Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей педагогического мастерства в работах Сухомлинского.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Раскрыть особенности педагогической концепции в работах Сухомлинского.
2. Рассмотреть место концепций Сухомлинского в современном ДОУ.
Введение 3
Глава 1. Концепции в работах Сухомлинского 4
1.1 Жизненный путь Сухомлинского В.А. 4
1.2 Педагогические взгляды в концепции Сухомлинского В.А. 6
Глава 2. Место концепций Сухомлинского в современном ДОУ 15
2.1 Концепция Сухомлинского В.А. 15
2.2 Концепция Сухомлинского в воспитании дошкольников 24
Заключение 27
Список литературы 28
В.А. Сухомлинский считал,
что успех учебно-
Культурно-познавательная
среда была организована ученым с
целью интеллектуально-
Художественно-эстетическая среда – это созданный В. Сухомлинским стиль школы, педагогический стиль учительского и ученического коллективов, это педагогическая культура школы, содержательный аспект художественно-эстетического и нравственно-духовного воспитания детей. Ученый считал, что эмоциональные отношения невозможны, если учитель встречается с учащимися только на уроке. Поэтому в Павлыше были созданы "Школа радости под голубым небом", "Сад здоровья", уголки здоровья, т.е. все, что составляло развивающую и здоровьесберегающую художественно-эстетическую среду.
Культурно-рефлексивная
среда была направлена на сохранение
здоровья детей, охрану нервной системы
от чрезмерных перегрузок, представляющую
возможность эмоциональной
Культурно-коммуникативная среда предполагала воспитание у детей, по словам педагога, "речевой культуры", особого чувства родного языка, любви к Слову. В Павлышской школе все учащиеся вели постоянно "Словесную шкатулку", своеобразный словарик, обогащающий лексический запас учащихся образными выражениями, пословицами, поговорками.
Культурно-коммуникативная и трудовая среда создавались В. Сухомлинским ежедневно, он учил детей любить, беречь и охранять родную природу; организовывал труд детей в природе, ручной труд, учил ценить результаты труда других людей.
Таким образом, предметно-развивающая школьная среда и специально ориентированный школьный социум в Павлышской школе были направлены на охрану Детства в широком понимании этого слова.
В.А. Сухомлинский был глубоко убежден, что истоки воспитания ребенка заложены в семье: "родители – главные естественные воспитатели, а родительская педагогика – это сердцевина народной воспитательной практики" [1, с. 302]; "без родительской мудрости нет воспитательной силы в семье… эта сила идет от родителей, в них – ее корни и источник" [2, с. 302]. И он создает свою авторскую "родительскую педагогику", создает в Павлыше "Школу для родителей", целью которой была совместная творческая работа семьи и школы по охране Детства и "творении" Человека с большой буквы. В.А. Сухомлинский разработал принципы родительской педагогики. Среди них мы бы выделили: принцип гуманизации, единство требовательности и уважения к личности ребенка, взаимосвязь воспитания с трудом, опора на положительные взаимоотношения в семье, ответственность родителей за воспитание детей, принцип общественного воспитания. Педагог, учитель, ученый отмечал, что именно в семье "пишется" самая мудрая, самая сложная и одновременно самая простая страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. "Если у вас нет детей, обращается он к родителям, вы просто человек. А если у вас есть ребенок – вы три, четыре, тысячу раз человек. Вы даете жизнь ребенку и как бы вписываете свое имя в летопись своего народа" [5, с. 532].
Заметим, что выделенные нами принципы родительской педагогики нашли свое воплощение в лозунгах-обращениях педагога к родителям, которые, на наш взгляд, можно классифицировать в своеобразный катехизис "Памятка для родителей", объединяющий более 50-ти обращений, начинающихся словом "Помните…".
Итак, родительская педагогика, по В.А. Сухомлинскому, – это поликомпонентное образование, основанное на традициях, привычках, обрядах народной семейной педагогики, которой придерживаются родители; включающей принципы, нормы, правила, методы и приемы, а также проверенный веками опыт национального воспитания детей в условиях семьи, рода.
Заканчивая изложение основных педагогических сентенций В.А. Сухомлинского относительно детства, отмечу, что и сегодня, в ХХI столетии, наследие выдающегося педагога во многих его аспектах служит миллионам воспитателей юного поколения. Но в тоже время, считаю, что и сегодня, и в будущем недопустимым было бы догматическое бездумное использование его опыта и рекомендаций. Главное, как писал еще К.Д. Ушинский, не сам по себе практический опыт, а идеи, вытекающие из опыта, из педагогических фактов. Книги В.А. Сухомлинского не могут быть сборниками универсальных педагогических рецептов на все случаи жизни. Труды выдающихся педагогов, прежде всего, учат мыслить, вдумчиво подходить к планированию учебно-воспитательных задач, учитывать своеобразность и неповторимость конкретных педагогических явлений, положительные традиции каждого учебного заведения.
Таким образом, нужно не формальное, а творческое, разумное понимание и использование ценнейшего опыта по охране, экологии детства в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.
Настоящее время требует яркой, масштабной, творческой личности педагога, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессионального мышления, методологическими знаниями как надежным инструментом теоретической и практико-преобразующей деятельности. В современной педагогической науке разработана концепция индивидуальной деятельности педагога, сущность которой состоит, во-первых, в развитии его богатой, самобытной личности, а во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов. Индивидуальность педагога как субъекта профессиональной деятельности находит свое выражение в форме и содержании. Формальная сторона - это внешнее выражение индивидуальных особенностей личности педагога. Оно проявляется в форме индивидуального стиля педагогической деятельности, общения, поведения и т.д. Содержательная сторона имеет серьезную философскую основу.
Практически все без исключения выдающиеся педагоги прошлого и современности имеют глубокие философские основания своих педагогических концепций. Поэтому большинство исследователей педагогического творчества особое внимание уделяют описанию и анализу философско-педагогических взглядов. Обнаружить философские истоки творчества, проследить духовное становление педагога – это значит осмыслить процесс формирования его индивидуальной деятельности.
Блестящим примером проникновения философских идей в отечественную дошкольную педагогику служат философско-педагогические воззрения В.А. Сухомлинского. Знакомство современных педагогов с эволюцией философских взглядов выдающегося учителя, возможно, поможет им осуществить мониторинг собственных философско-педагогических идей.
Как известно, философские знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по-своему решая их. Среди вопросов, волновавших педагога, были антропологические, онтологические, гносеологические, аксиологические. Философские взгляды В.А. Сухомлинского охватывают наиболее существенные, универсальные понятия философии: отношение к природе человека, категории добра и зла, этику и общечеловеческие нормы морали, смысл жизни, понятия счастья и свободы, проблемы жизни и смерти, категории трагического и прекрасного. В.А. Сухомлинский стремился найти решения многих философских проблем, среди которых осознание человеком своей природы, объяснение окружающей действительности, структуры человеческих ценностей, обоснование нравственности, осмысление человеческой деятельности и др. Десятилетия ушли у В.А. Сухомлинского, чтобы теоретически и философски обобщить свою педагогическую практику. Это не случайно, так как человеку требуются многие годы, чтобы сформировались твердые философско-мировоззренческие установки, сложились теоретические позиции и зрелые убеждения. Они являются своеобразным итогом научной деятельности, результатом жизненного опыта, следствием профессиональной деятельности. В.А. Сухомлинский был не только выдающимся педагогом, но и человеком глубокой философской культуры. Его взгляды, жизненная позиция, нравственные установки были основаны на прочных философских знаниях. Философская культура и, в рамках её, гуманизм как мировоззренческий принцип являлись одним из факторов, определивших феномен В.А. Сухомлинского.
Внутренняя логика философско-педагогических
взглядов В.А. Сухомлинского имела
свою эволюцию. Его философские взгляды
формировались под влиянием работ
многих философов. Ссылки на соответствующие
источники можно найти
В действительности, В.А. Сухомлинский никогда не писал специальных философских трудов, также нет у него и исследований исключительно морально-этического характера. Но это не дает основания думать, что он далек от теоретичности. Вся его педагогическая система пронизана материалистической философией, которая органически растворена в его педагогических исследованиях. Он обладал удивительной способностью – простым, образным языком передавать всю сложность и глубину нравственных, эстетических и философских взглядов. Исследователь биографии В.А. Сухомлинского Ю.Д. Руденко справедливо отметил, что работы В.А. Сухомлинского отличает особый стиль, творческий подход к преломлению философских обобщений при описании педагогических явлений. Для создания произведений такого рода педагогу необходимо иметь не только глубоко гуманистическую направленность личности, но и высокий уровень образованности, исключительную культуру мышления, владеть всем объемом передовых философских идей [1, с.98].
Научным фундаментом педагогических взглядов В.А. Сухомлинского являлось философское направление гуманизма. Согласно гуманистической философской системе воззрений признается абсолютная ценность человека как личности, утверждается его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Обратимся к некоторым философским взглядам В.А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, являются основополагающими в его педагогической концепции.
Отношение к природе человека – одна из основ любой философской концепции. Суть этого отношения проявляется в принципиальном подходе к решению многих других философских проблем. В.А. Сухомлинский был глубоко убежден, что знания о человеке, его индивидуальном внутреннем мире, самобытном восприятии себя и всего вокруг происходящего – неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может. “Настоящий человек – это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него” [2, с.19]. Такое возвышение человека у В.А. Сухомлинского было не только целью, но и средством, и формой существования. В поле зрения директора Павлышской школы находилась вся человеческая жизнь. В.А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других – словом, обо всем, что делает человека Человеком.
Исследуя философскую проблему человека, в своем произведении “Как воспитать настоящего человека” (1977 г.) педагог отметил следующие черты: понимание и переживание цели и смысла жизни; богатство духовного мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства – уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум. Завершая описание психической и духовной сущности человека, В.А. Сухомлинский отмечал эстетическое богатство личности, тонко развитую потребность в прекрасном, любовь к труду, высокую нравственность трудовых отношений, влюбленность в конкретное дело, стремление к совершенствованию трудового мастерства, физическое совершенство [3, с.10-12].
Таким образом, глубоко
гуманистическими идеями о человеке,
добре, свободе, творчестве, долге, радости,
В.А. Сухомлинский вошел в общественно-
Информация о работе Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского