Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности

педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Документация, регламентирующая деятельность

педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Историко-педагогический анализ проблемы деятельности

педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11

Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14

2.1. Психологическая служба как условие организации

деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14

2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ

на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20

Заключение ………………………………………………………………….... 23

Список литературы ……………….………………………………………….. 26

Приложение 1 ………………………………………………………………… 28

Приложение 2 ………………………………………………………………… 29

Приложение 3 ………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

Курс. педагогика.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической  помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.  
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

Обязательно:  
· Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.  
Дополнительно:  
· Педагог-психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

· Педагог-психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение и обучение

Цель: создание условий  для повышения психологической  компетентности педагогов, администрации  ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение  не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать  традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:  
· Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.  
· Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Дополнительно:  
· Создание информационных уголков по типу «Советы психолога».

Каждое из названных  направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы [21].

2.2. Особенности  деятельности педагога-психолога  в ДОУ на примере детского  сада №9 г. Тотьма

Психологическая служба в системе дошкольного образования города Тотьма начала формироваться с 1998 года. Тогда впервые в МДОУ «Тотемский детский сад общеразвивающего вида №9 «Сказка» была введена ставка педагога-психолога.

Деятельность психологической службы ДОУ №9 строится исходя из потребностей образовательных учреждений, социальной ситуации в городе, на основе диагностики, планирования, прогнозирования и контроля (Приложение 3).  

В ДОУ систематически отслеживаются результаты психологической  работы с детьми: в начале работы проводится первичная диагностика детей, в конце - итоговая диагностика, с помощью которой удается проследить динамику и эффективность работы педагога-психолога.

Работа в течение 2007-2008 учебного года строилась в соответствии с годовым планом, по следующим направлениям.

    1. Работа с детьми.

Групповые занятия с  детьми старшей и подготовительной возрастной группы по развитию и коррекции  эмоциональной сферы проводились  два раза в неделю. С целью развития эмоционально-волевой сферы детей  средней и второй младшей возрастной группы также проводились групповые занятия два раза в неделю.

Индивидуальные занятия  с детьми старшей и подготовительной группы планировались и проводились  еженедельно и направлены были на развитие психических процессов  детей. Группы детей на такие занятия формировались по итогам первичного диагностического обследования в сентябре 2007 года. По результатам обследования, которые показали, что у большинства детей низкий уровень развития внимания и восприятия, были проведены консультации и даны рекомендации для воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.  Индивидуальная работа строилась в соответствии с программой Т.В. Ахутиной, Н.М. Пылаевой «Школа внимания». Результаты итогового диагностического обследования показали, что уровень развития внимания и восприятия у детей старшей и подготовительной возрастной группы значительно возрос (Приложение 2).

С целью наблюдения за детьми и выявления особенностей познавательной деятельности, поведения  дошкольников разного возраста мы неоднократно посещали учебные занятия.

Важным направлением в работе педагога-психолога ДОУ  №9 является участие его в организации  отдыха дошкольников (туристические  походы, спортивные кроссы, праздники). Мы активно используем ресурсы отдыха на природе в целях обеспечения психологического здоровья детей.

    1. Работа с педагогами.

Помимо индивидуальных бесед и консультаций по результатам  диагностики, особенностям развития детей  разного возраста, трудностям при  взаимодействии и другим вопросам, проводились практические занятия по психотерапии личного самочувствия «Пусть всегда будет солнце».

С целью психологического просвещения педагогам предоставлялась  наглядная информация по следующим  темам: «О чем говорит поза спящего  ребенка», «Левша – человек-загадка», «Детские страхи», «Я не жадина! Или как научить ребенка делиться», «Гиперактивный ребенок», «Как помочь себе и ребенку справиться с негативными эмоциями» и др. Проводились групповые консультации: «Развитие психических процессов у детей младшего дошкольного возраста», «Школа внимания», «Игры и упражнения для развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста», «Игры для дошкольников, стимулирующие развитие внимания» и др.

С целью координации  действий специалистов и педагогов  ДОУ мы принимали участие в  психолого-медико-педагогическом консилиуме детского сада.

III. Работа с родителями планировалась по итогам анкетирования в летний период с целью выявить интересующие родителей вопросы. Таким образом, были спланированы и проведены выступления на родительских собраниях по следующим темам: «Ваш ребенок плохо ест?»; «Давайте покапризничаем вместе с нашими детьми»; «Детские страхи»; «Развитие руки будущего первоклассника» и др. Специально для родителей изготовлялась наглядная информация и оформлялись стенды: «Ошибки семейного воспитания», «От улыбки станет всем светлей или Юмор и воспитание»; «Первый раз в первый класс», «Как без помощи специалиста узнать готов ли ребенок к школе», «Психологический аспект подготовки ребенка к школе», «Первоклассные хлопоты» и др. С родителями детей, имеющих затруднения в развитии, проводились индивидуальные беседы и консультации.

IV. Организационно-методическая работа.

В течение года велась и оформлялась в соответствии с нормативными требованиями учетная  документация. Для оценки нашей деятельности администрации ДОУ №9 и руководителям методического объединения педагогов-психологов г. Тотьма был предоставлен аналитический отчет о проделанной работе за 2007-2008 учебный год.

С целью повышения уровня знаний мы посещали практикумы-семинары в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения г. Тотьма, неоднократно принимали участие в работе районного методического объединения педагогов-психологов г. Тотьма, организовывали показ открытых занятий по развитию и коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с применением элементов сказкотерапии для педагогов-психологов других образовательных учреждений г. Тотьма.

В течение года нами приобреталась  и изучалась психологическая  и педагогическая литература, пополнялась  картотека психологических игр, изготавливалась наглядность для коррекционно-развивающих занятий.

 

 

 

Заключение

В настоящее время  педагогу-психологу в системе  дошкольного образования отводится  первостепенная роль. Именно от него требуется  создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

В данной работе мы раскрыли основное содержание документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога в ДОУ. В ходе исследования научной литературы мы проанализировали проблему деятельности педагога-психолога в дошкольных образовательных учреждениях ряда стран. Показав основное назначение психологической службы, мы пришли к выводу, что их создание это одно из главных условий организации деятельности педагога-психолога в ДОУ. На примере детского сада №9 г. Тотьма мы рассмотрели особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ. 

Возрастающие требования к деятельности педагога-психолога  выявили следующие проблемы, снижающие эффективность психолого-педагогической помощи воспитанникам:  

- во многих ДОУ отсутствует психолог; 

- кадровый состав педагогов-психологов часто обновляется;  

- многие педагоги-психологи ДОУ не обеспечены оборудованными кабинетами;  

- методическая литература по психологии не выписывается в ДОУ, приобретается педагогами-психологами чаще на собственные средства; 

- педагоги-психологи испытывают трудности профессионального взаимодействия, зависящие как от субъективного понимания руководителями образовательных учреждений целей, задач и методов деятельности, так и от фактов "непрофессионального" подхода к деятельности педагогов-психологов ДОУ специалистов комитетов по образованию;  

- модель взаимодействия педагога-психолога с родителями в условиях ДОУ остается преимущественно традиционной;  

- не разработана система координации психологических служб дошкольных учреждений на различных уровнях образования [20].  

Для решения сложившихся  проблем при организации деятельности педагога-психолога в ДОУ мы предлагаем соблюдение следующих педагогических условий:

  • На федеральном уровне:

- нормативно-правовое  регулирование в сфере психологического  обеспечения образования;

- формирование единого  информационного пространства педагогов-психологов  России;

- укрепление профессионального статуса педагога-психолога в обществе;

- защита его профессиональных  и социальных прав и интересов;

- разработка рекомендаций по содержательным и организационным аспектам деятельности психологической службы образования;

- подготовка предложений по осуществлению психологической экспертизы образовательной среды и сертификации профессионального инструментария и специалистов службы;

- организация конгрессов, конференций, олимпиад, семинаров,  выставок и других мероприятий  в сфере психологии образования.

  • На региональном уровне:

- разработка и реализация  нормативно-правовых актов в пределах  своей компетенции;

- обеспечение информационного и организационного единства деятельности психологических служб дошкольных образовательных учреждений в субъекте РФ;

- предоставление возможности получения высшего психологического образования;

- проведение совещаний,  семинаров, научно-практических  конференций и других мероприятий  по вопросам деятельности психологической  службы ДОУ.

  • На муниципальном уровне:

- издание приказов, распоряжений  и других нормативных документов  по вопросам психологических  служб дошкольных образовательных  учреждений на муниципальном  уровне;

- осуществление информационного  и организационного обеспечения  деятельности служб дошкольных образовательных учреждений на территории своего района и их сотрудничества;

- организация и контроль  деятельности служб дошкольных  образовательных учреждений на  уровне муниципального образования;

- проведение совещаний, семинаров, конференций и других мероприятий по вопросам психологической службы ДОУ с целью повышения квалификации педагогов-психологов;

  • На уровне образовательного учреждения:

- организация работы психологической службы и психолого-медико-педагогического консилиума.

В настоящее время  многие руководители дошкольных образовательных учреждений, воспитатели, родители все больше осознают полезность психологической службы. Это формирует в обществе потребность в педагогах-психологах. Следует обратить особое внимание на то, что работа педагога-психолога в ДОУ будет более эффективной, если при организации  его деятельности  будут соблюдены вышеизложенные педагогические условия.

Информация о работе Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ