Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей педагогического мастерства в работах Сухомлинского.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Раскрыть особенности педагогической концепции в работах Сухомлинского.
2. Рассмотреть место концепций Сухомлинского в современном ДОУ.
Введение 3
Глава 1. Концепции в работах Сухомлинского 4
1.1 Жизненный путь Сухомлинского В.А. 4
1.2 Педагогические взгляды в концепции Сухомлинского В.А. 6
Глава 2. Место концепций Сухомлинского в современном ДОУ 15
2.1 Концепция Сухомлинского В.А. 15
2.2 Концепция Сухомлинского в воспитании дошкольников 24
Заключение 27
Список литературы 28
Отношение В.А. Сухомлинского к наследию выдающегося русского писателя ХIХ в. было неоднозначным: В.А. Сухомлинский во многом принял его гуманизм, придав ему новую социальную окраску, перенеся его в рамки современного общества, используя многие из его положений в педагогической практике воспитания. Однако В.А. Сухомлинский опровергал некоторые мысли Ф.М. Достоевского, так как был сторонником активного сопротивления злу и в практике повседневной жизни учил этому своих воспитанников. Он формировал у школьников активную жизненную позицию, мужество в борьбе за утверждение добра и преодоление зла, вырабатывал постоянство нравственных поступков и понимание этических проблем общечеловеческих норм морали. Будучи убежденным приверженцем материализма, В.А. Сухомлинский рассматривал понятие “идеалист”, не только противопоставляя его “материалисту”, но и имея в виду человека, живущего высокими, благородными идеалами. Поэтому В.А. Сухомлинский полностью разделял мнение Ф.М. Достоевского, что нужно воспитывать “идеалистов” в лучшем смысле этого слова.
Несмотря на некоторые различия во взглядах великого педагога и великого писателя, они оба относились к человеку как к высшей ценности, размышляли над человеческой природой, моралью, нравственностью и ценностями [4, с.30].
Вникая в проблему человека, В.А. Сухомлинский не мог обойти вопрос о природе человеческих потребностей. Он понимал, что потребности – великий двигатель человеческой личности. Они зависят от уровня и характера притязаний человека, особенностей его эмоционального отношения к явлениям окружающей жизни. Взгляды на эволюцию потребностей в работах В.А. Сухомлинского во многом перекликаются с мыслями К. Маркса и Ф. Энгельса, высказанными в “Немецкой идеологии”. Первой предпосылкой существования любого человека была названа возможность жить, чтобы быть в состоянии творить историю. Поэтому, первый исторический акт - это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни. Об этих первичных материальных потребностях В.А. Сухомлинский помнил всегда. Он старался оказывать материальную поддержку молодым педагогам и не считал стремление человека к материальному благополучию чем-то постыдным и нехарактерным для советского человека. Но его волновал вопрос: как должны сосуществовать растущие потребности в материальных благах с формированием морального облика человека? Всестороннее развитие личности заключается в воспитании духовных и материальных потребностей, в их гармоническом развитии: “Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных” [7, т.1, с.80]. Таким образом, В.А. Сухомлинский, не отрицая важности материальных потребностей, отдавал приоритет потребностям качественно иного порядка. Первая из таких потребностей – потребность познания. “Человек по самой природе своей не только потребитель, и удовлетворение насущных потребностей – лишь предпосылка… счастья” [7, т.5, с.114].
На протяжении всей жизни человек является исследователем. Одна из основных потребностей – познать – особенно сильно выражена в раннем детстве. В.А. Сухомлинский видел одну из важнейших задач воспитания в постоянном стимулировании детского любопытства, поддержке желания детей узнать новое. Педагог нашел специальные приемы и методы, которые станут сильным стимулом к познанию, сформируют и разовьют интерес к учебе. В этом идеи В.А. Сухомлинского перекликаются с утверждением Аристотеля о том, что “все люди от природы стремятся к знанию”, пользуясь при этом “искусством и рассуждениями”, и все это начинается с “удивления”. В своей монографии “Разговор с молодым директором школы” (1973 г.) В.А. Сухомлинский писал: “…опытные учителя на практике осуществляют классическое правило Аристотеля – мышление начинается с удивления.… Почему это так происходит? Чувство удивления – могучий источник желания знать” [7, т.4, с.442]. Потребность в познании, по мнению В.А. Сухомлинского, напрямую связана с уровнем умственного развития и формированием личности человека. Уникальный процесс познания создает активный интерес к жизни, позволяет сформулировать личностные убеждения, обеспечивает знакомство с фактами, событиями, явлениями. Чувство, которое приносит процесс познания, учеба – одна из основных потребностей современного человека. “Учение, овладение знаниями, сидение за книгой – большое благо и счастье. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается. Важный источник радости познания – …переживание и чувствование того, что знания – это плоды напряжения моего человеческого духа, плоды поиска, творчества – труда мысли, души” [3, с.78–79].
Анализируя содержание познавательных потребностей, В.А. Сухомлинский серьезно подходил к проблеме формирования у человека способности к творческой деятельности, которая должна основываться на творческом познании, свободной мысли. Придание труду творческого характера делает его источником положительных эмоций, удовлетворяющим не только материальные, но и духовные потребности. “Будь мыслителем. Живи в мире мыслей, постигай идеи. Жить без мысли – влачить жалкое существование. День без мысли, без чтения – напрасно прожитый день. Расточительство времени – расточительство бесценных богатств человеческой жизни” [3, с.96].
Существует несколько десятков классификаций человеческих потребностей. Иерархия потребностей, как ее мыслил В.А. Сухомлинский, выглядит следующим образом: материальные потребности, потребность в познании и, наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими людьми. Эта классификация сложилась у педагога по мере развития его философско-педагогических взглядов. Она созвучна с той классификацией потребностей, которую дает Гегель в “Эстетике”, Маркс и Энгельс – в “Немецкой идеологии”. Более позднее положение о росте потребностей сформулировал В.И. Ленин. Его “закон возвышения потребностей” проходит через все педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. В возвышении потребностей В.А. Сухомлинский видел путь к решению многих проблем. Чем богаче и полнее удовлетворяются материальные потребности, тем тоньше должна быть человеческая натура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное состояние других людей [5, с.102; 3, с.20-22; 4, с.120-124].
Внимательно исследовал В.А. Сухомлинский аксиологические аспекты философии, понимая, что биопсихологические потребности человека являются источником ценностей. Размышлял он и над нравственно-философским понятием “счастье”. В зависимости от того, что является для человека смыслом жизни, ее целью и путями к ней, счастье понимается по-разному. В соответствии с мировоззренческими установками В.А. Сухомлинского, смыслом жизни являются труд на пользу людей, благо человечества, личное самосовершенствование. Таким образом, труд открывает путь к счастью. В понятие “труд” учитель вкладывал широкий философский смысл. Только в труде человек может выразить себя, самореализоваться как личность, добиться чего-то значительного в жизни. Труд обогащает человека интеллектуально и духовно. В.А. Сухомлинский был убежден, что творческий труд – важнейший источник счастья. Во многих его работах присутствует мысль о том, что труд является высшим смыслом жизни общества. Свое понимание роли труда В.А. Сухомлинский перенес в область педагогики, воспитания: “От нас… в огромной мере зависит, чтобы маленький ребенок стал мыслителем, понимающим и переживающим великое человеческое право на жизнь, счастье, радость.… Эта сфера духовной жизни требует большого такта, глубокого уважения человеческого права на счастье” [3, с.22]. Правильно выбрать жизненный путь, найти свое призвание, утвердить человеческое достоинство – значит, найти свое счастье. В этом смысле счастье – это стремление к нему, способность изменить обстоятельства к лучшему, достижение его, это стремление к жизни, наполненной глубоким смыслом.
Не только труд В.А. Сухомлинский включал в понятие “счастье”. Такие ценности как любовь, семейные радости, материальное благополучие, достойную, обеспечивающую насущные потребности жизнь, педагог находил крайне важными. Поэтому, вряд ли верно сказать, что выполнение долга В.А. Сухомлинский считал главным смыслом жизни, а достижение, допустим, личного счастья – второстепенным.
Философские понятия “счастье” и “смысл жизни” В.А. Сухомлинский тесно связывал с проблемой свободы личности, как способности к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. Разработка этих понятий занимает в работах В.А. Сухомлинского значительное место. Свобода определяется В.А. Сухомлинским тем, насколько глубоко человек осознает себя, насколько он независим от каких-либо причин и в какой степени он ориентируется на общественные потребности в своей деятельности. “Стремление к свободе и самостоятельности без высокоразвитой способности долженствования превращается в распущенность, в потворство низменным желаниям. Там, где нарушается гармония ответственности и свободы, начинается хаос, недисциплинированность, произвол” [7, т.1, с.166]. Свобода для В.А. Сухомлинского – не просто абстрактное философское понятие, а конкретная осознанная позиция человека, связанная со способностью принимать решения. Рассматривая понятие “свобода воли”, В.А. Сухомлинский называет ее главные элементы – разум и совесть. Свобода есть долженствование, ответственность и добровольная детерминация поступков человека. В работе “Как воспитать настоящего человека” В.А. Сухомлинский писал, что жизнь, данная человеку и свобода, приобретенная им – величайшие человеческие ценности, в которых выражается сама природа человека. Для того, кто глубоко постиг, что такое жизнь и свобода, зло становится нетерпимым.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе...». Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.
Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, Но отражается его познанием, В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
В.А.Сухомлинский разделял
мнение о том, что успех воспитания
во многом определяется развитием эмоционально-
Столь же большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия, - пишет В.А.Сухомлинский, - доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».
Приобщая детей к
миру прекрасного, Сухомлинский всегда
использовал ряд
Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье».
Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.
При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
«Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладывается и в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших - отца, матери, учителя, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А.Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства. Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается. Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем в полной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущего человека обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях, вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки.
Талантливый практик и теоретик он всю жизнь проработал в сельской школе. Обобщение теоретического наследия советской педагогики и собственного практического опыта позволило ему написать работы, явившиеся важным вкладом в арсенал средств и методов социалистического воспитания. При жизни им было опубликовано свыше 30 отдельных работ и около 600 статей. Из книг В. А. Сухомлинского большую и заслуженную известность среди педагогической общественности СССР и многих стран мира получили такие работы, как «Сердце отдаю детям», «Воспитание гражданина», «Павлышская средняя школа», «Методика воспитания коллектива», «Сто советов учителю», «Разговор с молодым учителем школы».
Информация о работе Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского