Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа
Цель исследования - изучить влияние педагогического проектирования на развитие социальной активности подростков в современном российском обществе в современных образовательных учреждениях.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности педагогического проектирования .
2. Определить специфику формирования социальной активности подростков
3.Провести диагностику педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
4. Составить комплекс рекомендаций по повышению социальной активности подростков.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
1.1.Особенности педагогического проектирования…………………………………………………………………....6
1.2. Специфика формирования социальной активности подростков………….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
2.1. Диагностика педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков……………………………………………
2.2. Ряд практических рекомендаций для педагогов по развитию социальной активности подростков…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….
1) Умение работать в
коллективе, брать ответственность
за выбор, решение, разделять
ответственность,
2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.
3) У учащихся вырабатывается
свой собственный
4) На этапе самоанализа
учащиеся анализируют логику, выбранную
проектировщиками, объективные и
субъективные причины неудач
и т.п. понимание ошибок
Этапы педагогического проектирования
Педагогическое моделирование (
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое
Дадим краткую
характеристику этапам
Следующая ступень проектирования -создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Третий этап проектирования – это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.
Принципы педагогического проектирования:
Принцип человеческих приоритетов, ориентирующий на человека – участника подсистем, процессов или ситуаций. Этот приоритет означает гуманистический и природосообразный характер обучения.
Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций предполагает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Принцип динамизма, предполагающий движение системы от сущности высшего порядка к сущности более низкого порядка.
Принцип полноты, предполагающий обеспечение реализации в спроектированном объекте системы требований к его функционированию.
Принцип диагностируемости, предполагающий организацию постоянной обратной связи, реализацию измерительного инструментария, мониторинг функционирования системы на практике.
Принцип конструктивной целостности, предполагающий установление прочной взаимосвязи между компонентами методической системы и этапами ее проектирования и реализации на практике.
Формы педагогического проектирования
Концепция – форма, посредством которой излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции – изложить теорию в конструктивной, прикладной форме.
Концепция высшего образования включает в себя изложение общей методологии (основополагающей теории), раскрывающей роль и место высшего образования в общественно-экономической системе страны и в системе образования в целом. Методологический уровень концепции предполагает описание высшего образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложение других теоретических положений о непосредственной организации высшего образования: его задачи, цели, принципы, направлениям развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально–техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата управления.
Концепция процесса включает в себя общие теоретические представления о процессе, его целях, принципах, содержании, методах, формах, а также о материально-техническом и учебно-методическом обеспечении как условиях достижения поставленных целей. Любая педагогическая концепция включает в себя описание предполагаемой технологии и внеучебной деятельности обучаемых.
Концепция педагогического процесса чаще всего существует в форме теорий и теоретических взглядов (теория развивающего обучения, информационная теория обучения и т.д.)
Для педагогических
ситуаций и их разрешения
Мечта – особая форма проектирования, создаваемая нашим воображением. Мечта – это эмоциональная способность к проектированию человеком будущего. Места становится исходной точкой любой модели, проекта или конструкции. Через мечту в проектирование вовлекается глубинный пласт и человеческой жизни, часто бессознательный, интуитивный. Мечта– это рабочая гипотеза, проектируемая гипотеза.
План – это документ, в котором дается перечень дел, мероприятий, порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы, план занятия и т.д. Каждый из планов имеет свое назначение и свою структуру. Так, учебный план является проектом, в котором дается общий перечень учебных дисциплин, объем часов, отводимых на их изучение, порядок изучения дисциплин. Тематический план составляется из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, межпредметные связи, методическое обеспечение. План занятия – это определение задач занятия и перечень основных действий педагога и обучающихся по освоении содержания учебного материала. Если тематический план является проектом педагогического процесса, то план занятия – его конструктом.
Педагогическая технология – создается всей системой проектирования в единстве всех трех его аспектов. Педагогическое проектирование есть механизм разработки технологии в педагогической теории и практике.
Психологические
основы педагогического
Педагогическое
проектирование является
Психологические
основы педагогического
Моральное творчество – это деятельность в сфере морально-этических отношений обучающихся и преподавателей с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Оно необходимо прежде всего при проектировании педагогических ситуаций.
Дидактическое творчество – это деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения обучающимися.
Технологическое творчество – это деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, процессов и ситуаций, способствующих повышению результативности обучения и воспитания обучающихся. Это самый сложный вид творчества. Он охватывает деятельность преподавателя и обучающихся целиком.
Организаторское творчество – это творчество в сфере управления и организации по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия преподавателей и обучающихся. Организационное творчество обеспечивает научную организацию труда.
Творческое
проектирование в педагогике
осложняется тем, что не
Человеческий
фактор играет в процессе
При проектировании педагогических систем, процессов и ситуаций следует прежде всего учитывать мотивационную сферу участников. Мотивами регулируются поведение, отношения. При проектировании больших и малых систем следует выявлять и учитывать прежде всего длительные и устойчивые мотивы, которые можно было бы поддерживать и развивать в течение всего периода обучения или хотя бы достаточно долгое время.
При проектировании
педагогических процессов на
занятии и в других
Таким образом,
мотивы как регуляторы
Кроме мотивации,
есть и другие виды
1.2. Специфика формирования социальной активности подростков
Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими
социально-экономическими изменениями,
ставит перед системой образования
качественно новые задачи - реализацию
личностно-ориентированного развивающего
обучения, гуманизацию и дифференциацию
воспитательно-образовательного процесса,
направленных на формирование у подрастающего
поколения качеств
В целях
решения поставленных задач