Педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить влияние педагогического проектирования на развитие социальной активности подростков в современном российском обществе в современных образовательных учреждениях.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности педагогического проектирования .
2. Определить специфику формирования социальной активности подростков
3.Провести диагностику педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
4. Составить комплекс рекомендаций по повышению социальной активности подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
1.1.Особенности педагогического проектирования…………………………………………………………………....6
1.2. Специфика формирования социальной активности подростков………….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
2.1. Диагностика педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков……………………………………………
2.2. Ряд практических рекомендаций для педагогов по развитию социальной активности подростков…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая самуткина.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

      Проблема  формирования социальной активности  личности всегда была прямо  или косвенно в центре внимания  философов, педагогов, психологов  и социологов.

      Философская  и психолого-педагогическая мысль  развивает идеи формирования  социально активной личности, нашедшие  отражение в трудах

Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.В.Зеньковского, А.Гуддинса, Э.Дюркгейма, Д.Дьюи, П.Наторпа, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина и др.

             Понятие «социальная активность»  встречается у представителей разных наук. В настоящее время в педагогической науке это понятие рассматривают с разных позиций: как свойство человека, качество личности, как процесс проявления свободы личности, как движущая сила развития человека, как составная часть воспитания.

      А.В. Мудрик  развитие социальной активности  личности рассматривает, как «многогранный  процесс очеловечивания человека»,  включающий в себя непосредственное вхождение индивида в социальную среду и предполагаемое социальное познание, а также социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность функций, ролей, норм, прав и обязанностей, переустройство окружающего мира.

      «В идеале, - отмечает А.В. Мудрик, - социально  активный человек должен быть  способен противостоять если  не обществу, то тем или иным  жизненным обстоятельствам. Однако  мы видим, что чаще всего  молодые люди, фактически растворившиеся  в социуме, не готовы и не  способны к той активности, которая  нужна для противостояния среде  и воздействия на нее. Насколько  это противоречие будет велико, связано во многом с тем  типом общества, в котором развивается  человек, с тем типом воспитания - характерным, как для общества  в целом, так и свойственным  отдельным учебным заведениям».

      Л.Ю. Гордин  и О.Н.Козлов считают, что социальная активность личности - это составная часть воспитания. При этом под воспитанием понимается объективно закономерное явление жизни общества, целостный процесс становления личности, взаимосвязанные стороны которого - образование, обучение и развитие - включены в определенную систему отношений.

       Сейчас  в педагогике наметился новый подход к пониманию активности с точки зрения ее субъектности. Суть его сводится к тому, что личность рассматривается как носитель индивидуального, субъектного опыта, стремящегося к раскрытию собственного потенциала, и нужно только помочь ей, предоставив соответствующие педагогические условия раскрыть этот потенциал.

       В.А.  Сластенин  трактует социальную активность в субъектно-деятельностном подходе, и понятие «субъект» рассматривается в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовывать себя как творца, организатора, распределителя собственной жизни. В свою очередь среда, организованный процесс со своими отношениями, нормами, знаниями становятся внешними регуляторами по отношению к внутренним психическим регуляторам жизнедеятельности человека.

       В.С.Мухина, рассматривает социальную активность как потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, со своими ценностными ориентациями, у Е. П. Поликарповой социальная активность - качество, «присущее каждому человеку, но при этом активность может быть разной по объему, характеру, направленности, форме, уровню» и В.Д. Луганского, считающего, что процесс развития социальной активности нельзя отнести к какому-то одному периоду жизни человека - он протекает всю жизнь. Тем не менее, можно выделить наиболее интенсивный этап - это молодые годы. В.Д. Луганский определяет развитие социальной активности личности учащегося как целенаправленный непрерывный процесс его включения в систему общественных связей и как результат усвоения им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.

      Таким образом,  можно сделать вывод, что основополагающая  позиция социальной активности  личности - это составная часть  воспитания, как объективно закономерное  явление жизни общества, целостный  процесс становления личности, взаимосвязанные  стороны которого - образование,  обучение и развитие - включены  в определенную систему отношений.

       Для  развития социальной активности, как важной характеристики социальной  компетентности, необходим ряд педагогических условий.

       Во-первых, обеспечение принятия человеком социальной активности как ценности. Под ценностью обычно понимают вещи, объекты, явления значимые для человека, обращенные к нему, способные удовлетворить его потребности, его приоритетный выбор, развивать его собственную сущность.

      Во-вторых, наличие активной воспитательной  среды. Воспитательная среда может  быть рассмотрена и как пространство  взаимодействия, открытое, характеризующееся  особым психологическим климатом, атмосферой доверия, принятия  каждого человека таким, какой  он есть, то есть созданием  атмосферы, когда снимаются защиты, и человек, с одной стороны,  открыт для влияния на себя  других людей, с другой стороны, - обогащает собой пространство  взаимодействия. Вершиной такого  уровня взаимодействия является  чувство успешности, возникающее  у участников. В таком пространстве  человек испытывает чувство свободы.

      Очень интересна  схожая педагогическая позиция  Л.И. Анцыферовой, Н.К. Беспятовой, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика  относительно явления интеграции  воспитательного потенциала вокруг  и под влиянием определенных  «центров кристаллизации», создающих  такую воспитательную среду. Эта мысль представляется исключительно продуктивной в плане проектирования подобного «центра кристаллизации» на базе любого учреждения образования.

      «Центром  кристаллизации» в школе , например, могут выступать Совет командиров, любое детское объединение, советы  дел, ученическое самоуправление  и др.

       В-третьих,  наличие творческой среды для  самореализации. Личность в результате самореализации в общественно-значимой и творческой деятельности приобретает и овладевает актуальными социально-психологическими навыками, овладевает методами рефлексии, анализа и организации обратной связи с внешним миром. Именно в самореализации  личность приобретает опыт самопроявления, самовыражения в виде активных действий в реализации проектов и начинаний.

        В-четвертых,  наличие ситуации эмоционального переживания, например,переживание успеха-неуспеха, которое имеет ряд особенностей. Достигнутый успех или неудача, переживаемые коллективом, обладают способностью создавать запас активности человека для последующей деятельности. Ярким примером такого эмоционального состояния может являться яркое эмоциональное событие (фестиваль, сборы, школьные праздники и др.), которое объединяет усилия всех участников воспитательного взаимодействия и отличает постоянный поиск, обновление, упорную борьбу за победу.

       Потребность  в новых впечатлениях, в том числе эмоциональных, -одна из важнейших потребностей человека. Она несет в себе изначальную силу, стимулирующую психическое развитие человека, растущую вместе с ним, являющуюся базой для развития других его социальных потребностей. Потребность в новых впечатлениях - приобретение не только раннего детского возраста, она продолжает играть свою роль в развитии и становлении подростка, юноши и взрослого человека.

       В работе  с коллективом ситуация новизны приобретает особое значение. Ее воздействие на эмоциональные состояния коллектива отличается от воздействия на состояния отдельного человека. Во-первых, не всё, что производит впечатление новизны на одних, может производить такое же впечатление на других. Во-вторых, в коллективе эффект воздействия новой ситуации может усиливаться или ослабляться из-за особенностей коллективного восприятия и действия законов взаимовлияния человека на человека. При неожиданности воздействия может возникнуть специфическая переходная эмоциональная ситуация, которая тут же, в зависимости от содержания информации, может вызвать состояние позитивного или негативного характера, а может и оставить человека безразличным к ее воздействию. Внезапность возникновения достаточно значимой ситуации сильно воздействует на активизацию поведения людей при выборе тех или иных действий, на принятие необходимого решения. Например, реализация патриотической акции «Наказ ветеранов - молодому поколению», наполненная новым содержанием и формами деятельности, может привлечь внимание очень большего количества молодых людей, которые станут активно в ней участвовать.

       Анализ  имеющихся теоретических подходов  к проблеме развития социальной активности в психолого-педагогической литературе, позволяет определить собственный взгляд: развитие социальной активности личности  Социальная активность личности представляет собой целостный процесс (психобиологический, социальный и педагогический) активного взаимодействия личности с окружающей средой, приспособления индивида к успешному функционированию в ней, активного освоения окружающего пространства с целью жизненного, профессионального, социального саморазвития личности. 

 

Выводы по 1 главе

      Социальная  активность становится востребованным  качеством личности молодого  человека, способного не только  адаптироваться, но и развиваться,  самореализовываться в современном  обществе. Поэтому педагогическое  проектировние  как компонент  образования, позволяя интегрировать  опыт учащихся в продуктивной  деятельности, является средством включения подростка в социально-значимую деятельность, предполагающую вступление подростка в конструктивное взаимодействие с миром, с взрослой культурой, с социумом.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.

2.1 Диагностика  педагогического проектирования  как средства развития социальной  активности подростков.

       В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик личности, индивидуальности. В рисунках человек выражает свои чувства, делится с другими своими впечатлениями и реакциями на окружающий мир, активно и спонтанно структурирует бессознательный материал.  
Интерпретация рисунков с позиций того, как в них через символы проявляется внутреннее, скрытое, психическое, позволяет получить много информации об эмоциональных, мыслительных, поведенческих особенностях автора рисунка. Большинство рисуночных тестов просты в применении, не требуют длительной инструкции, крупных временных и значительных материальных затрат.

      Важно то, что в рисунках содержится  обилие «сигналов» для психолога,  которые можно использовать для  построения диалога с консультируемым,  который использует не только  слова, но и образы. Поэтому  можно сделать вывод о том,  что психодиагностический потенциал  рисуночных методик достаточно  высок. Напомню, что подростковый  возраст был разделен Л. Кольбергом  на младший подростковый (с 11, 12 лет) и старший подростковый (с 13 лет) возраст. Ведущей деятельностью  является общение. Происходят  такие психологические изменения,  как становление рефлексии, самосознания, понимание личностной целостности  и уникальности, начало полового  созревания, самооценка становится  неустойчивой, ситуативной. 

      Целью данной работы является выявление взаимосвязи между элементами рисунка подростков и их личностными особенностями, а именно социальной активностью.

     Наша рабочая  гипотеза звучит следующим образом: какую писать гипотезу?????

      Рассматривая  различные классические диагностические  средства, мой выбор пал на  наиболее актуальную для реализации  цели работы: проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир" – модифицированный вариант.      Для того чтобы опровергнуть или подтвердить данную гипотезу нами были использованы следующие методы:

1.изучение литературы

2.методики, определяющие  социальную активность личности.

3.интерпретационные методы.

Наше исследование продолжалось с 1 мая по  31 мая 2012 года.

Работа включала в себя 2 этапа:

1. этап: проведение проективной рисуночной пробы: "Рисунок "Мой мир".

2. этап: разработка рекомендаций  по повышению социальной активности  подростков.

      Полученные  в ходе исследования данные  были представлены нами в виде  таблиц, освещающих реальное положение  проблемы развития социальной  активности подростков.

      В ходе  исследования была проведена  проективной рисуночная проба «Рисунок «Мой мир».

     В пробе  принимали участие учащиеся 7-х  классов,12-14 лет, всего 20 человек,  такой выборки оказалось достаточно  для того, чтобы выявить личностные характеристики, связанные с социальной активностью.

       В таблице  1 выявлены следующие взаимосвязи  элементов рисунка и личностной  характеристики подростка.

Таблица 1.

Элемент рисунка

Личностные характеристики

Количество испытуемых

Объяснение

1.Чем больше количество  штампов

Выше общая активность

20%

Наличие разнообразных элементов  говорит о разностороннем мире подростка

2. Чем больше количество  цветов

Выше гуманистические  нормы

15%

Изображен красочный мир, что говорит о разностороннем, богатом мире подростка, а не о  примитивных представлениях

_

Выше социализированность  учащихся

Подросток представляет свой мир многогранным, видит различные  стороны проявления себя в разных сферах социума

3. Чем больше количество  живых существ

Выше интерес к общению

10%

Ведущая деятельность подростка  — общение, изображая живые существа, он проявляет т. о. активность

4. Чем больше количество  деревьев

Выше коллективистские мотивы

5%

Количество деревьев можно  соотнести с отношением к обществу, к коллективу

5.Чем больше количество  линий, начерченных по линейке

Ниже интерес к общению

5%

_Количество линий   говорит о об уровне интереса  общения

6. Чем позитивнее преобладающий  цвет

Выше социализирован-ность  личности

45%

Подросток видит окружающий его социум в позитивных тонах, значит, в большей степени соц., чем  тот, кто изображает мир в негат. красках.

_

Выше интерес к общению

_

Выше мотивы участия в  делах классного и общешкольного  коллектива

Информация о работе Педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков