Педагогические технологии преподавания инженерных дисциплин

Автор: m*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все чаще появляться в нашем лексиконе.

Содержание

1. Понятие педагогической технологии.
1.1 Системно – деятельностный подход к обучению;
1.2 Идея технологии проблемно-модульного обучения.
2. Понятие учебно-методического комплекса.
2.1 Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему;
2.2 Понятие учебной программы как одного из компонентов модели педагогической системы;
2.3 Основные элементы современной педагогической системы;
2.4 Отображение в программе точно поставленной цели;
2.5 Методика диагностичного задания цели и объективного контроля формирования профессионального мастерства специалиста.
2.6 Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.
3. Использование компьютерных технологий в учебном процессе.

Работа содержит 1 файл

курсов 01 .doc

— 141.50 Кб (Скачать)

      Заключительным  этапом разработки содержания учебной  программы является назначение цели изучения каждого учебного элемента, т.е. необходимого уровня его усвоения. На этом этапе создания учебной программы осуществляется необходимая “стыковка” двух элементов педагогической системы: целей подготовки и содержания обучения и воспитания. 

2.6 Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании. 

     Программа курса является основой планирования учебного процесса. Для составления качественного, обоснованного календарно-тематического плана преподаватель должен изучить программы всех предшествующих дисциплин и последующих учебных курсов т.к. установление межпредметных связей является важнейшим методическим моментом подготовки преподавателя к занятиям. Планировать учебную работу должен каждый преподаватель.

           Принцип системности и последовательности  является одним из важнейших  дидактических принципов в обучении. Это значит, что все дисциплины учебного плана рассматриваются как единая система знаний.          Учет и использование межпредметных связей позволяет устранить излишнее дублирование учебного материала, экономить учебное время, способствует обобщению и углублению знаний.

       Межпредметные связи - это объективно  существующие связи между информацией  из разных областей науки и  практики входящей в содержание

обучения. Эти связи отражают системность  информации. Отражение в сознании учащихся этих связей делает знание более прочным, структурируемым, гибким.        Кроме межпредметных связей выделяют еще и внутрипредметные связи, заключающиеся в том, что для изучения темы в рамках одной дисциплины необходимы знания из предшествующих тем.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Использование компьютерных технологий в учебном процессе. 

        Учебно-методическое обеспечение является важнейшим компонентом автоматизированной системы обучения (АСО). Под ним понимается совокупность дидактических и методических характеристик учебных курсов, а так же способ организации учебного материала и процесса обучения АСО. На первых этапах развития АСО большое распространение получил способ, который можно назвать “заучивание и тренировка”. Вся программа строилась с установкой на запоминание учебного материала путем выполнения ряда упражнений, имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал и если “да”, то закрепить его.

          Но этот способ не использует многие новые возможности современных компьютеров. Более полно  они реализуются в системах наставнического типа, где компьютер в какой то степени воспроизводит работу наставника: фиксирует ошибки  при выполнении заданий и дает указание, что нужно сделать, чтобы понять их причину и исправить. Программы наставнических действий заранее предопределены и жестко фиксированы.

            Значительно разнообразнее и совершеннее обучение, при котором учащийся как бы погружается в учебную среду, в которой ЭВМ помогает ему ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к базам данных или базам знаний, советует, что и как нужно делать, чтобы усвоение материала происходило эффективнее. При выработке таких рекомендаций система может учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности учащегося, для чего в систему включается диагностическая программа, позволяющая принимать хотя и простые, но достаточно обоснованные решения.

      Системы с такими возможностями содержат элементы искусственного интеллекта , и их можно условно назвать интеллектуальными. Идеи искусственного интеллекта, все шире проникает в организацию АСО.

      Отдельные элементы, свойственные системам искусственного

интеллекта, можно наблюдать и в организации  учебной деятельности, задаваемой достаточно простыми  системами, где обучение реализуется по заранее  заданному жесткому алгоритму с большими ограничениями в свободе выбора  способа обучения самим учащимся. Однако организация

обучения  может быть гибкой, учитывающей некоторые  психологические особенности учащегося.

Это проявляется:

  • в зависимости характера выдаваемых заданий от текущей успешности обучения
  • выработки “тонких” критериев для оценки работы учащегося, адекватно отражающих особенностей его познавательной деятельности
  • в предоставлении учащемуся права выбора из меню наиболее            подходящих для него способов действия.
 

            Машина может  так же предлагать учащемуся продолжить выполнение упражнений для лучшего закрепления материала или продвинуться дальше и даже выдать совет, основанный на анализе предшествующих действий учащегося.

     Способы организации учебного диалога и учебного материала определяются структурой и содержанием обучающих программ. На программном уровне простые АСО чаще всего организуются в виде совокупности двух взаимосвязанных подсистем. Первую из них можно назвать авторской. Ею пользуется преподаватель в процессе создания дидактических материалов, которые в диалоговом режиме реализуются с помощью второй системы, которую можно назвать ”ученик”. Обычно в подсистеме “автор” реализуется разветвленная программа, которая задает ход работы учащегося в зависимости от того, как учащийся отвечает на поставленные вопросы. В редких случаях используется линейная программа, когда предлагаемые вопросы и упражнения не зависят от ответа, в случае неверного ответа, машина или предлагает самостоятельно исправить ответ, или фиксирует его неправильность и приводит верный.

       Диалог с ЭВМ стремятся сделать весьма простым и удобным, чтобы от автора не требовалось специальных знаний и умений в области вычислительной техники. Разработчики стремятся создать наибольшие удобства в проведении диалога. Каждая АСО имеет более или менее разветвленный набор сервисных возможностей

     Следует упомянуть о таких учебных средствах, как компьютерные учебные игры, которые широко применяются как средство индивидуального и группового обучения. Игровые методы обладают рядом важных дидактических преимуществ - повышенный интерес к работе, самостоятельность в выборе решений и т.п.

        Индивидуализация учебной деятельности с помощью АСО благоприятно сказывается на усвоении знаний. Это дополнительный аргумент в пользу широкого использования компьютеров в обучении. Но нельзя забывать и о некоторых негативных моментах использования ЭВМ. К ним, в частности, относятся:

- большая  утомляемость пользователей при считывании текстов с экранов дисплеев;

- отсутствии  в процессе обучения вербального  общения, что отрицательно сказывается  на общем развитии учащегося,  затрудняет формирование умения  излагать свои мысли, а последнее  особенно важно при изучении  дисциплин гуманитарного цикла.

- резко  ограничено время общения учащегося  с преподавателем и коллегами,  что ведет к обеднению личностных  контактов, неминуемым потерям  в умении вести дискуссии.

- исходя  из сказанного следует, предостеречь  от излишнего увлечения компьютерным обучением и призвать к тщательному продумыванию и отбору того учебного материала который целесообразно преподавать с помощью компьютерных средств. В то же время нельзя отрицать, что компьютеризация обучения имеет большое будущее.

      Опыт внедрения компьютера в учебный процесс позволил выявить 3 основные проблемы: теория обучения с помощью ЭВМ, технология компьютерного обучения, методика проектирования обучающих программ. Решение проблем первой группы должно опираться на качественно новый анализ основных компонентов деятельности обучаемых, непосредственно связанных с процессом управления учебной деятельностью с помощью ЭВМ. В качестве связующего звена между теорией и практической реализацией выступает технология обучения. При этом возникает множество психологических проблем, таких, как место компьютера в учебном процессе, роль преподавателя в разработке и реализации автоматизированных учебных курсов, взаимоотношения компьютера и обучающего, особенности диалога ЭВМ и пользователя. Основным звеном в компьютеризации обучения являются методики проектирования обучающих программ.

   По мнению разработчиков, при компьютеризации необходимо учитывать необходимые особенности. Научные исследования, которые ведутся в области создания АСУ учебным заведением и автоматизированных систем обучения, в частности ориентировочные на концентрацию внимания непосредственно на компьютерных технологиях, часто упускают из вида психофизиологические характеристики тех, кто будет за компьютерами работать. Использование компьютеров в различных сферах применения без согласования и единой координации работ привело к изобретению множества концепций компьютеризации. Создание моделей учебного процесса в УСУ учебным заведением на основе идей, средств и методов компьютеризации должно быть в первую очередь ориентировано на психологии человека. Прежде всего необходимо поддерживать заинтересованность у обучающихся в результатах своего труда. Традиционные системы обучения имеют существенный недостаток - отсутствует обобщенный способ изучения мышления по конкретной дисциплине, построить модель мышления, а затем реализовать ее в учебном процессе. Опыт использования вычислительной техники в учебном процессе показал, что компьютеризация оказывает сильное воздействие на психику человека и требуется  постоянное изучение психологического последствия этого влияния.

     С первых этапов использования ЭВМ появился термин  “формализуемые”   и “неформализуемые” алгоритмы. Алгоритмическая модель мышления может быть реализована на ЭВМ, но что касается сущности творчества, то

она не сводится к жесткому алгоритму, а, наоборот, проявляется в мышлении способом, отличным от ранее изученных и  усвоенных алгоритмических процедур. При разработке моделей учебного процесса   необходимо учитывать  творческие и нетворческие формы диалогов ЭВМ и обучаемых, что выражается различными видами сценариев. Управление познавательной деятельностью по  алгоритмоподобной и  творческой природе мышления позволит с помощью ЭВМ достигнуть повышения качества профессиональной подготовки специалистов. Учеба должна  доставлять радость, быть легкой, в процессе ее учащиеся получат профессиональную ориентацию и психологическую подготовку к избранной профессии. Для этого необходимо пересмотреть и правильно определить дозировку учебного материала, создать систему оперативного слежения за усвояемостью знаний. Решение вышеперечисленных проблем позволит перейти  к моделированию учебного процесса на основе компьютерной технологии. 
 
 
 
 

Заключение 

      Недостатки не традиционной системы обучения по предметному обучению очень существенны и неадаптированны к современным требованиям усовершенствования качества подготовки профессиональных специалистов. Для устранения наиболее существенных недостатков в системе образования рекомендуется перейти на системно-деятельный подход обучения с внедрением которого займут соответствующее место компьютерные технологии обучения.

       Системно-деятельный подход к обучению позволяет перестроить систему образования на основе програмно-целевого управления обучения. Анализ содержания обучения, построение структур логического содержания обучения, переход на проблемно-модульный подход обучения значительно повышает качество подготовки специалистов.

     Для внедрения новейших достижений в области педагогики, психологии и компьютерной технологии обучения необходимо обратить особое внимание на разработку учебно-методических комплексов, адаптированных к системно-деятельному подходу.

       Учебно-методические комплексы должны быть переработаны на основе компьютерных технологий обучения, для чего требуется применить на практике принципы построения моделей учебного процесса, разработки дидактических целей обучения и постановки новых задач учебного процесса, которые раньше традиционной системой не решались.

        Компьютеризация учебного процесса позволяет разработать систему автоматического контроля знаний для слежения за степенью усвоения знаний, мотивации значительных пробелов в обучении и активизации самостоятельной работы учащихся. 

Список  литературы

  1. Беспалько В.П. и др. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки специалиста : Учебно-методическое пособие . М. Высшая школа 1989.
  2. Беспалько В.П. Методика разработки предметных и комплексных квалификационных заданий для объективного контроля качества подготовки специалистов  (для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений). - М : Министерство торговли РСФСР , учебно-методический комбинат , 1988 .
  3. Бабанский Ю.К.  Педагогика . М. Просвещение 1988 .
  4. Гесин С.И. Основы педагогики . М. Просвещение 1995 .
  5. Козленкова Н.В. Управление обучением с помощью ЭВМ. Учебное пособие. М. МСХА 1993 .
  6. Козленкова Н.В. Автоматизированные обучающие системы учебное пособие. М. МСХА  1990.
  7. Касимов Р.Я. Козленкова Н.В. Автоматизированные обучающие системы (методические рекомендации). М. МСХА 1988 .
  8. Немов Р.С. Психология . М. Прсвещение 1996 .
  9. Новиков В.А. Свиридов А.П. Дидактическая эффективность обучения с применением автоматизированных обучающих систем. М. НИИ ВШ. 1985.
  10. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности : учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей ВУЗов и аспирантов .- М.: Аспект Пресс , 1995.
  11. Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов: Издательство Саратовского университета . 1987.

Информация о работе Педагогические технологии преподавания инженерных дисциплин