Педагогические технологии обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение сущности понятия технологии обучения в педагогическом процессе.
Задачи:
1. Рассмотрение понятия, признаков, особенностей и требований к технологии обучения, как части педагогической технологии.
2. Изучение особенностей основных технологий обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………....2
1. Понятие «педагогическая технология обучения»………….4
2. Особенности педагогических технологий обучения………..8
2.1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения…………………………………………………………..9
2.2.Технология развивающего обучения……………….……..10
2.3. Технология поэтапного формирования умственных
действий…………………………………………………………12
2.4. Технология коллективного взаимодействия……………………14
2.5. Технология полного усвоения…………………………………..16
2.6. Технология разноуровневого обучения……………………….18
2.7. Технология адаптивного обучения………………………………21
2.8. Технология программированного обучения……………………23
2.9. Технология компьютерного обучения………………………….25
2.10. Технология проблемного обучения………………………….....26
2.11. Технология модульного обучения……………………………...28
2.12. Технология концентрированного обучения………………...….30
2.13. Технология проектного обучения………………………….31
2.14. Технология гарантированного обучения…………………….32
2.15. Технология дистанционного обучения…...……………………34
2.16. Авторские технологии обучения……………………………...36
Заключение…………………………………………………..….38
Список использованной литературы…………………………..40

Работа содержит 1 файл

педагогические технологии обучения.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

        Сторонники этой технологии считают, что при традиционной классно-урочной системе организации обучения у учащихся слабо формируются знания и умения по отдельным учебным дисциплинам, так как содержание материала в учебных программах и учебниках искусственно разбито на отдельные, самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, парафы. Кроме того, интерес у обучаемых к рассматриваемому материалу теряется за счет длительности изучения проблемы (урок от урока отстоит по времени,  полученная на одном занятии информация до следующего урока большей частью забывается).

       Частая смена предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью. Каждый урок — это новая доминанта для учащихся новые требования со стороны педагогов, новое содержание материала, новые эмоциональные впечатления и т. д. На переключение с одного предмета на другой тратится много энергии, в течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая его значимость. Необходимо каждый раз соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную деятельность.

       Суть концентрированного обучения состоит в том, что уроки объединяются в блоки; в течение дня, недели сокращается число параллельно изучаемых учебных дисциплин. Такая форма организации учебного процесса максимально сближает учебный процесс с естественными психологическими особенностями человеческого восприятия. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке, следует провести работу по его закреплению в день восприятия, т. е. необходимо на какое-то время более основательно «погрузиться» в предмет.

 

2.13. Технология проектного обучения.

     Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт проективной деятельности.

      В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму. В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята им пытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что исходя из своих интересов дети, вместе с учителем проектировали решение какой- либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов. И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

       В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъект учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разработчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников — работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

 

2.14. Технология гарантированного обучения.

      Технология гарантированного обучения, предложенная В. М. Монаховым, представляет собой модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся по проектированию и осуществлению учебного процесса.

      Технология гарантированного обучения в деятельности учителя предусматривает два этапа: проектирование и реализация учебного процесса. Этап проектирования связан с конструированием технологической карты, которую автор называет «паспортом проекта будущего учебного процесса в данном классе.

       В технологической карте представлены целеполагание, диагностика, внеаудиторная самостоятельная работа (домашние задания), логическая структура проекта, коррекция. Основной объект проектирования учебного процесса — учебная тема.

       - Целеполагание предусматривает построение учителем в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и учебной программы микроцелей изучаемой темы. Микроцель должна быть диагностируема, понятна ученику, так как в ней отражается система требований к его знаниям и умениям (что ученик должен знать, уметь, понимать, иметь представления и т. д.).

       - Диагностика предполагает установление факта достижения (недостижения) конкретной микроцели. Диагностика проводится в письменном виде (не более 10 минут). Главное — не объем содержания одноразовой проверки, а ее системность и динамика. Проверочная работа состоит из 4 заданий. Успешное выполнение двух первых заданий свидетельствует о соответствии уровня усвоения требованиям государственного стандарта. Эти задания обязаны выполнять все учащиеся. Уровень усвоения — «удовлетворительно». При выполнении третьего задания уровень усвоения — «хорошо», а четвертого — «отлично».

      - Проектирование содержания самостоятельных работ осуществляется исходя из содержания микроцелей. Очень важно дифференцировать трудность заданий по указанным трем уровням (удовлетворительно, хорошо, отлично). Ученику предоставляется право выбора будущей оценки или уровня сложности заданий, который в данный момент соответствует его ценностным установкам. Это меняет отношение учащихся к учению, оно становится осознанным. Устраняется учебная перегрузка учащихся, так как желания дифференцированы.

      Каждый из трех этапов конструирования технологической карты (целеполагание — диагностика — дозирование домашних заданий) вносит определенные уточнения в содержание предыдущих.

      - Следующий этап — логическая структура проекта (учебного процесса) — представляет собой систему уроков, которые разбиваются на группы по типу микроцелей. Число и содержание микроцелей определяют число зон нижайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Каждый временной отрезок заканчивается выполнением самостоятельной работы.

         - Коррекция как блок технологической карты рассчитана на учащихся, которые не получили «зачет» на этапе диагностики.

Технология  гарантированного обучения, по утверждению  В. М. Монахова, обеспечивает достижение целей Государственного образовательного стандарта и создает комфортные условия обучения (не допускает перегрузки учащихся).

 

2.15. Технология дистанционного обучения.

      Технология дистанционного обучения — это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

Учитывая  территориальные особенности России и возрастающие потребности качественного образования в регионах, технология дистанционного обучения дает возможность его получить всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. В настоящее время технология дистанционного обучения используется в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Хотя возможности ее гораздо шире, она открывает большие возможности для инвалидов. Современные информационные образовательные технологии позволяют учиться незрячим, глухим и страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

       Получив учебные материалы в электронном или печатном виде, обучающийся может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в специальном компьютерном классе в любой точке России и зарубежья.

Технология  дистанционного обучения дает возможность  учитывать индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость обучающегося, который может изучать учебные курсы в любой последовательности, быстрее или медленнее. В этом несомненные преимущества технологии дистанционного обучения.

      Данная технология предполагает использование традиционных форм обучения (лекции, консультации, лабораторные работы, контрольные работы, зачеты, экзамены и др.), но они имеют свои отличительные особенности. Лекции исключают живое общение с преподавателем. Для записи лекций используются дискеты, CD-ROM-диски и др. Применение новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарии, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не трудиться конспектировать материал.

       Консультации при дистанционном обучении являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используются телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление.

     Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала. В традиционной образовательной системе лабораторные работы требуют специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможности технологии дистанционного обучения в дальнейшем могут существенно упростить задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно. Использование современной техники позволяет также проводить проверку результатов теоретического и практического усвоения обучаемым учебного материала.

 

2.16. Авторские технологии обучения.

       Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи. Проиллюстрируем это на примере авторской технологии Обучения В. Ф. Шаталова.

                Технология обучения В. Ф. Шаталова:

       - изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;

       - использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);

        - подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного 
типа учебной задачи;

        - письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;

         - быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;

         - общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач;

        - проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего — предыдущий ученик);

         - релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

         - активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

         - урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);

         - парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Широкое использование информационных технологий в сфере образования показало, что появились средства, способные и эту сферу перевести на третью ступень – ступень технологии.

Создание высокоэффективных технологий обучения позволяет, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность  усвоения учебного материала и, с  другой стороны, педагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста учащихся, направлять их творческое развитие.

Таким образом, технология обучения: повышает производительность труда  учителя; позволяет обучать учащихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и складом характера; освобождает время учителя, что позволяет уделить больше внимания вопросам индивидуального развития учащихся; использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля; снижается зависимость результата от  уровня квалификации учителя, что выравнивает уровень освоения учебных дисциплин учащимися во всех образовательных учреждениях; технологизация создает предпосылки для решения преемственности образовательных программ образования. 

Разнообразие операций-воздействий  подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер учащегося, его состояние как объекта – но объекта, который является либо потенциально способен стать субъектом.

Основное назначение педагогического  воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Стратегия операционного влияния – в преобразовании ученика из объекта среднего влияния в субъект, производящего сознательно выбор в каждый отдельно миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных  ценностей современного общества.

Информация о работе Педагогические технологии обучения