Автор: m*******@mail.ru, 24 Ноября 2011 в 16:58, курсовая работа
Непрерывный процесс обновления техники и технологии в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все чаще появляться в нашем лексиконе.
1. Понятие педагогической технологии.
1.1 Системно – деятельностный подход к обучению;
1.2 Идея технологии проблемно-модульного обучения.
2. Понятие учебно-методического комплекса.
2.1 Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему;
2.2 Понятие учебной программы как одного из компонентов модели педагогической системы;
2.3 Основные элементы современной педагогической системы;
2.4 Отображение в программе точно поставленной цели;
2.5 Методика диагностичного задания цели и объективного контроля формирования профессионального мастерства специалиста.
2.6 Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.
3. Использование компьютерных технологий в учебном процессе.
КАФЕДРА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Педагогические
технологии преподавания
инженерных дисциплин
Нижний Новгород
2005
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Понятие педагогической технологии.
1.1 Системно – деятельностный подход к обучению;
1.2 Идея технологии проблемно-модульного обучения.
2. Понятие
учебно-методического
2.1 Состав методических документов, моделирующих педагогическую систему;
2.2 Понятие учебной программы как одного из компонентов модели педагогической системы;
2.3 Основные элементы современной педагогической системы;
2.4 Отображение в программе точно поставленной цели;
2.5 Методика диагностичного задания цели и объективного контроля формирования профессионального мастерства специалиста.
2.6 Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании.
3. Использование компьютерных технологий в учебном процессе.
Заключение.
Список литературы.
В в е д е н и е
Непрерывный процесс
В последние годы возникла
специальная отрасль
Кроме того, из приведенного выше определения следует, что инженерия знаний содержит в качестве основных задач разработку языков и моделей представления знаний, методов их пополнения и использования при решении различных задач (компонент мобильности знания и гибкости метода в структуре компетентности), разработку процедур проверки корректности и непротиворечивости знаний (компонент критичности в структуре компетентности), решение которых предполагает формирование компонентов компетентности : мобильности знания, вариативности метода и критичности мышления как у разработчиков, так и пользователей.
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. С этой целью в русле концепции инженерии знаний рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в “сжатом”, компактном, удобном для использования виде. Среди них логическая модель; продукционная модель; фреймовая модель; модель симантической сети.
Технологическое “сжатие” учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами, описание которых содержится не только в теории инженерии знаний, но и в исследованиях по формированию системности знаний учащихся, а также в работах учителей-практиков. Наиболее действенными зарекомендовали себя следующие методические приемы: моделирование в предметной, графической и знаковой форме, укрупненное упражнение и сверхсимвол, структурная блок-схема темы, опорный конспект генеалогическое древо и т.д. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что при осуществлении “сжатия” программного материала “наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном.
1. Понятие
педагогической технологии.
В переводе с греческого
Технологизация
1. Индивидуальное мастерство.
2. Этап “техники”.
3. Этап “ технологии”.
В
1970 г. под воздействием системного подхода
к содержанию педагогических технологий
стало концентрироваться
1.1 Системно
– деятельностный подход к
обучению
В настоящее время сложился предметный подход к обучению - цель которого - изучение наук, передача знаний в научной области, с ориентацией обучаемых на усвоение содержания отдельных дисциплин без особой увязки их между собой, в том числе и с будущей деятельностью. Все попытки оптимизировать учебные планы дисциплины по предметному принципу закончились неудачей.
Для преодоления этих
С
позиций системно - деятельного подхода
учебный процесс рассматривается как
единая функциональная, а не предметная
система. Это обусловлено планированием
и построением дерева целей знаний и умений.
Что позволит учащимся четко понимать
и ясно видеть в целостном представлении
динамически развивающуюся модель или
структурную схему свей профессиональной
деятельности. Учащийся видит смысл и
весомость изучаемой дисциплины в свете
своей будущей профессиональной деятельности.
1.2 Идея
технологии проблемно-модульного обучения.
Современная технология обучения предусматривает внедрение в учебную практику системно-деятельного подхода с выделением замкнутых учебных единиц (модулей), соподчиненных и взаимосвязанных между собой, нацеленных на решение задач и формирование определенных видов деятельности.
Методология
системно-деятельного подхода
Современная технология обучения - это последовательное и взаимопроникающее сочетание основных составляющих педагогического процесса, обеспечивающее на эффективном уровне активное усвоение программных знаний при одновременном формировании личности учащегося.
В основе современной технологии обучения лежат следующие положения:
1.
Единство методологии
2.Применение системно-деятельного подхода в обучении, позволяющего перейти от пассивных методов обучения к активным.
3.
Внедрение методов и форм
Проектирование состава учебной дисциплины в современной технологии обучения предполагает следующие последовательности:
1.Иерархию целей (дерево целей) обучения, сформулированных в терминах умений, доступных проверке.
2.Тщательно отобранную и соответствующим образом структурированную учебную информацию, подлежащую усвоению.
3.
Программу познавательной
4.
Программу управления
5.
Программу контроля и
6.
Оптимизированную структуру
Для выявления объективного состава целевых установок подготовки как по специальности, так и по отдельной дисциплине используются два метода:
1. Эмпирический - это анализ сложившихся в практике видов деятельности и подборке соответствующих типовых задач и проблемных ситуаций.
2.
Построение предварительной
Эмпирический путь целепологания идет от практики на основе анализа перечня видов деятельности и задач.
Диагностичное задание целей определяет ряд особенностей технологически построенного учебного процесса: выработка эталонов для оценки результатов обучения и на этой основе концентрация усилий педагога и учащихся на намеченных ясных целях, атмосфера открытости и доброжелательности.
Второй путь основан на использовании метода программно - целевого планирования, которое является наиболее прогрессивным методом планирования профессиональной подготовки, т.к. обеспечивается координация и взаимосвязь различных этапов учебного процесса.
На
основе выявленных в процессе программно
- целевого планирования видов деятельности
разрабатываются программы
Программа умений - это перечень всех умений выявленных в процессе анализа дисциплины на основе деятельного подхода, который предусматривает в качестве ведущей цели переход от узконаправленных умений к формированию базовых умений. Программа умений становится основой формирования знаний, что отражает логику целепологания от конечных результатов обучения.
Теоретическим
базисом для формирования всех видов
деятельности в рамках учебной дисциплины
выступает программа знаний. Это
перечень основных теоретических положений,
раскрывающих основные понятия об объектах,
процессах и методах в
Ясно
сформулированные цели в рамках иерархии
модели учебного процесса не позволяют
преподавателю уклониться от их реализации
до получения конечного
2. Понятие
учебно-методического комплекса.
Совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебно-воспитательного процесса, называют учебно-методическим комплексом (сокращенно УМК). УМК - это проект будущего учебно-воспитательного процесса, и чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. Задача состоит в том, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми реформой высшей и средней специальной школы и сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса подготовки кадров.
Информация о работе Педагогические технологии преподавания инженерных дисциплин