Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности

педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Документация, регламентирующая деятельность

педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Историко-педагогический анализ проблемы деятельности

педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11

Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14

2.1. Психологическая служба как условие организации

деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14

2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ

на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20

Заключение ………………………………………………………………….... 23

Список литературы ……………….………………………………………….. 26

Приложение 1 ………………………………………………………………… 28

Приложение 2 ………………………………………………………………… 29

Приложение 3 ………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

Курс. педагогика.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Вологодский государственный педагогический университет»

Факультет социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Педагогические  условия организации деятельности

педагога-психолога в ДОУ

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка ОЗО 2 курса «Г» группы

Шихова Светлана Ивановна

Научный руководитель:

Черствая Ольга Евгеньевна

к.п.н. доцент кафедры педагогики

 

 

 

Вологда

2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности

педагога-психолога в  ДОУ ……………………………………………………. 6

    1. Документация, регламентирующая деятельность

педагога-психолога в  ДОУ ……………………………………………………. 6

    1. Историко-педагогический анализ проблемы деятельности

педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11

Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14

2.1. Психологическая служба как условие организации

деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14

2.2. Особенности деятельности  педагога-психолога в ДОУ

на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20

Заключение ………………………………………………………………….... 23

Список литературы ……………….………………………………………….. 26

Приложение 1 ………………………………………………………………… 28

Приложение 2 ………………………………………………………………… 29

Приложение 3 ………………………………………………………………… 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  в связи с тяжелым экономическим  положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования. Изменения в программах и методах начального обучения требует пересмотра целей, задач, дидактики обучения дошкольников, более интенсивной подготовки их к школе, обеспечение более высоких уровней развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер, коммуникативных навыков, познавательной активности, творчества детей. Но для всего этого оказались неподготовленными воспитатели и методические службы детских садов. Потребовалось введение в систему дошкольного образования психологической службы.

Педагог-психолог в детском саду — это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.

Основные функции педагога-психолога в дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая  культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых - неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому педагогу-психологу важно повышать уровень психологической культуры педагогов и родителей [14].

Основная сложность, с  которой может встретиться педагог-психолог - это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно решать и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем.

В свое время замечательный  советский психолог Л.С. Выготский  говорил, что обучение в дошкольном возрасте отличается от школьного обучения тем, что ребенок учится по нашей  программе лишь в той мере, в  какой она становится его собственной программой. Искусство педагога-психолога как раз и заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную [12].

Следует всегда помнить, что современные подходы и знания вырастают, по образному выражению В.П. Зинченко, «на плечах наших великих предшественников». Никем не оспаривается роль Л.С. Выготского как «первого из первых» специалистов отечественной психологии. Огромный вклад в развитие детской практической психологии внесли П.П. Блонский, А.Ф. Лазурский.

Значение психологической  службы в детских дошкольных учреждениях  неоднократно подчеркивала И.В. Дубровина. Доктор психологических наук профессор Т.Д. Марцинковская в своих трудах отражала разные стороны деятельности педагога-психолога в детских дошкольных учреждениях [1].

Последнее время рынок  переполнен учебно-методической и научной  литературой. Молодому специалисту  часто трудно сориентироваться, отделить главное от второстепенного. С чего же начинать, как правильно организовать свою работу? Для начала мы предлагаем выявить педагогические условия организации деятельности педагога-психолога.

Объект исследования – организация деятельности педагога-психолога в ДОУ.

Предмет - педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ.

Цель – выявить педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ.

Задачи:

  1. раскрыть содержание документации, регламентирующей деятельность педагога-психолога в ДОУ;
  2. дать историко-педагогический анализ проблемы деятельности педагога-психолога в ДОУ;
  3. показать основное назначение психологической службы как условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ;
  4. выявить особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ на примере детского сада №9 г. Тотьма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы организации деятельности

педагога-психолога  в ДОУ

    1. Документация, регламентирующая деятельность

педагога-психолога  в ДОУ

Важным компонентом  профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы педагога-психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.

Комплект (пакет) документации педагога-психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.

Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности педагога-психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:

  • Закон Российской Федерации об образовании.
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Положение о психологической службе в системе образования.
  • Положение о практическом психологе.
  • Квалификационная характеристика педагога-психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
  • Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

При оформлении специалиста  на основе договора или контракта педагог-психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

Специальная документация - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.

Из вышеперечисленной  документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида - свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).

Психологическое заключение является основной рабочей документацией педагога-психолога.

Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени педагога-психолога в дошкольном учреждении; график работы педагога-психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы педагога-психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы педагога-психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет педагога-психолога о проделанной работе (по итогам за год).

Хронометраж - совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической  деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени  выполнения каждого из видов психологической деятельности (Приложение 1).

График — распределение  видов профессиональной деятельности педагога-психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу.

Годовой план - документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности педагога-психолога является психологизация педагогического (воспитательно-образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с "программой образования и развития детей", принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности педагога-психолога. Если она отвечает общей психологической цели - обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года (Приложение 1).

Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.

Журнал психологических  запросов - документ, фиксирующий "заказ", т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.

В случае необходимости  сохранения конфиденциальности запроса  дополнительно к журналу предоставляются  бланки психологического запроса. В  бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих.

Информация о работе Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ