Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение сущности понятия технологии обучения в педагогическом процессе.
Задачи:
1. Рассмотрение понятия, признаков, особенностей и требований к технологии обучения, как части педагогической технологии.
2. Изучение особенностей основных технологий обучения.
Введение………………………………………………………....2
1. Понятие «педагогическая технология обучения»………….4
2. Особенности педагогических технологий обучения………..8
2.1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения…………………………………………………………..9
2.2.Технология развивающего обучения……………….……..10
2.3. Технология поэтапного формирования умственных
действий…………………………………………………………12
2.4. Технология коллективного взаимодействия……………………14
2.5. Технология полного усвоения…………………………………..16
2.6. Технология разноуровневого обучения……………………….18
2.7. Технология адаптивного обучения………………………………21
2.8. Технология программированного обучения……………………23
2.9. Технология компьютерного обучения………………………….25
2.10. Технология проблемного обучения………………………….....26
2.11. Технология модульного обучения……………………………...28
2.12. Технология концентрированного обучения………………...….30
2.13. Технология проектного обучения………………………….31
2.14. Технология гарантированного обучения…………………….32
2.15. Технология дистанционного обучения…...……………………34
2.16. Авторские технологии обучения……………………………...36
Заключение…………………………………………………..….38
Список использованной литературы…………………………..40
Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.
Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т. е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.
Учитель должен довести до учащихся планируемые показатели полноты усвоения учебного содержания. Он определяет цели предстоящей деятельности, конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы достичь эталона. К целям познавательной деятельности относятся(14;322):
- знание (ученик запомнил, воспроизвел, узнал);
- понимание (ученик объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал);
- применение (ученик применил изученный материал в конкретных условиях и в новой ситуации);
- обобщение и систематизация (ученик выделил части из целого, образовал новое целое);
- оценка (ученик определил ценность и значение
объекта изучения).
Подготовка учебного
материала при данной технологии состоит
в том, что все содержание учебного материала
разбивается на отдельные учебные единицы (у разных
авторов — «учебные элементы», «единицы
содержания», «малые блоки» и т. д.). Учебные
единицы закончены по смыслу (содержательная
целостность) и небольшие по объему (3—6
уроков). По каждой из единиц усвоения готовится
тест (контрольное задание) по двухбалльной
шкале (зачет-незачет). К каждой учебной
единице также разрабатывается коррекционный
дидактический материал, рассчитанный
на такую дополнительную проработку неусвоенного
материала, которая отличается от первоначального
способа его изучения и дает возможность
ученику подобрать, подходящие для него способы
восприятия, осмысления и запоминания.
По всей теме определяется эталон ее полного усвоения.
Определенным образом к предстоящей работе подготавливаются учащиеся. Ориентация учащихся имеет целью обеспечить мотивацию совместной работы класса с учителем на договорных началах и разъяснить основные принципы данного способа обучения. Отметка за усвоение темы (раздела, курса) выставляется после заключительной проверки по эталону, заранее указанному учащимся. В ходе работы каждый ученик получает необходимую помощь, разъяснение, поддержку. В случае затруднений ученику дается возможность выбора альтернативных процедур для их преодоления. Деятельность учителя в рамках данной технологии предполагает следующее:
- ознакомление с
учебными целями;
- разъяснение общего плана
обучения;
- изложение
нового материала (осуществляется традиционно);
- организацию текущей проверки;
- оценивание текущих результатов;
- коррекционную работу с учащимися, не достигшими полного усвоения;
организацию малых подгрупп взаимопомощи;
- повторное тестирование тех учащихся, которым была оказана помощь.
Аналогично проводится работа по всем единицам усвоения, заканчивающаяся итоговым тестом и оценкой усвоения материала в целом.
2.6. Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. Учитель в образовательном процессе имеет дело с учащимися, имеющими различные интересы, склонности, потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.
Технология разноуровневого обучения предусматривает уровневую дифференциацию за счет деления потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на базовом и вариативном уровнях (базовый уровень определяется государственным стандартом, вариативный — носит творческий характер, но не ниже базового уровня).
Используются три варианта дифференцированного обучения
- на основе предварительной диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями - учащиеся с начала обучения распределяются по классам, работающим по программам разного уровня;
- внутриклассная дифференциация происходит в среднем звене - в зависимости от познавательных интересов на добровольной основе создаются группы углубленного изучения отдельных предметов;
- дифференциация за счет профильного обучения в основной школе и старших классах, организованная на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самопознания и самоопределения школьника.
Дифференцированное разноуровневое обучение предусматривает:
- создание познавательной мотивации и стимулирование познавательной деятельности учащихся;
- добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта);
- организацию самостоятельной работы обучаемых на различных уровнях;
- полное усвоение базового компонента содержания образования;
- парные, групповые и коллективные (работа в парах сменного состава) формы организации учебного процесса;
- текущий контроль за усвоением учебного материала;
- вводный и итоговый контроль по каждой укрупненной единице усвоения учебного материала (для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями, организуется коррекционная работа до полного усвоения);
- опережающее обучение учащихся по индивидуальным планам в каких-либо образовательных областях.
В условиях применения технологии разноуровневого обучения предпочтительны такие по времени занятия, которые позволяют реализовать полный цикл обучения по укрупненной единице усвоения.
Специфика занятия, связанная с особенностями образовательной области (предмета), оказывает существенное влияние на подбор, содержательное и временное соотношение его различных этапов.
- Этап подготовки к осуществлению основного вида деятельности предполагает создание целевой установки. Далее проводится вводный контроль в виде теста, диктанта, объяснения опорных определений, правил, алгоритмов и т. п. Работа завершается коррекцией выявленных пробелов и неточностей. Для обеспечения полной ориентировочной основы деятельности обучаемым сообщается объем обязательной и сверхнормативной частей работы, критерии оценивания, домашнее задание.
- На этапе усвоения новых знаний объяснение дается в емкой, компактной форме, обеспечивающей переход к самостоятельной отработке учебном информации большинством учащихся. Для остальной части предлагается повторное объяснение с использованием дополнительных дидактических средств. Каждый ученик по мере усвоения изучаемой информации включается в обсуждение, отвечает на вопросы товарищей, ставит собственные вопросы. Эта работа может проходить как в группах, так и в парах.
- Этап закрепления знаний предполагает самопроверку и взаимопроверку обязательной части заданий. Сверхнормативная часть работы вначале оценивается учителем, а затем наиболее значимые результаты докладывают всем учащимся.
- Подведение итогов занятия включает контрольное тестирование. После самопроверки и взаимопроверки учащиеся оценивают свою работу на уроке.
2.7. Технология адаптивного обучения.
Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений.
При использовании технологии адаптивного обучения учитель работая со всем классом (сообщает новое, объясняет, показывает, тренирует и т.п.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т. д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя. Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: прочтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т. д.
Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и безмашинных контролирующих программ и т. д. В противовес традиционной одноканальной обратной связи (ученик — учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель — ученик, ученик — ученик, учитель — коллектив учащихся, ученик — коллектив учащихся), предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.
Процесс обучения при рассматриваемой технологии может быть представлен тремя этапами:
- объяснение нового учебного материала (учитель обучает всех учащихся);
- индивидуальная работа учителя с учащимися на фоне самостоятельно занимающегося класса;
- самостоятельная работа учащихся.
Так как приоритет при использовании технологии адаптивного обучения отдается самостоятельной работе, то это требует оптимизации этапа объяснения нового учебного материала. Необходимо выделить тот материал, которому учитель будет обучать фронтально школьников; разделить его на укрупненные блоки; по всему учебному курсу спланировать систему занятий обучения всех учащихся; определить необходимые и целесообразные средства наглядности.
Цель второго этапа состоит в обучении учащихся приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности. Предварительно учитель создает необходимую эмоциональную атмосферу, условия для индивидуальной работы, он настраивает учащихся на самостоятельную работу.
На фоне самостоятельно работающих учащихся учитель по специальному графику занимается с отдельными из них индивидуально по адаптивным заданиям трех уровней, требующих репродуктивной, частично-поисковой и творческой деятельности. Самостоятельная работа учеников, которая предполагает общение «ученик — ученик», «ученик — группа учеников», осуществляется в парных группах (статических, динамических и вариационных).
Статическая пара объединяет по желанию
двух учеников, которые меняются ролями «учитель-ученик».
Она обеспечивает постоянное общение
друг с другом. В парном общении
активизируется речевая и мыслительная
цельность учащихся, каждый имеет возможность
отвечать на вопросы , объяснять, доказывать, подсказывать,
проверять, оценивать,
исправлять ошибки в момент их
возникновения. В статической паре могут
заниматься два слабых и два сильных ученика,
слабый и сильный.
Динамические пары образуются в рамках микрогруппы, которую создают более чем два ученика. Микрогруппе дается одно общее задание, разбитое на несколько частей для каждого ученика. После выполнения своей
части задания и его контроля со стороны учителя или самоконтроля, школьник обсуждает задание с каждым партнером по микрогруппе. Причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т. д., т. е. адаптироваться к индивидуальным особенностям товарищей.
При работе в вариационных парах каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует результаты вместе с учителем. После этого ученик может проводить по данному вопросу взаимообучение и взаимоконтроль. По окончании работы каждый учащийся усваивает все части содержания учебного задания.
Таким образом, технология адаптивного обучения предполагает разнообразную, гибкую систему организации учебных занятий, учитывают индивидуальные особенности школьников. Объяснение нового материала может занимать весь урок или его часть. То же самое относится и к самостоятельной работе учащихся. Данная технология дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность и последовательность этапы обучения.
Организация обучения в вариационных парах создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые стимулируют познавательный интерес учащихся и способствуют развитию у них учебных и коммуникативных умений и навыков.