Педагогическая теория Я.А. Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области механики, которые опрокидывали прежние воззрения на законы природы, и использовал это новое в подходе к проблемам воспитания. Он был убежден в существовании единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.

Содержание

1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
2. О роли воспитания, его целях и задачах
3. Принцип природосообразности воспитания
4. Всеобщее обучение
5. Система школ. Содержание образования
6. Дидактические требования
7. Учение Коменского о материнской школе

Работа содержит 1 файл

пед теория Коменского.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Итак, я заявляю, что это  жестокое отчуждение детей от их матерей  и питание их чужим молоком  кормилиц (если только не вы¬зывается  это каким-либо неизбежным случаем  или слабостью мате¬рей) прежде всего  противно богу и природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совер¬шенно  не заслуживает уважения и достойно сильнейшего порица¬ния.

...9. Если, однако, кому-либо  в этом должно сделать уступку,  то можно будет уступить преимущественно  в двух случаях. Во-пер¬вых,  если мать ребенка страдает  какою-либо заразною болезнью, то  для сохранения крепости детского  здоровья, чтобы дитя не зарази¬лось  чем-либо, его можно будет вверить  другой кормилице. Во-вто¬рых,  если мать отличается дурными  моральными качествами, кото¬рые  могли бы помешать ребенку  усвоить добрые качества, и в  то же время была бы возможность  иметь благочестивую, с хорошим  нравом кормилицу, то я не  возражал бы, чтобы вверить ребенка  этой послед¬ней для усвоения  ребенком лучших качеств души...

...13. ...Весьма многое не  только в отношении тела и  здоровья, но также и в отношении  души и нравственности зависит  от того, какую кто имел кормилицу...

...15. Позже, вместе с молоком, детей можно постепенно при¬учать к другой пище; разумно, однако, начинать с такой пищи, ко¬торая более близка к естественной. Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой. Приучать маленьких детей к лекар-ствам (как у некоторых в обычае) крайне вредно...

...18. И вообще за здоровьем  детей нужно следить с величайшей  тщательностью, так как их небольшое  тело хрупко, кости мягки, кровеносные  сосуды слабы, ни один член  еще не развился вполне и  совершенно. Итак, нужна разумная  предусмотрительность в том, как  ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать  в колыбели, чтобы по неосторожности  не повредить ему, как бы  он не упал из рук, не ушибся, а оттуда — как бы не лишился  зре¬ния или слуха, не стал  хромым или увечным. Ребенок  — более до¬рогое сокровище,  чем золото, но он более хрупок, чем стекло, легко может подвергнуться сотрясению и быть искалеченным, а происхо¬дящий отсюда вред непоправим.

А когда дети начнут сидеть, стоять, бегать, то, чтобы при этом они не ударились обо что-либо, нужны маленькие кресла, повяз¬ки на коленях, колясочки; всегда нужно  начинать'с самого малень¬кого. В  некоторых местах есть обыкновение  повязывать голову детей шапочкой, наподобие подушки, набитой ватой, чтобы, упав, дети не так легко могли  повредить голову. Эта предохранительная  мера может быть применена и к  другим частям тела. От холода и простуды их будет защищать соответствующая  одежда и теплое жилище. Говоря кратко, нужно заботиться о том, чтобы  слабое здоровье детей не потерпело  ущерба от ушибов или от чрезмерного  жара и холода, от обилия пищи или  питья или от голода и жажды, но чтобы во всем имела место умеренность.

Будет также полезным соблюдать  упорядоченный образ жизни, а  именно: несколько раз в день нужно  ребенку ложиться спать и снова  вставать, несколько раз его кормить  или развлекать игрой, так как  это весьма полезно для здоровья и является основой порядка в  будущем. Хотя это кому-нибудь может  показаться смеш¬ным, однако действительно  детей можно приучить к довольно при¬личному и приятному порядку; это доказывают примеры.

И так как наша жизнь  — огонь, а огонь немедленно гас¬нет, если не будет иметь притока воздуха  и постоянного движения, то дети, по необходимос~и, должны иметь свои ежедневные упраж¬нения и движения... Чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быст¬рее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно. Только нужно следить за тем, чтобы  он не ушибся где-нибудь. По¬этому также  для бегания и для упражнения нужно найти безопасное место  для детей и показать такой  способ упражнения, который был бы безвредным, и привлекать кормилиц и нянек для охраны здоровья детей.

Наконец, так как по народной пословице: веселое настро¬ение  — половина здоровья, мало того, по Сираху, веселие сердца есть сама жизнь  человека (30, 23), все родители должны стремиться к то¬му, чтобы у детей  не было недостатка в развлечениях. Например, на первом году настроение у  них подымается движением колыбели, движением рук, пением, щелканием  трещотки, ношением по двору или  по саду или даже поцелуями, объятиями, лишь бы все это происходило осмотрительно. На втором, третьем, четвертом и т. д. году это происходит благодаря приятной с ними или между ними игре, беганью в разные стороны, преследованию, слушанию музыки и каким угодно приятным зрелищам, рисованию и т. д. И чтобы сказать вкратце, ребенку ни в каком случае не нужно отказывать в том, что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств', будет замечен какой-либо инте¬рес, то это будет укреплять тело и дух...

 Глава VI

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО УПРАЖНЯТЬ  ДЕТЕЙ В ПОНИМАНИИ ВЕЩЕЙ

...2. Но обдумайте, родители, когда нужно начинать с детьми  эти упражнения в мудрости. Соломон  говорит, что он получил на¬ставления  от своего отца еще в раннем  детстве. И хотя он был един¬ственным  ребенком у матери, однако она  не препятствовала его обра¬зованию. Равным образом и нашим детям  еще в младенческом возрасте  можно дать понимание природных  и других явлений. Но ка¬ким  образом? Конечно, насколько позволяет  их нежный возраст, т. е. сообразно  с их развитием. Это я покажу  на примере.

Физическая жизнь у  только что родившихся детей заклю¬чается в том, чтобы есть, пить, спать, переваривать пищу, расти. Но это не затрагивает  их интеллекта. Только на втором или  на третьем году они начинают понимать, что такое папа, что такое мама, пища или питье и пр. И скоро  они станут понимать, что мы называем водою, что огнем, что ветром, что  холодом, что жарой, что коровой, что собачкой, а также и неко¬торые общие различия естественных вещей. Это внушат им няньки, обнимая их своими руками, нося кругом и говоря: «Вот лошадь, вот птица, кошка и  т. д.». На четвертом, пятом, шестом году жизни они могут делать все  большие и большие успехи в  понимании тех же самых вещей, так что они будут знать, что  такое камень, песок, грязь, дерево, сук, лист, цветок и пр. Могут также  узнать некоторые плоды: грушу, яблоко, вишню, виноград и пр. Также они  могут называть по имени внешние  члены своего тела и знать вообще их действия. В этом деле могут часто  с ними заниматься отец, мать или  нянька и, показывая то или другое, называть, предлагая им это самое  высказывать, отвечая на вопросы: Что  это? — Ухо. Что ты им де¬лаешь? —  Слушаю. А это что? — Глаз. Для  какой цели? — Чтобы ви¬деть. Как  это называется? — Нога. На что  она? — Чтобы ходить и пр.

Основой оптики будет восприятие, созерцание того, что естественно  для детей: ведь свет — первое, что  можно видеть, и он привлекает к  себе глаза. Однако должно следить за детьми и не позволять им пристально смотреть на слишком сильный свет и на блеск, которые притупляют остроту  зрения, особенно вначале, чтобы не было ослаблено или испорчено  зрение, которое только что укреп¬ляется. Нужно позволять им смотреть на умеренный  свет и на все, что блещет спокойно, а особенно на зеленый свет. На второй и тре¬тий год упражнением  в оптике будет предложение детям  рассматри¬вать что-нибудь раскрашенное и цветное, показывать красоты небес¬ного свода, деревьев, цветков, текущей воды, повязывать их руки и вешать на шею  кораллы, надевать на них красивые одежды и пр., так как все это дети рассматривают с удовольствием. Мало того, острота зрения и мысли  развиваются, если дети смотрят в  зеркало. На четвертом году и в  следующие годы область зрения надо расши¬рять еще больше, так как  иногда можно выводить детей из дома: в огород, поле и пр. или к реке, чтобы они рассматривали животных, деревья, травы, цветы, текущую воду, движение мельничных колес и т. п., что доставляет удовольствие их глазам. Далее, приятно ви¬деть рисунки  в книгах, картины на стенах и  пр. Итак, не следует детей от них  отстранять, а скорее нужно вводить  их во все это.

Начала астрономии дети могут  получить на втором или, в крайнем  случае, на третьем году, смотря на небо и устанавли¬вая различие между  солнцем, луною и звездами. На четвертом  и на пятом году они будут в  состоянии наблюдать, что солнце и луна восходят и заходят; луна иногда бывает полная, иногда наполовину, а  иногда серпом: на эта можно и  должно также указывать. На ше¬стом году можно будет, пожалуй, им сообщить, что зимой дни самые короткие, а ночи самые длинные, напротив, летом день — длинный, а ночь — короткая, и пр.

Начала географии получат  место к концу первого года, когда дети начнут различать свою колыбель и лоно матери. На втором и  на третьем году их география будет  состоять в том, что¬бы знать ту комнату, в которой они живут, и пр. Они  должны раз-личать, когда нужно есть, ложиться спать или идти гулять, где нужно искать света или  тепла. На третьем году они увеличат свои знания по географии, если будут  различать и запоминать названия не только своей комнаты, но и сеней, кухни, спальни, того, что на дво¬ре, в конюшне, огороде, доме и вокруг него. На четвертом году, гуляя, они  узнают дорогу по улице к рынку, к соседу, к дяде, к бабушке, к тетке, к своему воспитателю. А на пятом и на шестом году они должны все это крепко запомнить и понять, что такое город, дерев¬ня, поле, сад, лес, река и пр.

Их нужно также учить  различать время, а именно: что  одно есть день, а другое — ночь, а также, что такое утро, вечер, полдень, полночь; также сколько  раз в день нужно есть, спать, молиться. Это будут первые зачатки хронологии. Далее они узнают, что неделя имеет семь дней и какой день за каким сле¬дует; шесть дней — будни, а седьмой день — праздник; в праздник нужно быть свободным от работ вне дома и нужно посещать храм и присутствовать при богослужении...

С историей и рассказами о минувшем нужно знако¬мить детей, как только они начнут говорить и  притом сначала путем детских  маленьких вопросов: Кто тебе это  дал? Где ты был вчера? Где ты был  в среду? Пусть ребенок отвечает: у деда, у бабки, у тетки и  пр. Какой подарочек ты оттуда принес? Что обещал дать тебе твой крестный отец? и пр. Иное из этого само задержится в памя¬ти, нужно лишь наблюдать (так как детская память начинает со¬бирать себе сокровища), чтобы  она собирала только доброе и полез¬ное  для достижения добродетелей и страха божия...

Экономические познания (т. е. понимание уп¬равления домашним хозяйством) будут начинаться на первом и сле¬дующих годах, когда дети начинают узнавать мать, отца и няньку, а затем  будут узнавать также и других в доме. На третьем году они поймут, что отец и мать в доме распоряжаются, а остальные подчи¬няются. На четвертом  и пятом году жизни они должны приучаться к бережливости; они должны различать свои одежды, предназначаемые  для праздничных дней и для  будней, и первые беречь, не пятнать, не рвать, не пачкать о землю. Отсюда они легко поймут, для какой  цели служат сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки и ключи, а имен¬но, чтобы не каждому был доступ куда угодно. Что касается осталь¬ной необходимой  утвари, то или они сами, смотря на нее, поймут, для чего она предназначается, или узнают от родителей, от нянек, от старших братьев или сестер и  из домашнего разговора. В этих целях  особенно полезно давать детям для  игры деревянные или оло¬вянные лошадки, коров, овечек, колясочки, горшочки, столы, стулья, кружки, кастрюльки; они будут  служить не только для игры, но и  для содействия пониманию вещей. Ведь это и означает учить ма¬леньких детей жизни (Притч. 22, 6), т. е. постепенно открывать им глаза на эти маленькие  вещи, чтобы они не остались слепыми  в больших.

Политические познания детей  в первые годы могут быть весьма незначительны. В самом деле, хотя они слышат, что упоминаются слова: господин, начальник, консул, претор или судья, но так как они не знакомы с тем, что эти лица делают, да если бы даже присутствовали в местах исполнения общественных обязан-ностей, то все-таки не поняли бы сущности политической работы, — не следует и ознакомлять их с этой работой. Все это можно будет изменить, если они приучатся к элементам политического разговора, понемногу постигая (о чем мы упомянем ниже, говоря о развитии нравственности), кому они сами должны повиноваться, кого долж¬ны почитать и уважать, чтобы их обращение с отцом, с матерью и с домашними было разумным. Например, если кто-либо их зовет, они должны откликнуться, встать и выслушать, чего от них хотят. На вопросы, хотя бы это была шутка, должны отвечать деликатно... Кто желает, чтобы ребенок стал разумным, должен вести себя с ним ра¬зумно, а не делать его сперва глупым или совершенно неразвитым, не понимающим, что происходит.

Сильно также развивается  ум детей и их понимание баснями  о животных и другими искусно  сочиненными рассказами. Такого рода маленькие рассказы дети охотно слушают  и легко их запоми¬нают. И так  как в такие искусно составленные басни большей частью вкладывается какая-либо нравственная идея, то их должно предлагать детям с двоякой целью, а именно: чтобы это было зани¬мательно  для ума и чтобы постепенно внедрялось в них то, что не¬когда должно принести им пользу.

...Хотя няньки и родители  во всем этом могли бы при¬нести  детям немало пользы, однако еще  более полезны тут детям сверстники, все равно — рассказывает ли  что-либо один другому или играет  с ним. Одинаковый детский возраст,  одинаковые успехи, нра¬вы и привычки  более способствуют взаимному  развитию, так как

глубиною изобретательности  один другого не превосходит. Между  ними нет никакого стремления к господству одного над другим, ни¬какого принуждения, никакого страха, но одинаковая любовь, ис¬кренность, свободные вопросы  и ответы о каждом деле. Когда  мы вращаемся среди детей, всегда это нам, старшим, не хватает, а этот недостаток является препятствием.

Итак, никто не будет сомневаться  в том, что ребенок будет развивать  ребенка более, чем мог бы это  сделать кто-либо дру¬гой. И поэтому  следует не только позволять, но даже принимать' меры к тому, чтобы дети ежедневно посещали компании детей  и вместе с ними играли на улицах или бегали. Нужно избегать только одного: чтобы дети не входили в  испорченные сообщества, которые, должны принести больше зла, чем пользы... 


Информация о работе Педагогическая теория Я.А. Коменского