Педагогические взгляды и деятельность просветителей России втрой половины XVIII века ( Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и проследить их реализацию в современной школе.
Основные задачи:
1) изучить деятельность и педагогические взгляды представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века
2) проследить реализацию их педагогических идей в современной школе
Теоретическая значимость работы заключается в представлении основных направлений педагогической науки второй половины XVIII века.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при анализе деятельности современной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3-4 стр.
ГЛАВА I. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1. Н.И. Новиков..........................................................................................5-8 стр.
1.2. Ф.И. Янкович........................................................................................9-10 стр.
1.3. И.И. Бецкой.........................................................................................11-12стр.
1.4. Е.Р. Дашкова......................................................................................13-14 стр.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И. НОВИКОВА, Ф.И. ЯНКОВИЧА, И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. «Сын Отечества» (Н.И. Новиков)....................................................15-18 стр.
2.2. Развитие дидактики (Ф.И. Янкович)................................................19-22 стр.
2.3. Нравственное воспитание - «воспитание сердца»
(И.И. Бецкой).................................................................................................23-26 стр.
2.4. Воспитать "человека совершенного" (Е.Р. Дашкова).....................27-30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................31 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................................32 стр.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 века.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

     Это руководство было составлено по австрийскому образцу и указывало

учителям  главные начала правильного преподавания: совокупное наставление, совокупное чтение, изображение через начальные буквы, таблицы и вопрошение.

    Больше  всего усилий приложил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических.

    Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Янковичу.

    Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он был привлечен к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I был составлен им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом. Вслед за тем ему было поручено дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом . Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков - европейских, азиатских, африканских и американских.

     По  учреждении в 1802 г. Министерства народного  просвещения, Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу.

     Важнейшими  трудами Янковича были «Российский букварь», «Руководство к российскому чистописанию», «Сокращенный катехизис», «Пространный катехизис», «Священная история», «Руководство к арифметике» и др. [Шабаева М.Ф. - М.,1981.] 
 

1.3. И.И. Бецкой

    И.И. Бецкой родился 3 февраля 1704 г. в Стокгольме. Он был послан для дальнейшего образования в Копенгаген; после этого краткосрочно служил в датском кавалерийском полку,но во время учений получил травмы, что послужило причиной отставки с военной службы.

    Бецкой длительно путешествовал по Европе, а 1722 - 1726 годы провел "для науки" в Париже, где состоял секретарем и был представлен герцогине Иоанне Елизавете Ангальт-Цербстской (матери Екатерины II ), которая и в то время, и позднее относилась к нему очень  милостиво.

    В России Бецкой в первую очередь состоял  флигель-адъютантом при отце в Киеве  и в Москве, а в 1729 г. определился на службу в коллегию иностранных дел, от которой зачастую ездил в качестве кабинет-курьера в Берлин, Вену и Париж. Благодаря отцу и единокровной сестре Анастасии Ивановне, Бецкой стал близок ко двору Елизаветы Петровны .

    В 1747 Бецкой  выехал за границу и прожил там 15 лет, преимущественно в Париже, где посещал «светские салоны и свел знакомство с энциклопедистами и путем бесед и чтения». В 1762 г. Бецкой вернулся  в Петербург и стал главным директором канцелярии строений и домов его величества. [Майков П. М.- СПб.,1994.]

    Указом 3 марта 1763 г. на него было возложено  управление Академией Художеств, при  которой он устроил воспитательное училище, а 1 сентября того же года был  обнародован манифест об учреждении московского воспитательного дома по плану, составленному, соответственно одним данным, самим Бецким, соответственно другим - профессором Московского университета А.А. Барсовым , по указаниям Бецкого. По мысли Бецкого, в Петербурге было открыто "воспитательное среда благородных девиц" (попозже Смольный институт), вверенное его главному попечению и руководству. В 1765 г. он был назначен шефом сухопутного шляхетного кадетского корпуса, для которого составил устав на новых началах. В 1773 г., по плану Бецкого было учреждено Воспитательное коммерческое училище для купеческих детей. Вверив Бецкому руководство всеми учебными и воспитательными заведениями, Екатерина одарила его большими богатствами, значительную долю которых он отдавал на дела благотворительности и в особенности на формирование воспитательных учреждений. По образцу московского, Бецкой открыл воспитательное обиталище и в Петербурге, а при нем учредил вдовью и сохранную казны, в основу которых легли сделанные им щедрые пожертвования.

    В 1778 г. Сенат на торжественном заседании поднес Бецкому выбитую в его честь большую золотую медаль, с надписью: "За влюбленность к отечеству".

    В качестве директора канцелярии строений Бецкой способствовал украшению  Петербурга казенными постройками  и сооружениями; самыми крупными памятниками этой стороны его деятельности остались монумент Петру Великому (Фальконета), гранитная набережная Невы и каналов и решетка Летнего сада.

    Бецкой  скончался в Петербурге 31 августа 1795 г. и погребен в Александро-Невской  лавре. Державин почтил его память одой, в которой, перечисляя его заслуги, говорил: "Луч милости был, Бецкой, ты". Эти слова высечены и на надгробном его памятнике. [Абульхановой К.А. - М., 1998.] 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Е.Р. Дашкова

    У каждой эпохи – свое "женское  лицо". Олицетворением "просвещенного, осьмнадцатого века" вполне можно  считать первого директора Петербургской  академии наук, первого президента Российской академии наук, статс-даму двора Екатерины II Великой княгиню Екатерину Романовну Дашкову (и на сей день единственного президента-женщину!).

    Имя княгини навеки вошло в историю  российской науки. "Она вовсе не хороша! Мала ростом, лоб у нее  большой и высокий, глаза не большие  – не маленькие, несколько углубленные в орбитах, нос приплюснутый, рот большой, губы толстые, талии вовсе нет, в ней нет ни грации, ни благородства" – такой портрет княгини Екатерины Романовны оставил (после долгой личной беседы с нею) знаменитый французский философ Дени Дидро. Справедлива ли, нет ли оценка французом 27-летней русской княгини, однако с портрета Д. Левицкого на нас смотрит умная, решительная и немного надменная аристократка, чьи дела и поступки пережили впечатления о ее внешности.[ Гершунский Б.С.- М., 1998.]

    Удивительный характер Дашковой вобрал в себя застенчивость и прямолинейность, сентиментальный романтизм и жесткость, наивность и проницательность. Но все же главным качеством ее была преданность. Преданность делу, друзьям и Отечеству.

    Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, урожденная графиня Воронцова, была первая женщина-президент Академии наук России. Будучи в 1783-1796 годах первой женщиной-директором Петербургской академии наук и президентом Российской академии, она способствовала изданию научных трудов и чтению публичных лекций.

    Управление  наукой попало в надежные руки. Дашкова  наладила развитие заглохших было научных  направлений, увеличила число воспитанников "на казеном кошту", предприняла  издание географических карт разных губерний, содействовала быстрому изданию  трудов ученых, положила начало созданию академической библиотеки, принеся в дар собственные книги и книжные редкости, купленные ею в путешествиях по Европе. Наладилась работа типографии, появились дополнительные "бесплатные" места для обучения детей из мелкопоместного дворянства. По ее инициативе были составлены и изданы карты губернских столиц, издано первое собрание сочинений М.В. Ломоносова.

    Венцом  ее плодотворной деятельности был предложенный императрице "всеподданнейший доклад" о необходимости серьезной проработки русской грамматики и создания особой Академии для изучения "российского слова". В том же 1783 году она была создана, и Дашкова стала и ее президентом. Любопытно: именно Дашковой принадлежало остроумное решение заменить сочетание "iо" в русских словах непривычной в то время буквой "ё". Новое написание было утверждено изданным в 1794 году под ее редакцией орфографическим словарем .

    В 1795 году Екатерина Романовна лишается покровительства Екатерины после  того, как поместила в академическом  сборнике «Российский Феатр» трагедию Княжнина «Вадим Новгородский», которую императрица назвала опасной. Попав в немилость Екатерины II, а позже отстраненная от всех должностей Павлом I, Дашкова вынуждена была уехать в село Троицкое Здесь написала на английском языке свои знаменитые «Записки» – один из лучших образцов русских исторических мемуаров, переведенные затем А. И. Герценом на русский язык и изданные им в Лондоне в 1859 году.

    В 1801 году, по вступлении на престол императора Александра I, члены Российской Академии единогласно решили пригласить Дашкову снова занять председательское кресло в Академии, но Екатерина Романовна отказалась, проведя остаток жизни в родном Троицком, занимаясь благоустройством своего родового имения. [ Пискунов А.И. – М., 1997.]

    Скончалась Екатерина Романовна всеми забытая 4 января 1810 года. Похоронена в Троицком соборе в левом приделе церкви .

    ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ  Н.И. НОВИКОВА,

Ф.И. ЯНКОВИЧА,  И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И 

ИХ  РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ  ШКОЛЕ

2.1. «Сын Отечества» (Н.И. Новиков)

     Вся просветительская деятельность Новикова была проникнута ненавистью к самодержавию, к крепостническому режиму и всем его порождениям, в том числе  к крепостнической системе воспитания. Однако борьбу против рабства, деспотизма и произвола он вел с просветительских позиций. В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. «Причина всех заблуждений человеческих есть невежество, а совершенства — знание»,— говорил он.

     Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными.

     Цель  воспитания, по его мнению, заключается  в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам.

     «Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум»- писал Новиков. Он настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. По мнению Н.И. Новикова, образование должно не только обогащать разум детей новыми знаниями, но и развивать их способность мыслить. «Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтобы они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного». [Корниенко Е.Р.- Архангельск, 2008.]

     Руководствуясь  идеей народности воспитания, которая  занимает большое место во всей его  педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

    Исходя  из тезиса Н.И. Новикова, что «худой человек всегда бывает и худой гражданин», можно заключить: нравственность- главное качество Сына Отечества. Главным в содержании нравственного воспитания Новиков считал выработку у детей и юношества таких качеств, как патриотизм, чувство общественного долга, уважение к человеку, смелость, трудолюбие, прилежание. «Счастливый человек» Н.И. Новикова в то же время и «полезный гражданин», «истинный патриот» должен, прежде всего, быть добродетельным, нравственным человеком. « Благополучие детей и польза их государству составляют существенные части предмета воспитания»,- заключает Новиков.

    Н.И. Новиков был убежден в том, что через распространение нравственности возможно организовать справедливое общество, в котором все будет служить человеку, общественному благополучию, пользе Отечества. Содержание нравственного воспитания он определял общественным интересом, поскольку основывалось оно «на благонравии», любви к Отечеству и воспитании «истинного Сына Отечества». [Новиков Н.И.- М.,1961.]

    Мы  считаем, что важную роль в образовании детей в современной российской школе играет патриотическое воспитание. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

Информация о работе Педагогические взгляды и деятельность просветителей России втрой половины XVIII века ( Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова)