Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в связи с тяжелым экономическим положением значительно возросли требования к совершенствованию содержательной стороны деятельности современной системы дошкольного образования.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Теоретические основы организации деятельности

педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Документация, регламентирующая деятельность

педагога-психолога в ДОУ ……………………………………………………. 6
Историко-педагогический анализ проблемы деятельности

педагога-психолога в ДОУ ………………..………………………………… 11

Глава 2. Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ …………. 14

2.1. Психологическая служба как условие организации

деятельности педагога-психолога в ДОУ …………………………………... 14

2.2. Особенности деятельности педагога-психолога в ДОУ

на примере детского сада №9 г. Тотьма ……………………………………. 20

Заключение ………………………………………………………………….... 23

Список литературы ……………….………………………………………….. 26

Приложение 1 ………………………………………………………………… 28

Приложение 2 ………………………………………………………………… 29

Приложение 3 ………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

Курс. педагогика.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Итоговый отчет - совокупность результатов профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности педагога-психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научно-практических) исследований, участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения тех  или иных запланированных пунктов  в отчете указывается фактическая  причина невыполнения. Итоговый отчет  оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует  отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Историко-педагогический  анализ проблемы деятельности 

педагога-психолога в ДОУ

Психологическая служба образования существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста и до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера мы можем рассмотреть опыт психологической службы ДОУ ряда стран.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800 годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями психологической службы стали измерение и тестирование и главенствующей задачей - отбор детей для обучения по специальным программам.

Интересен опыт развития психологической службы образования во Франции. В 1905 году Министерство образования Франции попросило исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате исследования открылась первая во Франции профессиональная психологическая служба. В последующее время в Париже обсуждается проект реорганизации существующей практики работы педагогов-психологов и создания единой системы психологической службы образования, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям.

Несмотря на то, что  измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность педагогов-психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.

В России первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 веков и связаны с так называемой педологией, которую И.А.Арямов (1928) определял как науку о развивающемся, растущем человеке, охватывающую все его социально-биологические особенности и в которой М.Я.Басов видел «научный синтез всего того, что составляет существенные результаты отдельных научных дисциплин, изучающих развивающегося человека…»

И только в конце 60-х  годов у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе образовательных учреждений. Это стало возможным потому, что в психологии и педагогике возникли необходимые теоретические и практические предпосылки: внедрение системного дохода к психологическому и педагогическому анализу процессов развития личности; выявления некоторых общих закономерностей психического развития; подход к воспитанию как процессу управления развитием и понимание взаимосвязей индивидуального и коллективного в развитии; углубление интеграционных процессов научного знания на уровне педагогики; улучшение психологической подготовки будущих учителей и др.

С начала 80-х годов  происходит интенсивное становление  психологической службы в системе образования страны. Это было обусловлено потребностью общества, бурное социальное развитие которого резко повысило требование к творческому и нравственному потенциалу личности.

Существенным этапом развития психологической службы стал многолетний (1981-1988) эксперимент по введению в образовательные учреждения г. Москвы должности педагога-психолога. Научно-методическое обеспечение эксперимента было разработано и осуществлено лабораторией научных основ детской практической психологии НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас – Психологического института Российской Академии образования). Целью эксперимента явилось изучение теоретических и организационных проблем, связанных с введением в образовательные учреждения должности педагога-психолога, создание структуры психологической службы для последующего внедрения ее в систему народного образования [19].

В 1988 году вышло Постановление  Государственного комитета СССР по образованию о введении ставки «психолога» во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности педагога-психолога, определило его социальный статус, права и обязанности. Основной целью как педагога-психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства [11]. И.В. Дубровина понимает под психологическим здоровьем смыслообразующую и системообразующую категорию профессионализма психологов образования [18]. Существует несколько концепций деятельности педагога-психолога. Наиболее известны концепции Л.М.Фридмана, И.В.Дубровиной, М.Р.Битяновой, С.Н.Кривцовой. В названных концепциях уделено серьезное внимание работе педагогов-психологов в дошкольных образовательных учреждениях[2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация  деятельности педагога-психолога в  ДОУ

2.1. Психологическая служба как условие организации

деятельности  педагога-психолога в ДОУ

В Российской системе  образования складывается система  поддержки и помощи ребенку в  учебно-воспитательном процессе –  психологическое сопровождение, которое рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Психологическая служба ДОУ призвана содействовать:  
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;

- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;

- повышению психологической компетентности педагогов;

- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.

Цель психологической  службы ДОУ – создание условий  для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом.

Основными задачами психологической  службы в ДОУ являются:  
1. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.

3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.

Функции психологической  службы ДОУ: 

· Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

· Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

· Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

· Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

· Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

· Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.  
· Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.  
· Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

· Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания [3].

Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка педагогов-психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. 

Основные направления  деятельности педагога-психолога ДОУ:

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для  проведения психодиагностики осуществляется педагогом-психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.  
Обязательно:  
· Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.

· Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

· Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.  
· Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:  
· По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных  проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в  психическом развитии, перед психологической  службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления  содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.  
Обязательно:  
· Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:  
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания педагога-психолога;  
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

· Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:  
· Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.  
· Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.  
· Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.  
При введении новшеств в ДОУ педагог-психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.

3. Коррекционная и развивающая работа.

Цель: создание условий  для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Если в коррекционной  работе педагог-психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.  
Обязательно:  
· Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.  
· Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).

Дополнительно:  
· Проведение занятий с детьми других возрастных групп.  
· При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.

Информация о работе Педагогические условия организации деятельности педагога-психолога в ДОУ