Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа
Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и проследить их реализацию в современной школе.
Основные задачи:
1) изучить деятельность и педагогические взгляды представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века
2) проследить реализацию их педагогических идей в современной школе
Теоретическая значимость работы заключается в представлении основных направлений педагогической науки второй половины XVIII века.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при анализе деятельности современной школы.
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3-4 стр.
ГЛАВА I. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1. Н.И. Новиков..........................................................................................5-8 стр.
1.2. Ф.И. Янкович........................................................................................9-10 стр.
1.3. И.И. Бецкой.........................................................................................11-12стр.
1.4. Е.Р. Дашкова......................................................................................13-14 стр.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И. НОВИКОВА, Ф.И. ЯНКОВИЧА, И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. «Сын Отечества» (Н.И. Новиков)....................................................15-18 стр.
2.2. Развитие дидактики (Ф.И. Янкович)................................................19-22 стр.
2.3. Нравственное воспитание - «воспитание сердца»
(И.И. Бецкой).................................................................................................23-26 стр.
2.4. Воспитать "человека совершенного" (Е.Р. Дашкова).....................27-30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................31 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................................32 стр.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1. Н.И.
Новиков.......................
1.2. Ф.И.
Янкович.......................
1.3. И.И.
Бецкой........................
1.4. Е.Р.
Дашкова.......................
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И. НОВИКОВА, Ф.И. ЯНКОВИЧА, И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. «Сын
Отечества» (Н.И. Новиков)......................
2.2. Развитие
дидактики (Ф.И. Янкович)......................
2.3. Нравственное воспитание - «воспитание сердца»
(И.И. Бецкой).......................
2.4. Воспитать
"человека совершенного" (Е.Р. Дашкова).....................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
БИБЛИОГРАФИЯ..................
ВВЕДЕНИЕ
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Поэтому мы с таким вниманием рассматриваем опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
Время Екатерины II интересно в педагогическом отношении не только развитием деятельности государства по народному образованию, но и общественным педагогическим возбуждением, выразившимся во множестве частных проектов относительно устройства просвещения народа.
Данная работа посвящена изучению педагогических взглядов и деятельности ярчайших представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века - Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича, И.И. Бецкого и Е.Р. Дашковой.
Актуальность работы заключается в том, что современный педагог должен знать историю развития педагогических идей и видеть связь школы будущего, современной школы и школ прошлого. А также уметь использовать бесценный опыт предыдущих поколений выдающихся педагогов.
Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и проследить их реализацию в современной школе.
Основные задачи:
1)
изучить деятельность и
2)
проследить реализацию их
Теоретическая значимость работы заключается в представлении основных направлений педагогической науки второй половины XVIII века.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при анализе деятельности современной школы.
В первой главе работы рассматриваются биографические данные выдающихся деятелей российской педагогической науки второй половины XVIII века - Н.И. Новикова, Ф.И. Янковича, И.И. Бецкого и Е.Р. Дашковой.
Во второй главе, посвященной практической стороне изучаемого вопроса, рассматриваются основные направления их педагогической деятельности ,а также реализация их в современной школе.
В заключении подводятся основные итоги работы.
«Учительская
профессия, - писал В.А.Сухомлинский, - это
человековедение, постоянное, никогда
не прекращающееся проникновение в сложный
духовный мир человека. Замечательная
черта - постоянно открывать в человеке
новое, изумляться новому, видеть человека
в процессе его становления - один из тех
корней, которые питают призвание к педагогическому
труду».[ Сухомлинский
В. А. - М., 1979.]
ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫДАЮЩИХСЯ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1. Н.И. Новиков
Имя Н. И. Новикова (1744–1818) была широко известно в XVIII веке – русский просветитель, писатель, журналист, книгоиздатель. Фигура его вызывала самые противоречивые оценки – от самой глубокой симпатии до резкой неприязни.
Сын отставного статского советника И.В. Новикова, родившийся в имении Тихвинское-Авдотьино в Коломенском уезде Московской губернии, Н.И. Новиков не получил блестящего образования; но недостаток знаний он в течение всей жизни неустанно пополнял чтением книг. В старости он признавался: «Первым моим учителем был Бог». В 1758 году, вскоре после основания Московского университета (1755) и одновременно Академической (дворянской) гимназии при нем, мальчика посылают туда учиться, и в том же 1758 году его имя значится в списке учеников, достойных награды. Что, впрочем, не помешало в 1760 году выгнать его «за леность и нехождение в классы».
Поневоле
окончив курс образования, Новиков
поступает в военную службу. Служба
в одном из гвардейских полков
и невольное участие в
«Просветитель» – понятие многогранное, его можно рассматривать в самых разных аспектах, а деятельность Новикова была поистине обширна. [Шабаева М.Ф. - М.,1981.]
В разные годы он был вдохновителем и издателем многочисленных периодических изданий (журналов «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», «Утренний свет», «Санкт-Петербургские ученые ведомости», «Московское ежемесячное издание» и др.). В течение десятилетнего существования газеты «Московские ведомости» под редакцией Новикова при ней в виде прибавлений выходили журналы «Экономический магазин», «Городская и деревенская библиотека», «Детское чтение», а также отдельные листы так называемых «Приложений», в которых он печатал интересные научно-популярные статьи по различным отраслям знания.
Именно Новиков предпринял первое крупное издание письменных источников по истории России («Древняя российская вивлиофика»), издание первой биобиблиографической энциклопедии русских писателей («Опыт исторического словаря о российских писателях»), выпускал учебные пособия и книги по естествоведению, географии, истории, философии, этнографии, психологии, педагогике, агрономии, медицине и др., сочинения художественного и публицистического характера, переводы европейских авторов (не только близких ему по взглядам), а также сочинения Отцов церкви). Около трети всех книг, изданных в России, вышло из его типографий. Он открыл в Москве библиотеку-читальню. На средства читателей создал две школы для детей разночинцев, бесплатную аптеку.
И все это: журналистика, организация типографий, книгоиздание, открытие училищ и аптек – требовало самых разнообразных качеств – неустанной энергии, интуиции, упорства и преданности делу просвещения.
Не в последнюю очередь фигура Новикова относится и к истории русского предпринимательства. Организация большого издательского дела и книжной торговли во многих городах страны, многократное увеличение книгопечатной продукции и – соответственно – слоя читающих людей в России достойны особого исследования с чисто экономической точки зрения: деятельность Новикова можно рассматривать как пример «создания потребности», блестяще проведенной многоходовой рекламной кампании и т.д. [Кулакова И. – М., 2002.]
Не менее плодотворной и эффективной, чем любого из его современников-педагогов, была его деятельность в области развития педагогики. Ему удалось через издаваемый им журнал «Утренний свет» организовать сбор пожертвований на основание училищ для бедных детей, и благодаря помощи подписчиков в ноябре 1777 года в Петербурге было открыто первое в России народное училище для бедных детей и сирот, а в сентябре 1778 года было открыто и второе. Почин получил поддержку (в то время на образование зачастую жертвовали охотно и крупными суммами), и на следующий год на средства общественности по примеру Новикова было открыто и училище в Твери. Надо сказать, что с 1780 года Екатерина II тоже стала серьезно задумываться о создании сети народных училищ, когда австрийский император Иосиф II сам рассказал ей об успехах аналогичных австрийских реформ. К делу приступили в 1782 году, а в 1786-м открылись первые училища. Возможно, свою роль сыграло и нежелание пускать дело на самотек (хотя, в отличие от тогдашнего общества, правительство в делах просвещения проявляло феноменальную скупость).
Педагогическая проза Новикова многостороння (если справедливо приписывают ему авторство анонимных произведений, выходивших в его журналах): он писал сатирические и назидательные очерки, серьезные статьи и трактаты, издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785 г.) – одно из первых изданий в России, предназначенных специально для детского чтения. Особенно замечательны его педагогические статьи в «Приложениях» за 1783-84 гг., из которых некоторые, вероятно, принадлежат его собственному перу. В них затрагиваются все существенные вопросы педагогики, и в совокупности они представляют собой целый педагогический курс. При этом следует заметить, что взгляды, высказанные в этих статьях, не только не устарели до нашего времени и не стоят ниже современных идеалов педагогики, но во многом представляют еще до сих пор цель, которую желательно было бы достигнуть.
Признавая тесную связь между воспитанием и образованием, он ставит их целью подготовку хороших граждан и счастливых людей и что в то время, когда в русской жизни вообще, а в воспитании в особенности, практиковались совершенно домостроевские приемы, Новиков проповедовал гуманность в обращении с детьми, отрицал пользу телесных наказаний и требовал уважения к личности ребенка и признания ее самостоятельности. [ Пискунов А.И. – М., 1997.]
Издательская
и общественно-
1.2. Ф.И. Янкович
Видным деятелем русской государственной педагогики был Федор Иванович Янкович де Мариево (1741 - 1814гг.).
При
Екатерине II была произведена серьезная
попытка насадить просвещение в
русском народе, так как императрица
заявила, что «никогда не испугают меня
образованностью народов». Систему
народного образования
Янкович был по происхождению серб, а по вере — православный. Образование Ф.И. Янкович де Мариево получил в Венском университете, где прослушал камерные науки, юриспруденцию.
Главные творческие начала педагогической системы, известной под именем «саганской» и проведенной в России Янковичем, изложены в «Руководстве учителям первого и второго класса народных учителей Российской Империи, изданном по Высшему повелению Царствующей Императрицы Екатерины II». [Литвинцева В.Т. - Уссурийск, 1998.]