Педагогические технологии преподавания инженерных дисциплин

Автор: m*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все чаще появляться в нашем лексиконе.

Содержание

1. Понятие педагогической технологии.
1.1 Системно – деятельностный подход к обучению;
1.2 Идея технологии проблемно-модульного обучения.
2. Понятие учебно-методического комплекса.
2.1 Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему;
2.2 Понятие учебной программы как одного из компонентов модели педагогической системы;
2.3 Основные элементы современной педагогической системы;
2.4 Отображение в программе точно поставленной цели;
2.5 Методика диагностичного задания цели и объективного контроля формирования профессионального мастерства специалиста.
2.6 Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.
3. Использование компьютерных технологий в учебном процессе.

Работа содержит 1 файл

курсов 01 .doc

— 141.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                                            В Г И П А

     КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:  общая профессиональная педагогика

 
 
 

НА ТЕМУПедагогические технологии преподавания инженерных дисциплин 
 
 
 
 

                                                           
 
 
 
 
 
 
 

 Нижний  Новгород

2005

С О Д  Е Р Ж А Н И Е    

Введение

1.   Понятие педагогической технологии.

     1.1 Системно – деятельностный подход к обучению;

     1.2  Идея технологии проблемно-модульного обучения.

2.  Понятие  учебно-методического комплекса.

     2.1 Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему;

     2.2  Понятие учебной программы как одного из компонентов модели  педагогической системы;

     2.3 Основные элементы современной педагогической системы;

     2.4 Отображение в программе точно поставленной цели;

   2.5 Методика диагностичного задания цели и объективного контроля формирования профессионального мастерства специалиста.

     2.6 Межпредметные  и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.

3.    Использование компьютерных технологий в учебном        процессе.

Заключение.

Список  литературы. 
 

В в е  д е н и е

        Непрерывный процесс обновления  техники и технологии в условиях  современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все чаще появляться в нашем лексиконе. Особенный смысл он приобретает в понятийном аппарате профессиональной педагогики. Справедливости ради следует отметить, что термин “компетентность” в отечественной профессиональной педагогике окончательно не устоялся и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Но, тем не менее этот термин имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, он одним словом выражает значение традиционной триады “ знания, умения, навыки “и служит связующим звеном между ее компонентами. Во-вторых - и это главное - он наиболее целесообразен для описания реального уровня подготовки специалиста - выпускника профессиональной школы. Для того чтобы знание специалиста было мобильным, он должен быть способным обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Таким образом, он должен быть своего рода инженером знаний.

        В последние годы возникла  специальная отрасль информационной технологии - инженерия знаний, направленная на исследование проблем представления и использования знаний. Инженерия знаний - это “область в теории искусственного интеллекта, которая занимается языками для представления знаний, методами пополнения знаний, процедурами проверки их корректности и непротиворечивости и, наконец, использованием знаний при решении различных задач и созданием практических систем для хранения и обработки знаний”.

      Кроме того, из приведенного выше определения  следует, что инженерия знаний содержит в качестве основных задач разработку языков и моделей представления знаний, методов их пополнения и использования при решении различных задач (компонент мобильности знания и гибкости метода в структуре компетентности), разработку процедур проверки корректности и непротиворечивости знаний (компонент критичности в структуре компетентности), решение которых предполагает формирование компонентов компетентности : мобильности знания, вариативности метода и критичности мышления как у разработчиков, так и пользователей.

      В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают  колоссальную значимость. С этой целью  в русле концепции инженерии  знаний рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в “сжатом”, компактном, удобном для использования виде. Среди них логическая модель; продукционная модель; фреймовая модель; модель симантической сети.

      Технологическое “сжатие” учебной информации может  быть достигнуто различными методическими приемами, описание которых содержится не только в теории инженерии знаний, но и в исследованиях по формированию системности знаний учащихся, а также в работах учителей-практиков. Наиболее действенными зарекомендовали себя следующие методические приемы: моделирование в предметной, графической и знаковой форме, укрупненное упражнение и сверхсимвол, структурная блок-схема темы, опорный конспект генеалогическое древо и т.д. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что при осуществлении “сжатия” программного материала “наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

        
 

1. Понятие  педагогической технологии. 

          В переводе с греческого технология - это “ учение о мастерстве”. Это совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, для достижения поставленных целей.

            Технологизация учебного процесса проходила в три этапа:

      1. Индивидуальное мастерство.

      2. Этап “техники”.

      3. Этап “ технологии”.

      В 1970 г. под воздействием системного подхода  к содержанию педагогических технологий стало концентрироваться внимание на системной организации учебного процесса  с точно заданными  целями, достижение которых может поддаваться точному описанию и определению.                        Педагогическая технология - приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность на основе конструирования и применения специальных приемов и средств, а также оценки применяемых методов. 

1.1 Системно  – деятельностный подход к  обучению 

      В настоящее время сложился предметный подход к обучению - цель которого - изучение наук, передача знаний в научной  области, с ориентацией обучаемых на усвоение содержания отдельных дисциплин без особой увязки их между собой, в том числе и с будущей деятельностью. Все попытки оптимизировать учебные планы дисциплины по предметному принципу закончились неудачей.

             Для преодоления этих недостатков в основу современных технологий обучения был положен системно-деятельного подход.  Такая функциональная модель деятельности специалистов,  позволяет свести к миниуму главные недостатки предметного подхода - дробление обучения на множество  трудносвязуемых между собой учебных дисциплин и недостаточный учет индивидуальных познавательных потребностей учащихся.

      С позиций системно - деятельного подхода учебный процесс рассматривается как единая функциональная, а не предметная система. Это обусловлено планированием и построением дерева целей знаний и умений. Что позволит учащимся четко понимать и ясно видеть в целостном представлении динамически развивающуюся модель или структурную схему свей профессиональной деятельности. Учащийся видит смысл и весомость изучаемой дисциплины в свете своей будущей профессиональной деятельности. 

1.2  Идея технологии проблемно-модульного обучения. 

     Современная технология обучения предусматривает внедрение в учебную практику системно-деятельного подхода с выделением замкнутых учебных единиц (модулей), соподчиненных и взаимосвязанных между собой, нацеленных на решение задач и формирование определенных видов деятельности.

      Методология системно-деятельного подхода позволяет  представить процесс обучения как  четко спланированную систему усвоения учащимися учебно-профессиональной деятельности. Системно-деятельный подход к формированию учебных планов и программ нацелен на междисциплинарный синтез, основой которого выступает профессиональная деятельность специалиста, ее отдельные виды, формированию которой в той или иной степени подчинены все дисциплины специальности.

      Современная технология обучения - это последовательное и взаимопроникающее сочетание  основных составляющих педагогического  процесса, обеспечивающее на эффективном  уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности учащегося.

      В основе современной технологии обучения лежат следующие положения:

      1. Единство методологии преподавателей  всех дисциплин.

      2.Применение  системно-деятельного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных методов обучения к активным.

      3. Внедрение методов и форм активного  обучения, причем в основе обучения  лежит собственная деятельность  учащихся.

      Проектирование  состава учебной дисциплины в  современной технологии обучения предполагает следующие последовательности:

      1.Иерархию  целей (дерево целей) обучения, сформулированных в терминах  умений, доступных проверке.

      2.Тщательно отобранную и соответствующим образом структурированную учебную информацию, подлежащую усвоению.

      3. Программу познавательной деятельности  учащихся.

      4. Программу управления познавательной  деятельностью.

      5. Программу контроля и коррекции  деятельности учащихся.

      6. Оптимизированную структуру организационных  форм и методов обучения.

             Для выявления объективного состава целевых установок подготовки как по специальности, так и по отдельной дисциплине используются два метода:

      1. Эмпирический - это анализ сложившихся в практике видов деятельности и подборке соответствующих типовых задач и проблемных ситуаций.

      2. Построение предварительной модели, сформированной на основе анализа  деятельности специалиста  (теоретико  - экспериментальный)

          Эмпирический путь целепологания идет от практики на основе анализа перечня видов деятельности и задач.

      Диагностичное задание целей определяет ряд  особенностей технологически построенного учебного процесса: выработка эталонов  для оценки результатов обучения и на этой основе концентрация усилий педагога и учащихся на намеченных ясных целях, атмосфера открытости и доброжелательности.

      Второй  путь основан на использовании метода программно - целевого планирования, которое  является наиболее прогрессивным методом  планирования профессиональной подготовки, т.к. обеспечивается координация и  взаимосвязь различных этапов учебного процесса.

      На  основе выявленных в процессе программно - целевого планирования видов деятельности разрабатываются программы умений и знаний.

      Программа умений - это перечень всех умений выявленных в процессе анализа дисциплины на основе деятельного подхода, который предусматривает в качестве ведущей цели переход от узконаправленных умений к формированию базовых умений. Программа умений становится основой формирования знаний, что отражает логику целепологания от конечных результатов обучения.

      Теоретическим базисом для формирования всех видов  деятельности в рамках учебной дисциплины выступает программа знаний. Это  перечень основных теоретических положений, раскрывающих основные понятия об объектах, процессах и методах в конкретной научной области, являющейся основой формирования учебно-профессиональной деятельности.

      Ясно  сформулированные цели в рамках иерархии модели учебного процесса не позволяют  преподавателю уклониться от их реализации до получения конечного результата, но дают возможность определить способ контроля этого результата. 
 

2. Понятие учебно-методического комплекса. 
 

      Совокупность  всех учебно-методических документов, в   которых дается системное  описание будущего учебно-воспитательного  процесса, называют учебно-методическим комплексом (сокращенно УМК). УМК - это проект будущего учебно-воспитательного процесса, и чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. Задача состоит в том, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми реформой высшей и средней специальной школы и сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса подготовки кадров.

Информация о работе Педагогические технологии преподавания инженерных дисциплин