить
много информации об эмоциональных, мыслительных,
поведенческих особенностях автора рисунка.
Большинство рисуночных тестов просты
в применении, не требуют длительной инструкции,
крупных временных и значительных материальных
затрат.
Важно то,
что в рисунках содержится
обилие «сигналов» для
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между элементами рисунка подростков и их личностными особенностями, а именно социальной активностью.
Наша рабочая
гипотеза звучит следующим
Рассматривая
различные классические
1.изучение литературы
2.методики, определяющие
социальную активность
3.интерпретационные методы.
Наше исследование продолжалось с 1 мая по 31 мая 2012 года.
Работа включала в себя 2 этапа:
1. этап: проведение проективной рисуночной пробы: "Рисунок "Мой мир".
2. этап: разработка рекомендаций
по повышению социальной
Полученные в ходе исследования данные были представлены нами в виде таблиц, освещающих реальное положение проблемы развития социальной активности подростков.
В ходе исследования была проведена проективной рисуночная проба «Рисунок «Мой мир».
В пробе
принимали участие учащиеся 7-х
классов,12-14 лет, всего 20 человек,
такой выборки оказалось
В таблице
1 выявлены следующие
Таблица 1.
Элемент рисунка |
Личностные характеристики |
Количество испытуемых |
Объяснение |
1.Чем больше количество штампов |
Выше общая активность |
20% |
Наличие разнообразных элементов говорит о разностороннем мире подростка |
2. Чем больше количество цветов |
Выше гуманистические нормы |
15% |
Изображен красочный мир, что говорит о разностороннем, богатом мире подростка, а не о примитивных представлениях |
_ |
Выше социализированность учащихся |
Подросток представляет свой мир многогранным, видит различные стороны проявления себя в разных сферах социума | |
3. Чем больше количество живых существ |
Выше интерес к общению |
10% |
Ведущая деятельность подростка — общение, изображая живые существа, он проявляет т. о. активность |
4. Чем больше количество деревьев |
Выше коллективистские мотивы |
5% |
Количество деревьев можно соотнести с отношением к обществу, к коллективу |
5.Чем больше количество линий, начерченных по линейке |
Ниже интерес к общению |
5% |
_Количество линий говорит о об уровне интереса общения |
6. Чем позитивнее преобладающий цвет |
Выше социализирован-ность личности |
45% |
Подросток видит окружающий его социум в позитивных тонах, значит, в большей степени соц., чем тот, кто изображает мир в негат. красках. |
_ |
Выше интерес к общению | ||
_ |
Выше мотивы участия в
делах классного и |