Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей педагогического мастерства в работах Сухомлинского.
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1. Раскрыть особенности педагогической концепции в работах Сухомлинского.
2. Рассмотреть место концепций Сухомлинского в современном ДОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концепции в работах Сухомлинского 4
1.1 Жизненный путь Сухомлинского В.А. 4
1.2 Педагогические взгляды в концепции Сухомлинского В.А. 6
Глава 2. Место концепций Сухомлинского в современном ДОУ 15
2.1 Концепция Сухомлинского В.А. 15
2.2 Концепция Сухомлинского в воспитании дошкольников 24
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований.

Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств.

Умение проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Отстаивая гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников, идею партнерских отношений между ними, он определил воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний».

Целью данной работы является рассмотрение особенностей педагогического мастерства в работах Сухомлинского.

Поставленная цель привела  к решению следующих задач:

1. Раскрыть особенности педагогической концепции в работах Сухомлинского.

2. Рассмотреть место концепций Сухомлинского в современном ДОУ.

 

 

 

Глава 1. Концепции в работах Сухомлинского

1.1 Жизненный  путь Сухомлинского В.А.

Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции  отец Василия Александровича - Александр  Емельянович Сухомлинский - работал  по найму как плотник и столяр в помещичьих экономиях и сдельно - в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села - был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе [2 c. 58]. Мать В.А.Сухомлинского, Оксана Иудовна, была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей - Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями. Василий Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926-1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе. 17-летним юношей начал Василий Александрович практическую педагогическую работу. На протяжении 1935-1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. В 1935 году вступил в комсомол. Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем - преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. С тёплым чувством вспоминал он двухгодичный период обучения в Полтаве. "Мне, - писал Василий Александрович, - выпало счастье два года учиться в Полтавском педагогическом институте... Говорю - выпало счастье, ибо нас, двадцатилетних юношей и девушек, окружала в институте атмосфера творческой мысли, любознательности, жажды знаний. Я с гордостью называю Полтавский педагогический институт своей альма-матер..." (Зоря Полтавщини, 1974 год, 22 сентября) [10 c. 58].

12 июля 1974 года на торжественном собрании представителей советской общественности, посвящённом 800-летию города Полтавы, член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкий, называя имена выдающихся деятелей культура, творчество которых было тесно связано с Полтавой, отметил, в частности, что в "в Полтавском пединституте учились А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский". (Щербицкий В.В. Речь, посвящённая 800-летию города Полтавы, - Правда Украины, 1974 год, 14 июля)

 В 1939 году с отличием  окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной  войны. В июле 1941 года призван в  Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами [15 c. 47].

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного  образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

1.2 Педагогические  взгляды в концепции Сухомлинского  В.А.

Детство – это целая  страна, империя, это особенный детский  мир, который образно назвал В.А. Сухомлинский "Сказочным дворцом", где дети живут своей детской  жизнью, своими представлениями о Добре и Зле, о Чести и Бесчестии, о человеческом Достоинстве. У них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью [8, с. 8].

Мудрость власти педагога над ребенком, по словам В.А. Сухомлинского, – это его неизмеренная власть понять детскую жизнь, его мироощущение, его мировосприятие. "Имея доступ к сказочному дворцу, имя которому Детство, – пишет ученый в предисловии к книге "Сердце отдаю детям", – я всегда считал крайне необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при таком условии дети не будут смотреть на нас как на человека, который случайно проник в ворота их сказочного мира, как на сторожа, охраняющего этот мир, сторожа, которому абсолютно безразлично, что же делается в средине этого мира" [8, с. 8].

Мы рассматриваем Детство  как период жизни и становления  личности; период познания социума  и его величества Человека; открытие ребенком царства Жизни на планете  Земля во всем ее разнообразии, со всеми  его положительными и негативными проявлениями; это первые шаги обучения; это жажда знаний, это первые радости и огорчения, первые разочарования, слезы…

Психологи делят детство  на два периода: первое детство –  дошкольные годы; второе – годы обучения в начальной школе. Очевидно, это  не случайно, так как бытовое мышление большинства населения первое детство также отождествляет с дошкольным периодом, их радостной, веселой, беззаботной жизнью до школы, а второе детство – с пасмурным дождливым днем, переходом ребенка в новый социальный статус – "позицию школьника". Поэтому сложилось так в бытовом сознании родителей, что переход к обучению детей с 6 лет сопровождается преимущественно негативными сентенциями: "не забирайте такое быстротечное детство, не сокращайте его; оставьте еще хотя бы на год ребенку детство". Именно по этому поводу 50 лет назад педагог-новатор, учитель сельской школы В.А. Сухомлинский задумывался, каким же образом сохранить и продлить второе Детство в первые школьные годы обучения.

Как построить обучение, чтобы не избавить детей от радости детских лет, общения со сверстниками, а осторожно и вдумчиво вести их дальше по этой сказочной стране, охраняя их здоровье. И он нашел такой путь – путь обучения шестилеток в "Школе радости", в "Школе под голубым небом". В ночных раздумьях сельский Учитель выстроил программную перспективу воспитания и обучения 6-летних детей, а утром выступил перед обеспокоенными родителями с такими словами: "Сегодня дети пришли в школу 6-летними мальцами, через 12 лет они станут зрелыми людьми. Школьный коллектив будет делать все возможное, чтобы дети стали патриотами своей Родины, горячо любили родную землю, были честными, правдивыми, трудолюбивыми, добрыми и сердечными, внимательными, непримиримыми к злу, неправде, мужественными и настойчивыми в преодолении трудностей, здоровыми и физически закаленными…" [3, с. 29].

Но больше всего волновало  и тревожило Василия Александровича, чтобы школа не забрала у малышей  их "детских радостей", Детства, чтобы школа не стала для детей "бесконечной, внешне увлекательной, но пустой игрой", чтобы не превратилась в "нудное обучение" [3, с. 30].

Актуальными и созвучными сегодняшнему дню являются взгляды  В. Сухомлинского на экологию Детства, охрану школьников второго периода  детства от умственной перегрузки. По этому поводу он писал: "Мы не допускаем увлечения такими приемами "эффективного", "ускоренного обучения", в основе которых лежит взгляд на ребенка как на электронный механизм, способный бесконечно усваивать и усваивать. Ребенок – живое существо, его мозг – самый тонкий, самый нежный орган, требующий внимательного и осторожного отношения. Дать начальное обучение за три года можно, но только при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормального развития детского организма" [3, с. 127].

В.А. Сухомлинский высказал свое отношение к организации обучения детей с 6 лет в начальной школе. Ученый считал, что детство – это ежедневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало прежде всего познаванием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота Родины.

Вдумчивый педагог советовал  учителям: в окружающем мире необходимо знакомить детей с каждым предметом  в его связи другими, давать знания в игровой форме, так как игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир  ребенка вливается "живительный поток представлений, понятий об окружающем мире" [3].

Природа, окружающая среда  – это незримые, по мнению В.А. Сухомлинского, помощники педагога, способствующие решению множества сложных проблем  в воспитании и обучении детей. Он был глубоко убежден, что чем раньше ребенок прикоснется к Красоте и Величию природы, тем более глубокими будут природные корни взаимосвязи внутреннего мира ребенка с окружающей его средой.

Именно поэтому такой  нетрадиционной, оригинальной, уникальной, говоря современным языком, инновационной и неповторимой для ХХ в. стала авторская Павлышская школа сельского учителя – педагога В.А. Сухомлинского – "Школа на лоне природы", "Школа охраны детства". Девизом первой встречи Учителя с шестилетками было приглашение их к сотворчеству в природе: "Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу" [3, с. 30].

Лейтмотивом педагогической деятельности Василия Сухомлинского  с учащимися начальных классов  были такие слова ученого: "Я буду вводить малышей в окружающий мир, чтобы они ежедневно открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к источнику мысли и языка – к чудесной красоте природы" [3, с. 32].

Приятно отметить, что  это не только слова, не только лозунги, это реальная действительность, в которой соединились и девиз, и лейтмотив использования могущественных источников Природы в учебно-воспитательной работе с учащимися от первого до выпускного класса.

В.А. Сухомлинскому было присуще особенное психологическое понимание детской души как частицы природы. Он писал, что тут, среди природы, особенно отчетливой, яркой была мысль: "Мы, педагоги, имеем дело с самым ранимым в природе – мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожат капли росы" [3, с. 33]. Ученый проводил параллель осторожности, необходимой и сорванному нежному цветку, чтоб не "уронить каплю росы", и растущему детскому мозгу, чтобы не повредить его. По его словам, природа мозга требует, чтобы каждая мысль воплощалась в слове.

В работах В.А. Сухомлинского  описаны пути развития детского мышления среди природы. Это наблюдения и  экскурсии в природу, которые  дают возможность детям послушать, посмотреть, понюхать, потрогать на ощупь окружающий ребенка мир. Это встречи восхода и захода Солнца, "путешествие облаков", слушание хора птиц, цикад, шелеста листьев, наблюдения ночного неба, стада животных, "путешествие в мир труда взрослых", во время которых дети переживали чувство гордости за человека, своих родителей. Такое познание мира не только влияет на разум, но и на чувства, вызывает глубокие эмоциональные переживания, способствует детскому фантазированию.

Альфой и омегой педагогической деятельности В.А. Сухомлинского был  Ребенок, именно для него он создал сказочную страну "Детство", оберегая его как нежный цветок в прохладный день от всяких неприятностей школьной жизни. Как уместны здесь его образные слова: "Ребенок – нежный отросток, слабая веточка, которая станет могучим деревом, поэтому детство требует особенного внимания, заботы, нежности и осторожности" [2, с. 21].

Как видим, ученый призывал педагогов создавать для детей  комфортные условия, хотя и не употреблял этого термина. Ведь сама детская  природа требует комфортности. Заметим, что комфортность в словарях рассматривается как "удобство, уют, совокупность социально-бытовых условий, удобств". Но это лишь одна сторона комфортности, я бы сказала, бытовая. Если же говорить о детской комфортности, то, на наш взгляд, содержание этого феномена, следовало бы определить таким образом: это совокупность естественных (природных) и социально-психологических факторов, определяющих жизнедеятельность ребенка на положительно-эмоциональном фоне от рождения до периода взрослости, от полноценного физического развития, посредством усвоения интеллектуальных, общечеловеческих и нравственно-этических ценностей к высокой духовности, которая дает право называться Человеком с заглавной буквы. "Ребенку хочется, – писал В.А. Сухомлинский, – чтоб кто-то старший, мудрый, имеющий богатый жизненный опыт, взял на себя не только заботу о его благе, но и о его радостях и волнениях. Отсюда и педагогическая сентенция ученого-педагога: "Таинство воспитания в этом, если хотите, и состоит: охранять ребенка, беречь его стремление к тому, чтобы вы стали его другом, мудрым, интеллектуально и эмоционально щедрым, нравственно красивым, эстетически и духовно богатым" [4, с. 618].

Изучение наследия В.А. Сухомлинского дает возможность  определить те факторы, которые обеспечивают комфортность детей на всех ступенях Детства от младенчества до выпускника школы. А именно:

Информация о работе Педагогическое мастерство в работах Сухомлинского