Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей педагогического мастерства в работах Сухомлинского.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Раскрыть особенности педагогической концепции в работах Сухомлинского.
2. Рассмотреть место концепций Сухомлинского в современном ДОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концепции в работах Сухомлинского 4
1.1 Жизненный путь Сухомлинского В.А. 4
1.2 Педагогические взгляды в концепции Сухомлинского В.А. 6
Глава 2. Место концепций Сухомлинского в современном ДОУ 15
2.1 Концепция Сухомлинского В.А. 15
2.2 Концепция Сухомлинского в воспитании дошкольников 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского.doc

— 138.00 Кб (Скачать)
  • материнская школа – семья, или школа родителей, семейная школа жизни;
  • школа радости – дошкольное учреждение;
  • школа мышления – начальная школа;
  • школа человечности и доверия – средняя школа;
  • школа духовности – старшая школа.

В.А. Сухомлинский считал, что успех учебно-воспитательной работы с детьми во многом зависит  от социально-культурной пространственно-предметной развивающей среды. На основе анализа  педагогического наследия Василия  Александровича мы выделили виды социальной среды, в которой воспитывались учащиеся Павлышской школы. Среди них: культурно-познавательная, художественно-эстетическая, культурно-коммуникативная, культурно-экологическая, культурно-трудовая, культурно-рефлексивная. Как видим, уже в те годы четко прослеживается культурологический подход ученого к организации учебно-воспитательной работы с учащимися в общеобразовательной школе.

Культурно-познавательная среда была организована ученым с  целью интеллектуально-творческого  и физического развития учащихся, усвоения культурно-сенсорных эталонов: культуры чувств, восприятий, мышления, воли, т.е. психологической и педагогической культуры. Ученый возмущался, почему школа не дает никаких знаний о человеке, о том специфическом, что возносит его над миром всего живого: о человеческой психике, мышлении, сознании, эмоциональной, эстетической, волевой и творческой духовной жизни, т.е. о том, что составляет "азбуку самосознания и самоутверждения", культуру духовного мира личности. Именно поэтому были созданы для учащихся комнаты "Источник знаний", "Комната мысли", "Золотая библиотека отрочества". Через эти комнаты прошли все подростки Павлышской школы, и с особой благодарностью вспоминают выпускники свои годы учения в такой школе.

Художественно-эстетическая среда – это созданный В. Сухомлинским стиль школы, педагогический стиль учительского и ученического коллективов, это педагогическая культура школы, содержательный аспект художественно-эстетического и нравственно-духовного воспитания детей. Ученый считал, что эмоциональные отношения невозможны, если учитель встречается с учащимися только на уроке. Поэтому в Павлыше были созданы "Школа радости под голубым небом", "Сад здоровья", уголки здоровья, т.е. все, что составляло развивающую и здоровьесберегающую художественно-эстетическую среду.

Культурно-рефлексивная среда была направлена на сохранение здоровья детей, охрану нервной системы  от чрезмерных перегрузок, представляющую возможность эмоциональной разгрузки  и отдыха; создавалась возможность  свободного общения детей по интересам, обмена "духовными ценностями", приобретенными учащимися в процессе самообразования.

Культурно-коммуникативная  среда предполагала воспитание у  детей, по словам педагога, "речевой  культуры", особого чувства родного  языка, любви к Слову. В Павлышской школе все учащиеся вели постоянно "Словесную шкатулку", своеобразный словарик, обогащающий лексический запас учащихся образными выражениями, пословицами, поговорками.

Культурно-коммуникативная  и трудовая среда создавались  В. Сухомлинским ежедневно, он учил детей любить, беречь и охранять родную природу; организовывал труд детей в природе, ручной труд, учил ценить результаты труда других людей.

Таким образом, предметно-развивающая  школьная среда и специально ориентированный  школьный социум в Павлышской школе были направлены на охрану Детства в широком понимании этого слова.

В.А. Сухомлинский был  глубоко убежден, что истоки воспитания ребенка заложены в семье: "родители – главные естественные воспитатели, а родительская педагогика – это сердцевина народной воспитательной практики" [1, с. 302]; "без родительской мудрости нет воспитательной силы в семье… эта сила идет от родителей, в них – ее корни и источник" [2, с. 302]. И он создает свою авторскую "родительскую педагогику", создает в Павлыше "Школу для родителей", целью которой была совместная творческая работа семьи и школы по охране Детства и "творении" Человека с большой буквы. В.А. Сухомлинский разработал принципы родительской педагогики. Среди них мы бы выделили: принцип гуманизации, единство требовательности и уважения к личности ребенка, взаимосвязь воспитания с трудом, опора на положительные взаимоотношения в семье, ответственность родителей за воспитание детей, принцип общественного воспитания. Педагог, учитель, ученый отмечал, что именно в семье "пишется" самая мудрая, самая сложная и одновременно самая простая страница книги, которую мы называем общественным воспитанием. "Если у вас нет детей, обращается он к родителям, вы просто человек. А если у вас есть ребенок – вы три, четыре, тысячу раз человек. Вы даете жизнь ребенку и как бы вписываете свое имя в летопись своего народа" [5, с. 532].

Заметим, что выделенные нами принципы родительской педагогики нашли свое воплощение в лозунгах-обращениях педагога к родителям, которые, на наш взгляд, можно классифицировать в своеобразный катехизис "Памятка для родителей", объединяющий более 50-ти обращений, начинающихся словом "Помните…".

Итак, родительская педагогика, по В.А. Сухомлинскому, – это поликомпонентное образование, основанное на традициях, привычках, обрядах народной семейной педагогики, которой придерживаются родители; включающей принципы, нормы, правила, методы и приемы, а также проверенный веками опыт национального воспитания детей в условиях семьи, рода.

Заканчивая изложение основных педагогических сентенций В.А. Сухомлинского относительно детства, отмечу, что и сегодня, в ХХI столетии, наследие выдающегося педагога во многих его аспектах служит миллионам воспитателей юного поколения. Но в тоже время, считаю, что и сегодня, и в будущем недопустимым было бы догматическое бездумное использование его опыта и рекомендаций. Главное, как писал еще К.Д. Ушинский, не сам по себе практический опыт, а идеи, вытекающие из опыта, из педагогических фактов. Книги В.А. Сухомлинского не могут быть сборниками универсальных педагогических рецептов на все случаи жизни. Труды выдающихся педагогов, прежде всего, учат мыслить, вдумчиво подходить к планированию учебно-воспитательных задач, учитывать своеобразность и неповторимость конкретных педагогических явлений, положительные традиции каждого учебного заведения.

Таким образом, нужно не формальное, а творческое, разумное понимание  и использование ценнейшего опыта  по охране, экологии детства в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

 

 

Глава 2. Место концепций Сухомлинского в современном ДОУ

2.1 Концепция  Сухомлинского В.А.

Настоящее время требует  яркой, масштабной, творческой личности педагога, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессионального мышления, методологическими знаниями как надежным инструментом теоретической и практико-преобразующей деятельности. В современной педагогической науке разработана концепция индивидуальной деятельности педагога, сущность которой состоит, во-первых, в развитии его богатой, самобытной личности, а во-вторых, в слиянии общественного и личностного смыслов. Индивидуальность педагога как субъекта профессиональной деятельности находит свое выражение в форме и содержании. Формальная сторона - это внешнее выражение индивидуальных особенностей личности педагога. Оно проявляется в форме индивидуального стиля педагогической деятельности, общения, поведения и т.д. Содержательная сторона имеет серьезную философскую основу.

Практически все без  исключения выдающиеся педагоги прошлого и современности имеют глубокие философские основания своих педагогических концепций. Поэтому большинство исследователей педагогического творчества особое внимание уделяют описанию и анализу философско-педагогических взглядов. Обнаружить философские истоки творчества, проследить духовное становление педагога – это значит осмыслить процесс формирования его индивидуальной деятельности.

Блестящим примером проникновения  философских идей в отечественную  дошкольную педагогику служат философско-педагогические воззрения В.А. Сухомлинского. Знакомство современных педагогов с эволюцией философских взглядов выдающегося учителя, возможно, поможет им осуществить мониторинг собственных философско-педагогических идей.

Как известно, философские  знания являются основой мировоззренческих взглядов, поэтому именно они определяют те принципы и положения, которые В.А. Сухомлинский изложил в своей воспитательной теории. Педагог размышлял над поистине важными философскими проблемами, каждый раз заново переосмысливая и по-своему решая их. Среди вопросов, волновавших педагога, были антропологические, онтологические, гносеологические, аксиологические. Философские взгляды В.А. Сухомлинского охватывают наиболее существенные, универсальные понятия философии: отношение к природе человека, категории добра и зла, этику и общечеловеческие нормы морали, смысл жизни, понятия счастья и свободы, проблемы жизни и смерти, категории трагического и прекрасного. В.А. Сухомлинский стремился найти решения многих философских проблем, среди которых осознание человеком своей природы, объяснение окружающей действительности, структуры человеческих ценностей, обоснование нравственности, осмысление человеческой деятельности и др. Десятилетия ушли у В.А. Сухомлинского, чтобы теоретически и философски обобщить свою педагогическую практику. Это не случайно, так как человеку требуются многие годы, чтобы сформировались твердые философско-мировоззренческие установки, сложились теоретические позиции и зрелые убеждения. Они являются своеобразным итогом научной деятельности, результатом жизненного опыта, следствием профессиональной деятельности. В.А. Сухомлинский был не только выдающимся педагогом, но и человеком глубокой философской культуры. Его взгляды, жизненная позиция, нравственные установки были основаны на прочных философских знаниях. Философская культура и, в рамках её, гуманизм как мировоззренческий принцип являлись одним из факторов, определивших феномен В.А. Сухомлинского.

Внутренняя логика философско-педагогических взглядов В.А. Сухомлинского имела  свою эволюцию. Его философские взгляды  формировались под влиянием работ  многих философов. Ссылки на соответствующие  источники можно найти практически  во всех крупных работах педагога. Внимательно следя за развитием философской науки и ее влиянием на общественное сознание, В.А. Сухомлинский рассматривал все это духовное и идейное богатство не как механическую сумму знаний, а как один из источников обогащения педагогики.

В действительности, В.А. Сухомлинский никогда не писал специальных  философских трудов, также нет  у него и исследований исключительно  морально-этического характера. Но это  не дает основания думать, что он далек от теоретичности. Вся его  педагогическая система пронизана материалистической философией, которая органически растворена в его педагогических исследованиях. Он обладал удивительной способностью – простым, образным языком передавать всю сложность и глубину нравственных, эстетических и философских взглядов. Исследователь биографии В.А. Сухомлинского Ю.Д. Руденко справедливо отметил, что работы В.А. Сухомлинского отличает особый стиль, творческий подход к преломлению философских обобщений при описании педагогических явлений. Для создания произведений такого рода педагогу необходимо иметь не только глубоко гуманистическую направленность личности, но и высокий уровень образованности, исключительную культуру мышления, владеть всем объемом передовых философских идей [1, с.98].

Научным фундаментом  педагогических взглядов В.А. Сухомлинского являлось философское направление гуманизма. Согласно гуманистической философской системе воззрений признается абсолютная ценность человека как личности, утверждается его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Обратимся к некоторым философским взглядам В.А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, являются основополагающими в его педагогической концепции.

Отношение к природе  человека – одна из основ любой  философской концепции. Суть этого  отношения проявляется в принципиальном подходе к решению многих других философских проблем. В.А. Сухомлинский был глубоко убежден, что знания о человеке, его индивидуальном внутреннем мире, самобытном восприятии себя и всего вокруг происходящего – неотъемлемая часть целостной научной картины мира, без которой полноценный человек сформироваться не может. “Настоящий человек – это дух человеческий, который выражается в убеждениях и чувствах, воле и стремлениях, в отношении к людям и к самому себе, в способности любить и ненавидеть, видеть в мечте идеал и бороться за него” [2, с.19]. Такое возвышение человека у В.А. Сухомлинского было не только целью, но и средством, и формой существования. В поле зрения директора Павлышской школы находилась вся человеческая жизнь. В.А. Сухомлинский говорил о рождении ребенка, пробуждении отцовского и материнского чувства любви, сыновнем долге, чувстве сострадания, благодарности, о том, как поступки отражаются на душевных переживаниях других – словом, обо всем, что делает человека Человеком.

Исследуя философскую  проблему человека, в своем произведении “Как воспитать настоящего человека” (1977 г.) педагог отметил следующие  черты: понимание и переживание  цели и смысла жизни; богатство духовного  мира, духовных интересов, духовных запросов и потребностей; потребность человека в человеке как в носителе духовных ценностей. Особое внимание в концепции настоящего человека педагог уделял готовности бороться за свои убеждения, отстаивать их, чувству человеческого достоинства – уважению самого себя, умению дорожить своей личной честью, своим именем; интеллектуальному богатству, творческому уму, стремлению жить в мире мысли, постоянному желанию обогащать и развивать свой разум. Завершая описание психической и духовной сущности человека, В.А. Сухомлинский отмечал эстетическое богатство личности, тонко развитую потребность в прекрасном, любовь к труду, высокую нравственность трудовых отношений, влюбленность в конкретное дело, стремление к совершенствованию трудового мастерства, физическое совершенство [3, с.10-12].

Таким образом, глубоко  гуманистическими идеями о человеке, добре, свободе, творчестве, долге, радости, В.А. Сухомлинский вошел в общественно-педагогическое сознание конца 60-х гг. XX в. Многим его  идеи показались несвоевременными, опасными и ошибочными. В.А. Сухомлинского обвинили в отступлении от принципов марксизма-ленинизма, в пропаганде “абстрактного гуманизма”. Следует подчеркнуть, что гуманизм В.А. Сухомлинского не имел ничего общего с абстрактным гуманизмом, который, признавая человека высшей ценностью, отрывает его от социально преобразующей деятельности, рассматривает его как абсолютную самодетерминированность, не стесненную внешними условиями и внутренними ограничителями. Оппоненты В.А. Сухомлинского яростно обвиняли педагога, не брезгуя никакими средствами, в политических ошибках, в преклонении перед Западом, протаскивании достоевщины.

Информация о работе Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского