Педагогические взгляды и деятельность просветителей России втрой половины XVIII века ( Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и проследить их реализацию в современной школе.
Основные задачи:
1) изучить деятельность и педагогические взгляды представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века
2) проследить реализацию их педагогических идей в современной школе
Теоретическая значимость работы заключается в представлении основных направлений педагогической науки второй половины XVIII века.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при анализе деятельности современной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3-4 стр.
ГЛАВА I. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1. Н.И. Новиков..........................................................................................5-8 стр.
1.2. Ф.И. Янкович........................................................................................9-10 стр.
1.3. И.И. Бецкой.........................................................................................11-12стр.
1.4. Е.Р. Дашкова......................................................................................13-14 стр.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И. НОВИКОВА, Ф.И. ЯНКОВИЧА, И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. «Сын Отечества» (Н.И. Новиков)....................................................15-18 стр.
2.2. Развитие дидактики (Ф.И. Янкович)................................................19-22 стр.
2.3. Нравственное воспитание - «воспитание сердца»
(И.И. Бецкой).................................................................................................23-26 стр.
2.4. Воспитать "человека совершенного" (Е.Р. Дашкова).....................27-30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................31 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................................32 стр.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 века.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Главными  средствами нравственного воспитания, “воспитания сердца”, Бецкой считал “вкоренение страха божия”, изоляцию детей от окружающей среды, положительные  примеры. Он предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать у них привычку избегать праздности, быть всегда учтивыми и сострадательными к бедности и несчастью. Следует также, говорил он, внушать детям склонность к опрятности и бережливости, обучать их тому, как вести домашнее хозяйство.[ Трушин Н.А. -М., 1993.]

    Бецкой  придавал очень большое значение физическому воспитанию, главными средствами которого считал чистый воздух, а также  “увеселение невинными забавами и играми, чтобы мысли всегда в  ободрение приводить, искореняя  все, что скукою, задумчивостью и прискорбием назваться может ”. Он требовал, чтобы соблюдалась чистота, проводились физические упражнения и трудовые занятия, развивающие физические силы детей. Им было составлено руководство по физическому воспитанию детей под названием “Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения их до юношества”, которое на основании постановления сената было разослано по городам России во все воспитательные учреждения.

    Касаясь вопросов умственного воспитания, Бецкой указывал на то, что процесс учения должен быть приятным для детей, проводиться без принуждения, опираться на детские склонности. Учить юношество следует, по его мнению, “больше от смотрения и слушания, нежели от твержения уроков”. Бецкой предупреждал, что принуждение детей к учению может привести к притуплению детских способностей, и настаивал на категорическом запрещении физических наказаний. В “Генеральном плане Московского воспитательного дома говорилось по этому поводу: “Единожды навсегда ввести закон и строго утверждать — никогда и ни за что не бить детей”.

    Бецкой  требовал тщательно выбирать воспитателей, которые должны заменить детям родителей, требовал, чтобы воспитатели были русскими, “добросовестными и примера  достойными людьми”, он говорил о том, чтобы из всех живущих в воспитательном доме создать дружную семью.

    В педагогии Бецкого очень много говорится о сердце, о чувствительности, о благородных мыслях и настроениях, но мало о развитии воли, об укреплении характера. Он хотел готовить людей для жизненной борьбы, для реформ бытового строя и рассуждал о воспитании преимущественно чувств, лишь косвенно задевая волю и характер. Умственное образование ценил очень низко, давая ему третьестепенное значение, видя сущность умственного развития в умении обращаться в свете — «людскости», говорить на иностранных языках и поверхностно знать множество разнородных вещей. Бецкой не приписывал нравственной силы образованию, разнообразные науки и знания считал чем-то вроде духовной блестящей одежды, которая самого ума не составляет, как платье не составляет части организма. Этот взгляд на образование успешно мирился с энциклопедизмом учебных курсов — знать все, но чрезвычайно поверхностно и неосновательно, и не знать ничего обстоятельно и глубоко.[Лаппо-Данилевский А. С. - СПб.,1994.]

    В современной школе сохранились  некоторые идеи И.И. Бецкого. Школа  предоставляет ребенку возможность  получить очень много навыков  и умений за 11 лет среднего образования. Широкий спектр предметов, представленный в школьном расписании, позволяет ребенку приобрести знания из практически всех областей знания. С развитием науки и техники, ребенок может попробовать реализовать свои теоретические знания, полученные на уроках в школе, на практике ( лингофонные кабинеты иностранного языка, химико-физические лаборатории и т.д.). Но в отличие от воспитательного дома Бецкого, школа не пытается заменить ребенку семью, она лишь максимально пытается помочь ребенку развиваться и указывает наиболее правильный и методичный путь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Воспитать "человека совершенного" (Е.Р. Дашкова)

                                            "Будьте уверены, я всегда буду гореть

                                                                      бесприменным усердием ко всему тому,

                                                                                 что нашему отечеству полезно быть может,

                                                                и неусыпною прилежностию заменю

                                               недостаток способностей".

                                                                                                                Е.Р. Дашкова

         Екатерина Романовна Дашкова  - княгиня, видный общественный деятель и литератор, первая женщина – президент Российской академии наук. Дашкова взяла в свои руки руководство академией наук в то время, когда это ведущее научное и учебное учреждение находилось в упадке. Княгиня имела ясную программу действий, ненавидела пустопорожние разговоры, ценила меткое слово, да и сама была остра на него. Перед Дашковой и высшим учебным заведением, которым она руководила, стояла чрезвычайной важности задача: сохранение и развитие университетского курса в рамках Училища Академии. Предметом особой заботы Дашковой были меры, подтверждающие статус Училища Академии как школы высшего просвещения, университета.

    Дашкова не только принуждала других старательно  учиться и учить, но и сама занималась со студентами. При Дашковой сохранилась  и упрочилась традиция поощрения  академических занятий и стремления к академическому поприщу учащихся, происходивших из семей деятелей российской науки.

         Социальный облик учащейся молодежи  во времена Дашковой отнюдь  не был чисто дворянским. Она  принимала в Училище и "от  родителей низкого состояния  рожденных".[Пряникова В.Г.- М., 1994.]

    Училище Академии располагало достаточной  базой учебных практик, основу которой  составляли "ботанический огород", анатомический театр, физическая и  химическая лаборатории, библиотека.

    Еще одним крупным педагогическим предприятием Дашковой на посту директора Академии было восстановление и поддержание материальными средствами, замечательной традиции чтения публичных лекций на русском языке, возникшей еще в период ректорства Ломоносова в Петербургском университете.

    Первое  обсуждение вопроса о публичных лекциях состоялось 3 июля 1783 г. в Конференции Академии наук с участием Дашковой. Чтобы заинтересовать профессоров в чтении лекций и привлечь слушателей, на следующий год после вступления в должность Дашкова увеличила содержание всем профессорам и открыла три бесплатных курса: математики, геометрии, естественной истории. Расписание и программа лекций просматривались Дашковой, а затем сведения о них для информации жителей Петербурга печатались в "Санкт-Петербургских ведомостях".

    "Мадам  директор" проявляла незаурядную  изобретательность, заботясь о  том, чтобы "публичные занятия"  не прерывались даже в тех  случаях, когда учебные помещения,  отводимые для этих занятий,  оказывались не готовы.

    М. И. Сухомлинов справедливо называет публичные лекции "одним из самых верных средств для достижения просветительской цели". Лекции читались выдающимися учеными - действительными членами Академии.

    Дашкова была требовательна, заботилась об организации  профессорских лекций, добиваясь  планомерности, четкости печатных объявлений, лучших помещений и высокого качества излагаемого материала.

    "Мадам  директор" неукоснительно требовала,  чтобы читавшие лекции преподаватели  не только своевременно их  начинали и проводили на качественно  высоком уровне, но также по  окончании курса отчитывались, в частности в том, "сколько у них было слушателей".

    Дашкова видела в публичных лекциях университетские  чтения. Она уделяла много внимания и командированию студентов для  завершения образования в западно-европейские  университеты.

    Дашкова была убеждена в педагогической целесообразности высоких требований на экзаменах, в  необходимости гласности и торжественности  проверки знаний. Этому своему убеждению  она следовала настойчиво и последовательно  во вверенных ей учебных заведениях. Уже в самом начале деятельности Дашковой во главе Петербургского университета и Академии наук был наведен порядок и в организации регулярных строгих экзаменов.     Директор Академии наук не только сама присутствовала на экзаменах, требовала совершенствования формы проверки знаний, она была столь же внимательна к содержанию ответов. И ее взыскательный надзор за ходом юношеской мысли не оставался без последствий.

    Как педагог и воспитатель российского  юношества, как организатор учебного процесса в доме Строгановых на Стрелке Васильевского острова, Дашкова была глубоко убеждена, что настоящее дело, практика лучше совершенствуют профессиональные навыки, чем всевозможные словесные призывы и наставления. "Испытания жизнью, - писала она, - нас более убеждают, нежели какие предписания и книги нас уверить удобны". Поэтому наряду с совершенствованием учебы, возрастанием требовательности на экзаменах, улучшением дисциплины студентов, ростом ответственности профессоров, Дашкова была озабочена привлечением студентов к переводу на русский язык иностранных научных книг. Такие возможности для языковой практики открывало "Собрание, старающееся о переводах", в которое входили преимущественно университетские элевы. Дашкова придавала языковой подготовке студентов первенствующее значение.

         Педагогические воззрения Дашковой  эволюционировали на протяжении  всей ее жизни: от наивного  убеждения, овладевшего ею в  16 лет, в возможности воспитания "человека совершенного", от  механического соединения идей  из прочитанных педагогических  сочинений до раздумчивого скепсиса на склоне лет: "Если бы я не знала опытом, что окончание воспитания определить невозможно, что иной на пятом десятке еще требует руководства, не одними своими страстями руководствуем, но иногда коварными и презренными людьми, слабости его узнавшими". Развиваясь как педагог, Дашкова не уставала искать систему "воспитания человека совершенного".[Варламова А.Я.- Волгоград, 2004.]

    Современная школа также отличается строгостью начиная со  вступительных экзаменов и заканчивая выпускными. В современной школе также существует определенный регламент, от которого никто не может отступать. В каждой школе есть свои законы и традиции.

    Педагогический  состав в школе – это преподаватели  с большим стажем и опытом работы с детьми, это заслуженные учителя и прекрасные педагоги не только для детей, но и для молодых преподавателей.

    Директор  школы - это ответственный специалист, который не только следит за процессом обучения, но и принимает в нем активное участие – публичные выступления перед учащимися, подведение итогов учебного года, линейки, награждение лучших учеников и т.д. 

    Современная школа также ставит перед собой  задачу воспитать «человека совершенного», современного, имеющего не только теоретические знания, но и практические навыки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Все, что мы называем воспитанием, есть великое  творчество повторения себя в Человеке.

    Десятки, сотни нитей, духовно связывающих  учителя и учащегося, - это те тропинки, которые ведут к человеческому  сердцу, это важнейшее условие  дружбы, товарищества учителя и учащихся.

    В данной работе, посвященной  изучению педагогических взглядов  и деятельности ярчайших представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века - Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича, И.И. Бецкого  и Е.Р. Дашковой было установлено, что многие идеи, освещенные этими педагогами в XVIII веке, нашли свое отражение в школе XXI.

    Мы  считаем, что в данной работе основная цель, выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и  проследить их реализацию в современной школе, достигнута. Поставленные задачи выполнены.

    Учителей  и учеников должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно  сравнить с блужданием в потемках.[ Бордовская Н.В.- СПб.,2000.] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЯ

Информация о работе Педагогические взгляды и деятельность просветителей России втрой половины XVIII века ( Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова)