Педагогическая теория Я.А. Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области механики, которые опрокидывали прежние воззрения на законы природы, и использовал это новое в подходе к проблемам воспитания. Он был убежден в существовании единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.

Содержание

1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
2. О роли воспитания, его целях и задачах
3. Принцип природосообразности воспитания
4. Всеобщее обучение
5. Система школ. Содержание образования
6. Дидактические требования
7. Учение Коменского о материнской школе

Работа содержит 1 файл

пед теория Коменского.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

Очень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал  до третьего года учить детей под  руководством мате¬рей правильно, не картаво  произносить отдельные звуки  и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал  задавать вопросы, ко-орые бы побуждали  их называть своим именем все, что  они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Комен¬ский рекомендовал проводить также в форме игры.

Наряду с выработкой у  детей умения правильно говорить на родном языке, материнская школа  должна положить начало разви¬тию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно  ставит^ вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке  рас¬сказывать о луке».

Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного  языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно  воз¬буждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать

в его глазах авторитет  будущего учителя. С этой целью он совето¬вал разъяснять детям, как важно  учиться в школе, расположить  детей к учителю, познакомив их с  ним еще до начала занятий.

Учение Коменского о материнской  школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспита¬ния, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную  и четко организованную систе¬му работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными воз¬можностями.

«Материнская школа» фактически явилась первой в мире про¬граммой  воспитания детей дошкольного возраста. В ней освещены основные направления  воспитательной работы: физическре, нрав¬ственное, умственное, трудовое и эстетическое воспитание, развитие речи и подготовка к школе. Идеи Коменского намного  опередили свое время и послужили  тем основанием, на котором развивалась  европейская и мировая педагогическая мысль.

Коменский выдвинул и обосновал  идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для  той эпохи опыт воспита¬ния и  обучения, опираясь на последние научные  данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного  образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.

 

МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА,

ИЛИ О ЗАБОТЛИВОМ ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ

 

Глава I

ТАК КАК ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ДРАГОЦЕННЕЙШИМ ДАРОМ БОЖИИМ И НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМЫМ  СОКРОВИЩЕМ. ТО К НИМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ С ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЗАБОТЛИВОСТЬЮ

...8. Блаженной памяти Филипп  Меланхтон, войдя некогда в  тривиальную школу и взглянув  на толпу учеников, обратился  к ним с такой речью:

«Приветствую вас. почтенные  господа пасторы, докторы, лицен- цинаты, суперинтенданты. Привет вам, знаменитейшие, мудрейшие, славнейшие, ученейшие господа консулы, преторы, судьи, префек¬ты, канцлеры, секретари, магистры, профессора» и пр. Когда неко¬торые из присутствующих встретили это смехом, он отвечал: «Я не шучу, а говорю серьезно. Ведь я вижу детей не такими, какие они теперь, но имею в виду ту цель, для которой нам дают их на воспи¬тание (formandi), и я уверен, что из их числа выйдет несколько та¬ких мужей, хотя среди них, быть может, примешано и несколько высевок и мякины». Смело сказал этот мудрейший муж! Так почему нам с равной уверенностью не провозгласить обо всех детях христи¬ан те славные слова, которые только что были сказаны, если истол¬кователь вечных тайн божиих, Христос, предвозвестил нам, что таковых есть царствие божие (Марк, 10, 14).

9. Но если бы мы поразмыслили  даже над настоящим поло¬жением,  то и то очевидно, почему дети, бесценное благо (в глазах бога), должны быть такими и для  родителей. Прежде всего потому, что они являются еще неоскверненным, а следовательно, и невин¬ным  образом божиим (Ион, 4, 11). Ибо, за  исключением одного только первородного  греха, они еще пока не осквернились  никаким преступным делом, не  умея различать добра от зла,  правой руки от левой...

...12. Что для родителей  дети должны быть милее и  дороже, чем золото и серебро,  жемчуг и драгоценные камни,  — это можно заключить из  взаимного сравнения тех или  других даров божиих. Именно: во-первых, золото, серебро и другие такого  рода предметы суть вещи неодушевленные  и не что иное, как попираемый  ногами прах, лишь немного более  обработанный и очищенный, а  дети — жи¬вые образы живого  бога.

...15. В-четвертых, золото  и серебро происходят из земного  пра¬ха, дети — из самой нашей  сущности. Следовательно, они часть  нашей сущности, и их следует  нам любить не меньше, чем самих  себя. Поэтому в природу всех  животных бог вложил такую  любовь к своим детям, что  иногда за их спасение они  готовы пожертвовать своею собственной  жизнью. Если кто-либо такую любовь  перенес

бы на золото и серебро, то на суде самого бога был бы осужден  за идолопоклонство.

...20. Наконец, серебро,  золото, драгоценные камни не  могут научить нас ничему иному,  чему учат другие творения, а  именно — божественной мудрости, могуществу, благости. А дети нам  даются как зерцало скромности, приветливости, доброты, согласия  и других христианских добродетелей, так как сам господь изрекает: «Если вы не обратитесь и  не станете как дети, то не  войдете в Царство Небесное»  (Матф., 18, 3). Итак, если бог хочет,  чтобы этих детей мы имели  учителями, то, по справедливости, мы полагаем, что мы должны  о них заботиться.

 

 

Глава II

ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ БОГ  ДАЕТ ДЕТЕЙ И К ЧЕМУ СЛЕДУЕТ  СТРЕМИТЬСЯ ПРИ ИХ ВОСПИТАНИИ

... Итак, преимущественное  попечение должно иметь о душе, как о главной части человека, чтобы она могла выйти из  тела как можно лучше украшенной. А о теле нужно заботиться  для того, чтобы оно стало жилищем,  пригодным и достойным бессмертной  души...

Есть две стороны истинной небесной мудрости (к которой человек  должен стремиться и которую у  него должно развивать). Первая — ясное, истинное познание бога и всех его  чудных дел.

Вторая — умение осторожно  и разумно управлять самим  собой и всеми внешними и внутренними  своими действиями, касающимися настоящей  и будущей жизни.

 

Глава III

ЮНОШЕСТВО НЕИЗБЕЖНО НУЖДАЕТСЯ  В ВОСПИТАНИИ И В ПРАВИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Однако никто не должен думать, что юношество само по себе и без усиленного труда может  быть воспитано (в благочестии, добродетелях и в науках). Если прививок, из которого должно вырасти дерево, требует, чтобы  его привили, посадили, поливали, обнесли  изгородью и дали ему подпорки; если материал для деревян¬ной статуи необходимо срубить, расколоть, обскоблить, вырезать, отполировать и окрасить в различные цвета; если коня, быка, осла, мула нужно приучить к тому, чтобы они могли служить человеку; мало того, если сам человек нуждается  в упражнениях, чтобы при-выкнуть  к еде, питью, беганью, разговору, к  хватанию рукой, к работе, — каким  же образом, спрашиваю я, кому-нибудь само со¬бою может достаться обладание  более высокими и более удален¬ными  от внешних чувств качествами веры, добродетели мудрости и знания? Как  это показано в VI главе «Дидактики», это совершенно невозможно.

Именно поэтому бог  возложил на родителей обязанность  с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искус¬но внушать  ему относящееся к познанию бога и страху божию и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют по дороге, ложат¬ся спать или встают (Втор., 6, 7).

...4. Но так как часто родители или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с прене¬брежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, чтобы в каждом государстве образование юно: шества, вместе с правом наказания, поручалось мужам мудрым, благочестивым и почетным.

Их зовут педагогами, магистрами, наставниками и учителями а места, назначенные для таких занятий, коллегиями, гимназиями Из экономики (хозяйства) ребенок должен узнать, кто относится  к составу семьи и кто нет.

Из политик и— узнать какого-либо в государстве консу¬ла (бюргермейстера), сенатора (члена совета) или судью (фогта); равным образом  узнать о том, что граждане иногда собираются на совещания и пр.

Что касается деятельности, то некоторые относятся к действию искусства, касаются ума и языка, например — диалектика, арифме¬тика, геометрия, музыка; некоторые — к  действию руки, например ручные труды  и физические упражнения.

Начала диалектики в первые шесть лет могут быть усвоены  лишь настолько, чтобы ребенок понимал, что такое вопрос, что такое  ответ, и научился на предложенный вопрос отвечать пря¬мо, а не так, чтобы  на вопрос о чесноке рассказывал  о луке.

Основами арифметики будет, если ребенок будет знать, что  такое много или что такое  мало, и будет уметь считать  до 20 или до 60, и будет понимать, что такое число четное или  нечетное, а также, что 3 более 2; 3 и 1=4 и пр.

Из г е о м е  т р и и он узнает, что значит малое или большое, короткое или  длинное, узкое или широкое, тонкое или толстое. Так¬же, что называется четверть, локоть, сажень.

Музыкальные умения детей  будут состоять в том, чтобы спеть  на память какой-нибудь стишок из псалмов  или гимнов.

Началом какого-либо ремесла  или труда будет, если Дети научатся тому, что им так свойственно: рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать,сваливать в кучу,раз¬валивать.

Что касается языка, то он развивается  грамматикой, ри¬торикой и поэтикой.

Грамматика для первых шести лет будет состоять в  том, чтобы ребенок мог назвать  столько вещей, сколько их знает, хотя бы он мог выразить это пока и с ошибками, но ясно и отчетли¬во, чтобы его можно было понять.

Риторика детей будет  состоять в том, чтобы пользо¬ваться  естественными жестами, а также  в том, чтобы подражать тропам и фигурам, которые они слышат.

Начало поэтики будет  заключаться в том, чтобы заучить  наизусть несколько стишков или  рифм.

Далее, нужно обратить внимание на то, как в отдельных этих знаниях  и умениях нужно с детьми идти вперед, не распреде¬ляя материала  с полной точностью по годам или  месяцам (как будет впоследствии в других школах), и именно по следующим  причинам:

Не все родители могут  соблюдать в своем доме такого рода порядок, как это бывает в  общественных школах, где никакие  исклю¬чительные дела не будут нарушать порядка работы.

В этом первом детском возрасте не все дети обладают одинаковыми  способностями: некоторые дети начинают говорить на первом, а некоторые  — только на втором или даже на третьем  году.

Итак, вообще я покажу, каким  образом в первые шесть лет  нужно давать образование детям: (1) в понимании вещей;

в физических трудах и в  ловкости; (3) в искусстве речи; (4) в Нравах и добродетелях; (5) в благочестии; (6) так как основой всего этого  является жизнь и крепкое здоровье, то прежде всего будет указано, каким  образом, при тщательном попечении  родителей, можно сохранить детей  здоровыми и невредимыми.

Глава V

КАКИМ ОБРАЗОМ ДОЛЖНО РАЗВИВАТЬ  У ДЕТЕЙ ЗДОРОВЬЕ И СИЛУ

Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в  здо¬ровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и  трудиться, ибо бог обещает благословение  не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться еще  не могут и не умеют изливать мольбы к богу, то за них должны это делать родители, ста-раясь питать и воспитывать (во славу божию) тех, кого они произ¬вели на свет.

Но прежде всего, так как  обучать детей можно только в  том случае, если они будут живы и здоровы (ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха), то первая забота родителей — обе¬регать здоровье детей. Это обязанность преимущественно  матерей, а потому необходимо здесь  к ним и обратиться с советами.

...4. ...Женщины должны заботиться  о себе, чтобы как-нибудь не  повредить своему ребенку. Поэтому  (1) они должны соблюдать воздержание  и умеренность, чтобы объедением  и опьянением или несвоевременным  постом, очищениями, кровопусканиями,  простуда¬ми и пр. не изнурять  себя и не подрывать своих  сил или чтобы не губить  и не ослаблять своего ребенка.  Итак, женщинам нужно избе¬гать всякого излишества, пока они будут беременными. (2) Они не должны слишком сильно поскальзываться, спотыкаться, на что-либо наталкиваться, обо что-либо ударяться или даже неосторожно сту¬пать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не ок¬репшего во чреве ребенка. (3) Беременной женщине необходимо строго воздерживаться от всяких волнений, чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и пр. Ведь, если она не будет этого остерегаться, у нее должен родить¬ся раздражительный, беспокойный, печальный ребенок. И что еще хуже, вследствие внезапного страха и чрезмерной раздражитель¬ности зародыш может эодиться мертвым или, самое меньшее, быть слабого здоровья. (4) Что касается внешних действий, то беремен¬ная должна следить за тем, чтобы не ослаблять себя излишним сном, вялостью и безделием, но » выполнении работ она должна быть бодрой, при возможно большей быстроте и веселости. Ведь ка¬кою она бывает тогда сама, такого характера она родит и ребенка и пр. Об остальном дадут советы опытные врачи, повивальные бабки и почтенные матери.

Когда ребенок уже родился  на свет, обмыв и очистив его  самым тщательным образом и завернув нежное и слабенькое существо сверху теплыми и мягкими согревающими покровами, родители тот¬час должны позаботиться о соответствующем  для него питании. При этом особенно должно обратить внимание на то, чтобы  мать сама была кормилицей и не отталкивала  от себя своего ребенка и не пре¬кращала  теперь того питания, которым она  начала кормить свое дитя в своей  утробе. Но увы! Напротив того, какой  вредный и за¬служивающий порицания  обычай утвердился, когда некоторые  матери (преимущественно из сословия знатных), наскучив тем, чтобы кормить  своего ребенка, поручают это делать чужим жен¬щинам...

Информация о работе Педагогическая теория Я.А. Коменского