Педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 22:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить влияние педагогического проектирования на развитие социальной активности подростков в современном российском обществе в современных образовательных учреждениях.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности педагогического проектирования .
2. Определить специфику формирования социальной активности подростков
3.Провести диагностику педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
4. Составить комплекс рекомендаций по повышению социальной активности подростков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
1.1.Особенности педагогического проектирования…………………………………………………………………....6
1.2. Специфика формирования социальной активности подростков………….
Выводы по 1 главе…………………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.
2.1. Диагностика педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков……………………………………………
2.2. Ряд практических рекомендаций для педагогов по развитию социальной активности подростков…………………………………………………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая самуткина.docx

— 54.15 Кб (Скачать)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Поволжская государственная  социально-гуманитарная академия»

Факультет начального образования

Кафедра социальной педагогики психологии и педагогики начального                   образования

 

 

 

 

 

 

 

Педагогическое  проектирование как средство развития социальной активности подростков.

 

Курсовая работа

 

 

                                                                                             Выполнила

                                                                                             студентка 1 курса

                                                                                             ППО ПСП

                                                                                             Самуткина Н.Н.

                                                                                             Подпись________

 

                                                                                            Научный руководитель

                                                                                            асс.  Огородникова А.И

                                                                                            Подпись________

 

                                                             Работа сдана «    » _______ 20    г.

 

Работа защищена «   » _______ 20    г.

 

                                           Отметка ___________

 

                                   Члены комиссии:

 

Самара 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.  Теоретические  аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.

1.1.Особенности педагогического  проектирования…………………………………………………………………....6

1.2. Специфика формирования социальной активности подростков………….

Выводы по 1 главе…………………………………………………………………

Глава 2.  Эмпирическое исследование педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.

2.1. Диагностика педагогического  проектирования как средства  развития социальной активности  подростков……………………………………………

2.2. Ряд практических рекомендаций  для педагогов по развитию  социальной активности подростков…………………………………………………………

Выводы по 2 главе……………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

      Актуальность  данной темы на наш взгляд состоит в том, что изменившиеся политические и социально-экономические условия в России вызывают необходимость повысить внимание к социальному развитию подростков, так как социально развитая личность будет успешнее самоутверждаться в жизни, принимать ответственные решения, мобильно реагировать на возникающие трудности. Осмысление нужности себя другим и миру снижает агрессивность, зависимость от наркотиков, алкоголя и других вредных привычек; предупреждает беспризорность, безнадзорность, правонарушения; восстанавливает здоровье – духовное, физическое, нравственное, социальное; формирует готовность к жизни (потребность, способность, решимость).

       Анализ  проблем и особенностей педагогического  проектирования как средства  развития социальной активности  подростков, пожалуй, следует начать  с уточнения понятия «подросток».  Итак,  подросток- несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.  В настоящее время проблема развития социальной активности подростков приобрела особую актуальность, что подтверждается положениями концепций педагогов-исследователей, содержанием нормативных документов. 

      Изучением  данной проблемы занимались А.Н.  Аверьянова, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова. Е.С. Заир-Бека, Г.П. Щедровицкий, В.В.Краевский, С.Ю. Лисовец,  В.А.Лукова, О.В. Попова.

      Проблема исследования состоит в том, что в настоящее время недостаточно освещены вопросы педагогического проектирования как средства развития социальной активности  подростков.

       В связи  с этим цель исследования - изучить  влияние  педагогического проектирования на развитие социальной активности подростков в современном российском обществе в современных образовательных учреждениях.

      Для достижения  указанной цели в работе были  поставлены следующие задачи:

1.  Изучить особенности  педагогического проектирования .

2. Определить  специфику формирования социальной активности подростков

 

3.Провести диагностику  педагогического проектирования  как средства развития социальной  активности подростков.

 

4. Составить комплекс  рекомендаций по повышению социальной  активности подростков.

      Объектом исследования является социальная активность подростков.          Предметом– педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков.

       Гипотеза:   педагогическое проектирование оказывает положительное влияние на развитие социальной активности подростков.

       Методологической основой нашего исследования  являются положения об основах проектирования в педагогической деятельности Ю.В. Громыко и Г.К. Селевко.

       Методы исследования:

1. Организационные методы (анализ психолого-педагогической  литературы).

2. Эмпирические методы  (проективная рисуночная проба: "Рисунок "Мой мир" – модифицированный вариант).

3. Методы обработки данных.

4. Интерпретационные методы.

      Практическая значимость - мы выявили, что педагогическое проектирование выступая непосредственным способом решения жизненных задач подростков, одновременно  способствует развитию их социальной активности.

     База  исследования: Самарская область, Шенталинский район,  д. Баландаево, ГБОУ Баландаевская ООШ. Общее количество обследованных составило 20 подростков.

     Структура  работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

     Наш  интерес  к данной проблематике объясняется  тем,  основы педагогического проектирования, направленного  на развитие социальной активности подростков и на профилактику отклонений в поведении личности, коррекцию и саморазвитие личности подростка  будут полезны мне как будущему специалисту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические  аспекты педагогического проектирования как средства развития социальной активности подростков.

1.1 Особенности  педагогического проектирования.

      А.С.Макаренко  в отечественной педагогике по  праву может считаться основоположником  теории и практики педагогического  проектирования. Воспитательный процесс  он рассматривал как особым  образом организованное «педагогическое  производство». Он был противником  стихийности процесса воспитания  и выдвигал идею разработки  «педагогической техники». Разрабатывая  «советскую воспитательную технику»  А.С.Макаренко на практике усовершенствовал  «технику дисциплины», «технику  разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику  наказания». Продуманность действий, их последовательность были направлены  на проектирование в человеке  всего лучшего, формирования сильной,  богатой натуры. В 1989 г. появляется  первый самостоятельный труд  по педагогическому проектированию  известного педагога В.П.Беспалько.

      Проектирование  предвосхищает в идеальной форме  результаты как материально–практической, так и духовной деятельности, то есть как внешнего, так и  внутреннего мира человека. Это  суждение правомерно для любой  деятельности в социальной сфере,  в том числе педагогической. Поэтому  педагогическое проектирование  невозможно однозначно отнести  к объективным или субъективным  сторонам педагогической деятельности. Оно полифункционально, и в  основе его целостности лежит  замысел о совершенствовании  педагогической деятельности, о  будущем образе культуросообразной, личностноориентированной образовательной  системы и соответствующих ей  педагогических процессов.

      Начиная  с 90-х гг. XX века теория и  практика педагогического проектирования  получили широкое развитие.

      Работы В.Ф.Взятышева, Е.С.Заир-Бека, Р.И.Ильина, А.А.Кирсанова, И.И.Ильясова, Ю.С.Тюнникова и многих других педагогов позволили перейти к созданию и активному использованию на практике технологий педагогического проектирования.

      Педагогическое проектирование  –это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.  Это феномен, возникший как результат взаимодействия новейших тенденций в развитии педагогической теории и инновационной практикиПедагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

      Проектирование  в настоящее время рассматривается  как важнейшая составляющая педагогической  деятельности. Этот процесс охватывает: образовательные системы различною  уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования,  педагогические технологии, управление  педагогическим процессом, планирование  и контроль развития учреждения  и др.

      Социальные  системы – это открытые системы.  Любой педагогический проект, затрагивая  всю систему функционирования  процессов, явлений, структур  представляет собой сложную систему  взаимосвязанных элементов, которая  может быть разделена на множество  подпроектов и подпрограмм, потому  как изменение одного или нескольких  компонентов педагогической системы,  влечет изменение всех взаимосвязанных  элементов этой системы.

      Педагогическое  проектирование – это комплексная  задача, решение которой осуществляется  с учетом социокультурного контекста  рассматриваемой проблемы, и в  которой взаимодействуют и взаимодополняют  друг друга социально-культурные, психолого-педагогические, технико-технологические  и организационно-управленческие  аспекты.

      Образование  неотделимо от социокультурного  контекста с характерными для  него моделями деятельности, коммуникации  и социальных отношений. Знание  социокультурных характеристик  означает верное понимание целей,  которые ставятся в образовательном процессе. Только на этом основании возможно выстраивание эффективных образовательных стратегий. Крайне важно знать, каких проблем можно избежать уже на уровне проектирования и корректировки образовательных систем и программ.

     Проект –  1.содержательно обоснованная и  документально оформленная инициатива, направленная на достижение образовательных  целей в рамках определенного  периода времени;

2. стратегический документ  развития какой-либо социальной  системы ;

3.средство управления, обладающее  определенными качествами;


Педагогические проекты  могут быть рассмотрены как социальные проекты.

      Цели педагогических  проектов только намечаются и  должны корректироваться по мере  достижения промежуточных результатов.  Однажды сформулированные цели  не должны рассматриваться как  нечто незыблемое. В ходе реализации  инновационного проекта под воздействием  изменений в окружении проекта  и получаемых промежуточных результатов  цели проекта могут претерпевать  изменения. Поэтому целеполагание  нужно рассматривать как непрерывный  динамичный процесс, в котором  анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости  осуществляется корректировка целей.

 Основные признаки  проекта 

1. Изменение как основное  содержание проекта 

2. Ограничения во времени  цели 

3. Временные ограничения  продолжительности проекта 

4. Представление проекта  как системы средств достижения  будущего 

5. Определенность начала  и окончания проектной работы.

Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда  школьников в процессе учения сегодня  является метод проектов.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

Информация о работе Педагогическое проектирование как средство развития социальной активности подростков