Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение сущности понятия технологии обучения в педагогическом процессе.
Задачи:
1. Рассмотрение понятия, признаков, особенностей и требований к технологии обучения, как части педагогической технологии.
2. Изучение особенностей основных технологий обучения.
Введение………………………………………………………....2
1. Понятие «педагогическая технология обучения»………….4
2. Особенности педагогических технологий обучения………..8
2.1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения…………………………………………………………..9
2.2.Технология развивающего обучения……………….……..10
2.3. Технология поэтапного формирования умственных
действий…………………………………………………………12
2.4. Технология коллективного взаимодействия……………………14
2.5. Технология полного усвоения…………………………………..16
2.6. Технология разноуровневого обучения……………………….18
2.7. Технология адаптивного обучения………………………………21
2.8. Технология программированного обучения……………………23
2.9. Технология компьютерного обучения………………………….25
2.10. Технология проблемного обучения………………………….....26
2.11. Технология модульного обучения……………………………...28
2.12. Технология концентрированного обучения………………...….30
2.13. Технология проектного обучения………………………….31
2.14. Технология гарантированного обучения…………………….32
2.15. Технология дистанционного обучения…...……………………34
2.16. Авторские технологии обучения……………………………...36
Заключение…………………………………………………..….38
Список использованной литературы…………………………..40
Оглавление
Введение……………………………………………………….
1. Понятие «педагогическая технология обучения»………….4
2. Особенности
педагогических технологий
2.1. Традиционная (репродуктивная)
технология обучения……………………………
2.2.Технология развивающего обучения……………….……..10
2.3. Технология
поэтапного формирования
действий………………………………………………………
2.4. Технология
коллективного взаимодействия……
2.5. Технология
полного усвоения………………………………….
2.6. Технология разноуровневого обучения……………………….18
2.7. Технология
адаптивного обучения…………………………
2.8. Технология
программированного обучения………
2.9. Технология
компьютерного обучения……………………
2.10. Технология
проблемного обучения…………………………
2.11. Технология модульного обучения……………………………...28
2.12. Технология
концентрированного обучения………
2.13. Технология
проектного обучения………………………….
2.14. Технология
гарантированного обучения……………
2.15. Технология
дистанционного обучения…...………
2.16. Авторские технологии обучения……………………………...36
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………..40
Введение.
Слово “технология” применительно к воспитанию и обучению вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии:
Задача технологии как науки – выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности. В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т.е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Для успешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели, способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К ним относятся специальные методы (методики) и технологии обучения.
Данная работа изучает различные позиции известных педагогов в определении понятия «обучающая технология», и чем она отличается от педагогической технологии. Рассматривает развитие идей в области педагогической технологии обучения. В исследовании сделана попытка рассмотреть основные виды традиционных и современных обучающих технологий, разработанных, как отечественными, так и зарубежными педагогами, разобраны их цели, методики, этапы.
Цель данного исследования: изучение сущности понятия технологии обучения в педагогическом процессе.
Задачи:
Тему технологий обучения рассматривали многие известные педагоги, ей посвятили свои исследования такие известные теоретики и практики от дидактики, как В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман, Я.А. Коменский и др.
1. Понятие «педагогическая технология обучения».
Долгое время термин «технология» оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, относился к технократическому языку. Хотя его буквальное значение («учение о мастерстве») не противоречит задачам педагогики: описанию, объяснению, прогнозированию, проектированию педагогических процессов.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технология обучения, технология воспитания, технология преподавания, образовательная технология, традиционная технология, технология программированного обучения, технология проблемного обучения, авторская технология и т. д.
Первоначально многие педагоги не делали различий между терминами «педагогическая технология», «технология обучения», «обучающая технология». Термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.
Андреев В. И. считает, что педагогическая технология — это синоним проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержании форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.(10;34)
Представляет интерес определение педагогической технологии, которое официально было принято в 1979 г. Ассоциацией по педагогическим коммуникациям и технологии в США: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний».(10;35)
Таким образом, педагогическая технология — это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Следует также обратить внимание на то, что понятие «педагогическая технология» обозначает приемы работы в сфере обучения и воспитании, поэтому понятие «педагогическая технология» шире, чем понятия «технология обучения» и «технология воспитания».
При всем многообразии педагогических технологий существует два пути их появления. В одних случаях технологии возникают из теории (В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, Л. В. Занков, П. Я. Гальперин, Кузьмина и др.), в других случаях технологии вытекают из практики (Ильин, С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, В. В. Шейман и др.).
Что же следует понимать под технологией обучения? Когда возникла идея технологизации обучения?
Идея технологизации обучения является не новой. Еще Я. А. Коменский ратовал за технологизацию обучения. Он призывал к тому, чтобы обучение стало «механическим» (т. е. «технологическим»), стремился отыскать иной порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я. А. Коменский писал: «Для дидактической машины необходимо отыскать: 1) твердо установленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».(3;56)
Со времен Коменского в педагогике было немало попыток сделать обучение похожим на хорошо налаженный механизм. Впоследствии многие представления о технологизации обучения существенно дополнялись и конкретизировались. Особенно идея технологизации обучения актуализировалась с внедрением достижений технического прогресса в различные части теоретической и практической деятельности.
Л. С. Макаренко в своей всемирно известной «Педагогической поэме» писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось по хронологической логике, а всегда по логике моральной проповеди»(8;223). Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства.
Массовое внедрение технологий обучения исследователи относят к периоду 60-х гг. XX столетия и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж. Кэррол, Б. Блум, Д. Брунер, Г. Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отразилась в научных трудах П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, Ю. К. Бабанскoгo, П. М. Эрдиева, В. П. Беспалько, М. В. Кларина и др.
Но есть и противники идеи технологизации в педагогике. Они считают недопустимой вольностью рассматривать творческий, сугубо интимный педагогический процесс как технологический.
Педагогическая технология характеризуется рядом признаков. В. П. Беспалько выделяет следующие (11;344):
- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания;
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлеющей усвоению;
- комплексное применение дидактических, технических, в том числе компьютерных, средств обучения и контроля;
- усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания;
- гарантированность достаточно
высокого уровня качества обучения.
Следует отличать педагогическую технологию
от методики обучения. Отличие заключается
в том, что педагогические технологии
удается воспроизводить и тиражировать и при
этом гарантировать высокое качество
учебно-воспитательного процесса или
решение тех педагогических задач, которые
заложены в педагогической технологии.
Методики часто не гарантируют должного
качества. Вместе с тем методика может
быть доведена до уровня технологии. Например,
имеется определенная методика оценки
знаний. Если она отвечает объективности, надежности,
валидности, то ее можно назвать педагогической
технологией.
Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть педагогическое мастерство. Одна и та же технология может осуществляться разными преподавателями, но в особенностях ее реализации как раз и проявляется их педагогическое мастерство.
Требования к технологическому процессу в обучении. В технологиях обучения степень достижения результатов (завершенности процесса обучения) может определяться двумя способами. Во-первых, средствами контроля, позволяющими получать объективную оценку, а во-вторых. Самим учителем. Он сам может определить завершен процесс или нет.
Таким образом, для разных процессов характерны различные степени технологичности. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль – производить учитель.
В некоторых случаях процесс
обучения, содержащий значительный
элемент общения и
- средства в обучении играют в обучении ведущую роль;
- цель обучения становится
- достижение конечного
2. Особенности педагогических технологий обучения.
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, так как каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Однако по многочисленным сходным и общим признакам можно выделить следующие технологии:
- по уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные);
- по философской
основе: научные и религиозные, гуманистические,
авторитарные;
- по научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, интериоризаторские, развивающие;
- по ориентации на личностные структуры: информационные формирование знаний, умений и навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы);
- по характеру модернизации
Педагогические технологии также классифицируются по доминированию целей и решаемых задач; по применяемой форме организации обучения, по доминирующим методам, которым отдается предпочтение, и другим основаниям.
Однако при большом разнообразии педагогических технологии и современной дидактике сложился общий план их анализа. В каждой технологии автор должен видеть:
- уровень ее применения;
- философскую основу; \
- ведущую концепцию усвоения знаний;
- отличительный характер содержания образования;
- организационные формы обучения;
- преобладающий метод обучения;
- категорию обучаемых.
Более подробно остановимся на некоторых технологиях обучения.
2.1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения.