Педагогические взгляды и деятельность просветителей России втрой половины XVIII века ( Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова)

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы выявить направления педагогической мысли второй половины XVIII века и проследить их реализацию в современной школе.
Основные задачи:
1) изучить деятельность и педагогические взгляды представителей российской педагогической науки второй половины XVIII века
2) проследить реализацию их педагогических идей в современной школе
Теоретическая значимость работы заключается в представлении основных направлений педагогической науки второй половины XVIII века.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты могут быть использованы при анализе деятельности современной школы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3-4 стр.
ГЛАВА I. ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРОСВЕТИТЕЛИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
1.1. Н.И. Новиков..........................................................................................5-8 стр.
1.2. Ф.И. Янкович........................................................................................9-10 стр.
1.3. И.И. Бецкой.........................................................................................11-12стр.
1.4. Е.Р. Дашкова......................................................................................13-14 стр.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.И. НОВИКОВА, Ф.И. ЯНКОВИЧА, И.И. БЕЦКОГО, Е.Р. ДАШКОВОЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
2.1. «Сын Отечества» (Н.И. Новиков)....................................................15-18 стр.
2.2. Развитие дидактики (Ф.И. Янкович)................................................19-22 стр.
2.3. Нравственное воспитание - «воспитание сердца»
(И.И. Бецкой).................................................................................................23-26 стр.
2.4. Воспитать "человека совершенного" (Е.Р. Дашкова).....................27-30 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................31 стр.
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................................32 стр.

Работа содержит 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 18 века.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    За  последние годы многое растеряно. Сегодня необходимо задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, приведших к деформации в сознании многих людей самих понятий «патриотизм» и «патриот», когда слова «патриотическое воспитание» зачастую воспринимаются как «насилие» и «подавление личности». Это опасное явление. Оно грозит разрушением духовно-нравственного единства общества, многовековых традиций дружбы, экономического и культурного сотрудничества народов России.

    Серьёзные симптомы этой угрозы уже проявились в виде военных конфликтов в Чечне и Дагестане, в виде всплесков терроризма по регионам Российской Федерации, в виде активизации деятельности скинхедов.

    Сегодняшние достижения обновляющейся России не так ещё велики, чтобы вызвать  у части учащихся высокий дух  патриотизма. Прошлое же, несмотря на известные издержки, не может не вызывать гордости за жизнь своих далёких и близких предков. В этой связи необходимо перестать быть «детьми без родителей», ярко показывать все достижения Руси – России – СССР – Российской Федерации, независимо от того, каким было государство – княжеским, царским, буржуазным или советским. И не смогут тогда учащиеся не почувствовать гордость за свою Родину, ведь её достижения действительно заслуживают огромного уважения.

    Патриотическое  воспитание осуществляется на примерах героической борьбы, подвигов, талантов россиян – прекрасных иллюстрациях для подражания.

    Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, то есть является одной  из главных составных патриотизма.

    Патриотизм  обретает полную силу в том обществе, где отношение к его пониманию  и восприятию одинаково для всех граждан, независимо от занимаемого  в нём места. На современном учителе  лежит огромная ответственность  по воспитанию патриотизма у молодого поколения нашего Отечества.

    Будучи  на практике в школе, я посвятила урок классного часа походу в Саратовский областной музей краеведения. Музей считается одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у детей. Отличительной особенностью музея является то, что вся его деятельность связана с жизнью города Саратова. Обращение к краеведческому материалу стимулирует формирование познавательного интереса и возникновение интереса к пропаганде патриотизма в обществе; даёт уверенность в преемственности историко-культурных традиций и определяет то высокое духовное начало, которое имеет подтверждение в течение столетий.

    Учащиеся  становятся очевидцами той среды, которую  создавали их предки, между ними проходит нить преемственности поколений. Также они включаются в культурно-исторический процесс, приобщаются к традициям, переживают успехи и неудачи в судьбе родного города. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Развитие дидактики (Ф.И. Янкович)

    Ф.И. Янкович был крупным дидактом. В 1786 году правительством был опубликован подготовленный им «Устав народным училищам в Российской империи». В учебный план главных училищ включались следующие предметы: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, священная история, чистописание, рисование, арифметика, история (всеобщая и русская), география, грамматика, геометрия, механика, физика, естественная история, архитектура. При главных училищах рекомендовалось открывать библиотеки, а также учебные кабинеты, в которых должны быть наглядные пособия по естественной истории, математике, физике.

    Был написан серьезный дидактический  трактат «Руководство учителям народных училищ». В этой книге давались указания по всем вопросам учебно-воспитательной работы школы, рекомендовалась классно-урочная  организация учебной работы вместо индивидуальной системы обучения.

    Составлено  это руководство по образцу австрийского и указывает учителям славящие главные  начала правильного преподавания: совокупное наставление, совокупное чтение, изображение  через начальные буквы, таблицы  и вопрошение.

    Совокупное  наставление и совокупное чтение

      Нужно учить учеников совокупно,  т. е. вместе, разом одному и тому же.

Для этого  учеников нужно разделять на классы и учить не каждого порознь, а  весь класс. Когда ученик читает или  отвечает, весь класс следит за отвечающим и готовится продолжать ответ. Книги у всех учеников должны быть одинаковые, и дети время от времени по указанию учителя читают все вместе вслух, причем учитель тщательно наблюдает, чтобы все действительно читали и шевелили только губами или не повторяли только за другими.

    Это правило о совокупном наставлении  и чтении вводило великую реформу  в школьное обучение. Прежде хотя школы  и были, но школьного, т. е. массового, совместного обучения не было. Каждый ученик учился сам по себе, ему задавались особые уроки, учитель особо прослушивал каждого ученика, у каждого была своя учебная книга, часто совершенно отличная от товарищей. Школа была местом изучения отдельными учениками своих особых уроков при помощи одного учителя.

    Изображение через начальные  буквы

    Когда что-то необходимо запомнить детям  наизусть, то сначала следует текст  объяснить, а потом написать на уроке  и повторить. Затем написанное стирается  и заучиваемое пишется лишь начальными буквами. Например, сначала пишет: «Верую во единого Бога Отца», потом — В. в. е. Б. О. По этим начальным буквам снова начинают читать и повторять, а затем, наконец, и начальные главы стираются и повторение происходит в памяти.

    Таблицы

    Это краткое изложение содержания сочинения или книги, план, заключающий главные и второстепенные мысли автора в последовательной связи, разделениями и подразделениями.

    Вопрошение

    Вопросы, предлагаемые учителем ученикам, чтобы узнать, поняли ли они объясняемое. Излагается техника вопросов — они должны быть определенны, кратки, задаваться с великим благоразумием, сообразно предмету обучения и способностям учащихся. Не следует позволять ученикам отвечать на вопросы словами «да» или «нет», а надо требовать полного ответа. Указывается, как учитель должен поступать, если учащийся ничего не отвечает или недо недостаточно, либо говорит лишнее или неправильное.

    От  учителя «Руководство» требует  многих добродетелей. Он должен быть истинным христианином, любить Бога всем сердцем, а ближнего, наипаче же детей, как  самого себя, в дому своем должен быть миролюбив и порядочен, иметь постоянно бодрость духа и тела, терпение, прилежание, довольствоваться тем содержанием, которое ему назначено, хотя если «учитель может что еще достать себе посторонним трудом, то сие ему позволяется, лишь бы не препятствовало оно отправлению его школьной должности». От учащихся учитель должен заслужить уважение, почитание, любовь и подобострастие, т. е. когда ученики учителя и любят и боятся. С учащимися учитель должен поступать справедливо, с равным усердием наставлять богатых и бедных, мальчиков и девочек и обращаться с ними применительно к их свойствам, а свойства их различны. В том, что касается способностей к учению, бывают дети, все скоро понимающие, хорошо запоминающие и выученное умеющие применять к делу, одаренные хорошей памятью, и дети, мало понимающие и помнящие. Что до нрава, ученики бывают веселые и бодрые, боязливые и застенчивые, ленивые и сонливые, упорные, сердитые и склонные к злобе. Ученики бывают поведения хорошего, посредственного и худого. Каждая группа учащихся требует особых педагогических мероприятий, а потому каждый учитель обязан иметь и вести список учащихся с указанием их свойств и прилежания.

         «Руководство» содержит весьма  правильные взгляды на школьную  дисциплину. Оно указывает на  следующие меры воздействия на учащихся: увещевания, предостережения, угрозы, наказания. О последних говорится, что они суть зло, вызываемое нарушителем правил, и должны иметь целью исправление учащихся. Так как в школах учителя бывают при детях безотлучно и постоянно занимают их разными упражнениями, то дети не могут сделать чего-либо, заслуживающего телесного наказания. [Курочкина И.Н. - М., 2002.]

    «Руководство» Ф.И. Янковича представляет замечательное явление в русской педагогической литературе. Это сочинение определило организацию школ, руководило учителями во всей их педагогической деятельности. Очевидно, «Руководство» было выдающимся явлением в русской педагогической действительности. В русской педагогической литературе еще не было произведения, которое в простом, доступном изложении и в небольшом объеме выражало бы сущность педагогии, преимущественно же дидактики и методики , которое взяло бы неопытного учителя за руку, повело его в школу, рассказало ему все, что он там должен делать.

    В современной школе процесс обучения происходит примерно также. Учитель работает со всем классом по одному учебному пособию. Структура урока также представляет собой повторение (вопрошение) изученного ранее материала, также объяснение нового в классе, проработка его при помощи различных упражнений и, для лучшего закрепления, задача домашнего задания.

    Индивидуальный  подход к каждому ученику - основа современной педагогики. Каждый ребенок - личность, обладающая определенными  качествами и способностями, и задача учителя найти особый подход к каждому ребенку, чтобы помочь ребенку еще больше раскрыть его таланты.

    Требования  к хорошему учителю остались те же: учитель должен любить свою профессию, детей; должен всегда прибывать в  хорошем  настроении; быть терпеливым и объективным. От учащихся учитель должен заслужить уважение, почитание.

    Правила, касающиеся дисциплины - также неизменны. Ни за какой проступок ребенок  в современной школе не заслуживает  телесного наказания.

    В заключении, мы можем сказать, что  изменилась немного форма преподавания, в связи с развитием техники и науки кабинеты, учебные пособия стали более современными, но содержание и принципы поведения остались те же.

    Уже в екатерининские времена люди понимали, что профессия учителя очень  важная – это залог воспитания добропорядочного гражданина Отечества. В наше время, в современной школе стараются об этом не забывать и делают все возможное для достижения наивысшего результата воспитания и обучения -  появление образованного человека и гражданина. 
 
 

2.3. Нравственное воспитание- «воспитание сердца» (И.И. Бецкой)

    И.И. Бецкой - мыслитель и деятель образования. В своих трудах Бецкой говорил о вреде семьи в деле воспитания подрастающих поколений и о необходимости для государства своими учреждениями заменить семью.

      В 1764 г. Бецкой представил Екатерине II доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей, который впоследствии получил силу закона и был опубликован под названием “Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества”.

    В докладе говорилось о необходимости воспитать в России “новую породу людей — образованных дворян, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством, и разночинцев — “третий чин людей”, способных развивать промышленность, торговлю, ремесло. Для этого необходимо, считал Бецкой, организовать закрытые воспитательно-образовательные учреждения, в которых дети с 5-6 возраста должны пребывать в течение 10—12 лет. Их следует изолировать от окружающих с тем, чтобы не подвергать “развращенному влиянию среды.

    От  императрицы Бецкой получил задание преобразовать имеющиеся учебные заведения и открыть новые. Он изменил постановку учебно-воспитательной работы в кадетских корпусах и гимназиях, удлинил в них сроки пребывания воспитанников. Им был открыт также ряд новых воспитательно-образовательных учреждений для разных сословий, кроме крепостных крестьян. В том числе основан Институт благородных девиц (Смольный институт) в Петербурге для дворянок с отделением при нем для девочек из мещан.

    И. И. Бецкой полагал возможным создать “новую породу людей” путем воспитания. Переоценивая роль воспитания в общественной жизни, он утверждал, что “корень всему злу и добру — воспитание”. Он надеялся на то, что первые, воспитанные в закрытых учебно-воспитательных заведениях, новые люди передадут привитые им взгляды и привычки своим детям, те в свою очередь — будущим поколениям, и так постепенно, мирным путем изменятся нравственность и поступки людей, а, следовательно, улучшатся общество и общественная жизнь. Классовая ограниченность заставляла его верить во всемогущество воспитания.

Информация о работе Педагогические взгляды и деятельность просветителей России втрой половины XVIII века ( Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова)