Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа
В настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования.
Введение ………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организации деятельности
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Документация, регламентирующая деятельность
педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Историко-педагогический анализ проблемы деятельности
педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11
Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14
2.1. Психологическая служба как условие организации
деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14
2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ
на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20
Заключение ………………………………………………………………….... 23
Список литературы ……………….………………………………………….. 26
Приложение 1 ………………………………………………………………… 28
Приложение 2 ………………………………………………………………… 29
Приложение 3 ………………………………………………………………… 30
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия
участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им психологической
помощи при выстраивании и реализации индивидуальной
программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит
в оказании психологической помощи при
решении проблем, с которыми обращаются
родители, воспитатели и администрация
ДОУ. Тематика проводимых консультаций
не должна выходить за рамки профессиональной
компетентности педагога-психолога ДОУ.
Обязательно:
· Консультирование по вопросам, связанным
с оптимизацией воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Дополнительно:
· Педагог-психолог может инициировать
групповые и индивидуальные консультации
педагогов и родителей.
· Педагог-психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
· Проведение систематизированного психологического
просвещения педагогов.
· Проведение систематизированного психологического
просвещения родителей в форме родительских
собраний, круглых столов и пр. с обязательным
учетом в тематике возраста детей и актуальности
рассматриваемых тем для родителей.
Дополнительно:
· Создание информационных уголков по
типу «Советы психолога».
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы [21].
2.2. Особенности
деятельности педагога-
Психологическая служба в системе дошкольного образования города Тотьма начала формироваться с 1998 года. Тогда впервые в МДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9 «Сказка» была введена ставка педагога-психолога.
Деятельность психологической службы ДОУ №9 строится исходя из потребностей образовательных учреждений, социальной ситуации в городе, на основе диагностики, планирования, прогнозирования и контроля (Приложение 3).
В ДОУ систематически отслеживаются результаты психологической работы с детьми: в начале работы проводится первичная диагностика детей, в конце - итоговая диагностика, с помощью которой удается проследить динамику и эффективность работы педагога-психолога.
Работа в течение 2007-2008 учебного года строилась в соответствии с годовым планом, по следующим направлениям.
Групповые занятия с
детьми старшей и подготовительной
возрастной группы по развитию и коррекции
эмоциональной сферы
Индивидуальные занятия с детьми старшей и подготовительной группы планировались и проводились еженедельно и направлены были на развитие психических процессов детей. Группы детей на такие занятия формировались по итогам первичного диагностического обследования в сентябре 2007 года. По результатам обследования, которые показали, что у большинства детей низкий уровень развития внимания и восприятия, были проведены консультации и даны рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей. Индивидуальная работа строилась в соответствии с программой Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой «Школа внимания». Результаты итогового диагностического обследования показали, что уровень развития внимания и восприятия у детей старшей и подготовительной возрастной группы значительно возрос (Приложение 2).
С целью наблюдения за детьми и выявления особенностей познавательной деятельности, поведения дошкольников разного возраста мы неоднократно посещали учебные занятия.
Важным направлением в работе педагога-психолога ДОУ №9 является участие его в организации отдыха дошкольников (туристические походы, спортивные кроссы, праздники). Мы активно используем ресурсы отдыха на природе в целях обеспечения психологического здоровья детей.
Помимо индивидуальных бесед и консультаций по результатам диагностики, особенностям развития детей разного возраста, трудностям при взаимодействии и другим вопросам, проводились практические занятия по психотерапии личного самочувствия «Пусть всегда будет солнце».
С целью психологического
просвещения педагогам
С целью координации
действий специалистов и педагогов
ДОУ мы принимали участие в
психолого-медико-
III. Работа с родителями планировалась по итогам анкетирования в летний период с целью выявить интересующие родителей вопросы. Таким образом, были спланированы и проведены выступления на родительских собраниях по следующим темам: «Ваш ребенок плохо ест?»; «Давайте покапризничаем вместе с нашими детьми»; «Детские страхи»; «Развитие руки будущего первоклассника» и др. Специально для родителей изготовлялась наглядная информация и оформлялись стенды: «Ошибки семейного воспитания», «От улыбки станет всем светлей или Юмор и воспитание»; «Первый раз в первый класс», «Как без помощи специалиста узнать готов ли ребенок к школе», «Психологический аспект подготовки ребенка к школе», «Первоклассные хлопоты» и др. С родителями детей, имеющих затруднения в развитии, проводились индивидуальные беседы и консультации.
IV. Организационно-методическая работа.
В течение года велась и оформлялась в соответствии с нормативными требованиями учетная документация. Для оценки нашей деятельности администрации ДОУ №9 и руководителям методического объединения педагогов-психологов г. Тотьма был предоставлен аналитический отчет о проделанной работе за 2007-2008 учебный год.
С целью повышения уровня знаний мы посещали
практикумы-семинары в Центре психолого-медико-
В течение года нами приобреталась и изучалась психологическая и педагогическая литература, пополнялась картотека психологических игр, изготавливалась наглядность для коррекционно-развивающих занятий.
Заключение
В настоящее время
педагогу-психологу в системе
дошкольного образования
В данной работе мы раскрыли основное содержание документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога в ДОУ. В ходе исследования научной литературы мы проанализировали проблему деятельности педагога-психолога в дошкольных образовательных учреждениях ряда стран. Показав основное назначение психологической службы, мы пришли к выводу, что их создание это одно из главных условий организации деятельности педагога-психолога в ДОУ. На примере детского сада №9 г. Тотьма мы рассмотрели особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ.
Возрастающие требования к деятельности педагога-психолога выявили следующие проблемы, снижающие эффективность психолого-педагогической помощи воспитанникам:
- во многих ДОУ отсутствует психолог;
- кадровый состав педагогов-психологов часто обновляется;
- многие педагоги-психологи ДОУ не обеспечены оборудованными кабинетами;
- методическая литература по психологии не выписывается в ДОУ, приобретается педагогами-психологами чаще на собственные средства;
- педагоги-психологи испытывают трудности профессионального взаимодействия, зависящие как от субъективного понимания руководителями образовательных учреждений целей, задач и методов деятельности, так и от фактов "непрофессионального" подхода к деятельности педагогов-психологов ДОУ специалистов комитетов по образованию;
- модель взаимодействия педагога-психолога с родителями в условиях ДОУ остается преимущественно традиционной;
- не разработана система координации психологических служб дошкольных учреждений на различных уровнях образования [20].
Для решения сложившихся
проблем при организации
- нормативно-правовое
регулирование в сфере
- формирование единого
информационного пространства
- укрепление профессионального статуса педагога-психолога в обществе;
- защита его профессиональных и социальных прав и интересов;
- разработка рекомендаций по содержательным и организационным аспектам деятельности психологической службы образования;
- подготовка предложений по осуществлению психологической экспертизы образовательной среды и сертификации профессионального инструментария и специалистов службы;
- организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинаров, выставок и других мероприятий в сфере психологии образования.
- разработка и реализация
нормативно-правовых актов в
- обеспечение информационного и организационного единства деятельности психологических служб дошкольных образовательных учреждений в субъекте РФ;
- предоставление возможности пол
- проведение совещаний,
семинаров, научно-
- издание приказов, распоряжений
и других нормативных
- осуществление информационного
и организационного
- организация и контроль
деятельности служб дошкольных
образовательных учреждений на
уровне муниципального
- проведение совещаний, семинаров, конференций и других мероприятий по вопросам психологической службы ДОУ с целью повышения квалификации педагогов-психологов;
- организация работы психологиче
В настоящее время многие руководители дошкольных образовательных учреждений, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. Это формирует в обществе потребность в педагогах-психологах. Следует обратить особое внимание на то, что работа педагога-психолога в ДОУ будет более эффективной, если при организации его деятельности будут соблюдены вышеизложенные педагогические условия.
Информация о работе Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ