Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:58, реферат
Компетентный преподаватель, воспитатель, мастер производственного обучения понимает, что управлять педагогической деятельностью он может за счет собственных внутренних резервов, индивидуально-личностных особенностей, умения смотреть на себя со стороны, иными словами, успех его профессиональной деятельности на 70-80% зависит от педагогического мастерства. Можно перечислить достаточно много профессиональных и личностных качеств педагога-мастера, но гораздо сложнее выработать их в себе и на их основе добиться высоких результатов.
Введение ……………………………………………………………………….2
Понятие педагогического общения, его функции и структура …………...3
Стили руководства и стили педагогического общения ……………………7
Негативные модели педагогического общения ……………………………12
Заключение ……………………………………………………………………18
Список литературы …………………………………………………………...19
Содержание
Введение ……………………………………………………………………….2
Понятие педагогического общения, его функции и структура …………...3
Стили
руководства и стили
Негативные модели педагогического общения ……………………………12
Заключение ……………………………………………………………………18
Список
литературы …………………………………………………………...19
Введение
Современная подготовка в вузе предполагает многомерный подход к человеку, а не ограничивается воспитанием узкого специалиста. Она должна развивать целый комплекс индивидуальных черт личности, учитывать сложность задач, возникающих в профессиональной деятельности. Особенностью деятельности начинающего педагога профессионального обучения по сравнению с деятельностью большинства молодых специалистов является то, что общество ставит перед ним те же самые по сложности цели, что и перед опытным преподавателем. Поэтому у него необходимо формировать широкую педагогическую компетентность и профессиональную готовность к проведению многоаспектной воспитательной работы с учащимися профессиональных училищ, лицеев, техникумов, колледжей, школ.
Компетентный
преподаватель, воспитатель, мастер производственного
обучения понимает, что управлять педагогической
деятельностью он может за счет собственных
внутренних резервов, индивидуально-личностных
особенностей, умения смотреть на себя
со стороны, иными словами, успех его профессиональной
деятельности на 70-80% зависит от педагогического
мастерства. Можно перечислить достаточно
много профессиональных и личностных
качеств педагога-мастера, но гораздо
сложнее выработать их в себе и на их основе
добиться высоких результатов.
Понятие
педагогического общения,
его функции и структура
Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Общение – процесс двусторонний. Если для педагога общение – это вид профессиональной деятельности, то для учащихся– вид жизнедеятельности. Отсюда и очевидная разница позиций педагога и ребёнка в общении. Ребёнок живет, как ему живётся, и общение с педагогами, родителями, сверстниками – часть его жизни. Педагог, общаясь с детьми, работает, и это значит, что он должен всегда отдавать себе отчёт в том, что происходит между ним и его учениками. Участвуя в общении, педагог всегда должен быть как бы и вне его: наблюдать, анализировать, принимать решения, находить оптимальные способы его осуществления.
Неправильно построенное педагогическое общение может вызвать: страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности и речи. Снижается желание думать самостоятельно, появляется комфортность поведения, устойчивое негативное отношение к педагогу и предмету.
Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.
Информационная функция общения, обеспечивая процесс обмена материальными и духовными ценностями, создает условия для развития положительной мотивации учебно-воспитательного процесса, обстановки совместного поиска и раздумий.
Образуя социальное поле деятельности личности, общение через роли, выполняемые личностью, программирует тот или иной шаблон социального поведения (учитель и ученик). Смена социальных ролей способствует как многосторонним проявлениям личности – «сбрасыванию масок», так и возможности войти в роль другого, содействуя процессу восприятия человека человеком. Преподаватели вводят личностно-ролевую форму в учебно-воспитательный процесс: подключают учащихся к ведению отдельных элементов урока, дают возможность каждому учащемуся побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя.
Функцией общения выступает и самоутверждение личности, задачей – способствовать осознанию подростком своего «я», ощущению своей личностной значимости, формированию адекватной самооценки и перспектив личности, уровня ее притязаний.
Реализация такой важной функции общения, как сопереживание, обеспечивает условия для понимания чувств другого человека, для формирования способности встать на точку зрения другого, что нормализует отношения в коллективе. Педагогу важно понять учащегося, его потребности, чтобы осуществлять взаимодействие исходя из его представлений.
Часто молодые преподаватели не могут организовать общение целостно и невольно ограничиваются только какой-то одной функцией, например, функцией информации.
По В.А. Кан-Калику структура процесса профессионально педагогического общения включает в себя:
1) моделирование педагогом предстоящего общения с группой (прогностический этап);
2) организацию непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака);
3) управление общением в ходе педагогического процесса;
4) анализ осуществленной системы общения и нацеливание ее на пред-
стоящую деятельность.
Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы. Готовящийся к занятию материал должен быть мысленно представлен в ситуации предстоящего взаимодействия и продуман не только от лица преподавателя, но и от лица учащихся, по возможности в разных вариантах.
Этап, называемый «коммуникативной атакой», говорит за себя: нужна техника быстрого включения группы в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия (подать себя таким образом, чтобы вызвать интерес).
На этапе управления общением необходимо умение поддерживать инициативу учащихся, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.
И, наконец, анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.
Естественно, что педагог должен быть инициатором, лидером в управлении общением и, в целом, учебно-воспитательным процессом. Для этого В.А. Кан-Калик советует обратить внимание на оперативность начала контакта, формирования чувства «мы», введение личностных аспектов во взаимодействие с учащимися, демонстрацию собственной расположенности к группе, показ ярких целей деятельности, передачу учащимся понимания
педагогом их внутреннего состояния, организацию цельного контакта со всеми, изменение стереотипных негативных установок к отдельным учащимся.
Все это помогает преодолевать барьеры (препятствия, мешающие эффективному общению), возникающие у учителя, особенно в начале педагогической деятельности. Во-первых, это боязнь класса. Она снимается психологической настройкой, переключением внимания на интерес к предстоящей работе, поиском «эмоционального ядра» общения. Барьер – это негативная установка на основании прошлого опыта общения, в преодолении которой помогает развитие такого свойства, как оптимистическое прогнозирование своей деятельности. Среди прочих помех общения можно выделить физический, социальный, гностический барьеры.
Физический барьер – это дистанция, с помощью которой учитель удаляет себя от учеников, «закрывает» себя, пытаясь «спрятаться» за стол, стул, «забиться в угол».
Социальный барьер создается постоянным подчеркиванием своей позиции «сверху» («Перед вами учитель!»), своего превосходства.
Гностический барьер возникает, когда педагог не адаптирует свою речь к уровню понимания учащихся («заумно говорит»).
Если
сгруппировать основные трудности,
которые возникают в общении у начинающего
педагога, то получится следующая зависимость.
Неумение наладить контакт и непонимание
внутренней психологической позиции ученика
влечет сложности в управлении общением
на уроке. Неумение выстраивать взаимоотношения
и перестраивать их в зависимости от педагогических
задач вызывает трудности в речевом общении
и передачи собственного эмоционального
отношения к материалу, а также сложности
в управлении собственным психическим
состоянием в общении.
Стили
руководства и
стили педагогического
общения
В общении можно выделить две стороны: отношение и взаимодействие. Это как бы надводная и подводная части айсберга, где видимая часть – серия речевых и неречевых действий, а внутренняя, невидимая – потребности, мотивы, интересы, чувства – все, что толкает человека к общению.
В целом исследователи вычленяют три основных стиля отношения учителя к классному коллективу: устойчиво-положительный, пассивно-положительный, неустойчивый. Но встречаются и такие учителя, у которых отмечаются черты отрицательного стиля отношения к детям – ситуативно-отрицательного и даже устойчиво-отрицательного.
В психологии разработаны довольно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, анализируется техника их общения с членами коллектива. Учитель – тоже руководитель, по-разному осуществляющий свое взаимодействие. Рассмотрим три основных стиля руководства, обращая внимание на вторую сторону общения – взаимодействие. Образные названия их («разящие стрелы», «возвращающийся бумеранг» и «плывущий плот») даны в книге А.Н. Лутошкина «Как вести за собой».
Авторитарный стиль («разящие стрелы»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия – приказ, указания, инструкции, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидала от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствии работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.
Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе; развивается самоуправление. Демократичный
учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузку, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого; поощряет активность, развивает инициативу. Основные способы общения у такого учителя – просьба, совет, информация.
Либеральный стиль («плывущий плот») – анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим (подчас противоречивым) влияниям. Он фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.
Авторитарный
стиль руководства может
Лучший стиль руководства – демократический. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякает и в отсутствии руководителя. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности, гордость за свой коллектив. Наихудшим стилем руководства является либеральный стиль; при нем работа, как правило, выполняется меньше и качество ее хуже.
Что касается авторитаризма, то он обусловливается низким уровнем культуры педагога, пренебрежением индивидуальными особенностями детей, игнорированием принципа самодеятельности организации детской жизни.
Преодоление
авторитарного стиля
В настоящее время в психологии общения имеются более подробные классификации стилей педагогического общения (С.А. Шеин и др.). Стиль отношений и характер взаимодействий в руководстве воспитанием учащихся создают в совокупности стиль педагогического общения.