Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, реферат
Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области механики, которые опрокидывали прежние воззрения на законы природы, и использовал это новое в подходе к проблемам воспитания. Он был убежден в существовании единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.
1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
2. О роли воспитания, его целях и задачах
3. Принцип природосообразности воспитания
4. Всеобщее обучение
5. Система школ. Содержание образования
6. Дидактические требования
7. Учение Коменского о материнской школе
Очень ценны указания Коменского по развитию речи у детей. Он советовал до третьего года учить детей под руководством мате¬рей правильно, не картаво произносить отдельные звуки и целые слова. Детям четвертого, пятого, шестого года жизни он предлагал задавать вопросы, ко-орые бы побуждали их называть своим именем все, что они видят дома и чем занимаются, и требовать от них при этом четкой связной речи. Занятия по развитию речи Комен¬ский рекомендовал проводить также в форме игры.
Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке, материнская школа должна положить начало разви¬тию их мышления, которое, по словам Коменского, «проявляется уже в этом возрасте и пускает свои ростки». Он считал необходимым приучать детей правильно ставит^ вопросы и точно отвечать на то, о чем их спрашивают, «а не так, чтобы на вопрос о чесноке рас¬сказывать о луке».
Коменский уделял много внимания подготовке детей к школе родного языка. Он рекомендовал родителям заблаговременно воз¬буждать у ребенка любовь и интерес к школе, высоко поднимать
в его глазах авторитет будущего учителя. С этой целью он совето¬вал разъяснять детям, как важно учиться в школе, расположить детей к учителю, познакомив их с ним еще до начала занятий.
Учение Коменского о материнской школе представляет собой первую попытку создать теорию и методику дошкольного воспита¬ния, определить его цели, содержание, основные средства и методы, предложить тщательно продуманную и четко организованную систе¬му работы с маленькими детьми в соответствии с их возрастными воз¬можностями.
«Материнская школа» фактически
явилась первой в мире про¬граммой
воспитания детей дошкольного возраста.
В ней освещены основные направления
воспитательной работы: физическре, нрав¬ственное,
умственное, трудовое и эстетическое
воспитание, развитие речи и подготовка
к школе. Идеи Коменского намного
опередили свое время и послужили
тем основанием, на котором развивалась
европейская и мировая
Коменский выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Обобщив передовой для той эпохи опыт воспита¬ния и обучения, опираясь на последние научные данные, Коменский впервые научно разработал единую систему народного образования, которая отражала стремление масс к знаниям и была проникнута демократизмом.
МАТЕРИНСКАЯ ШКОЛА,
ИЛИ О ЗАБОТЛИВОМ ВОСПИТАНИИ ЮНОШЕСТВА В ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ЛЕТ
Глава I
ТАК КАК ДЕТИ ЯВЛЯЮТСЯ ДРАГОЦЕННЕЙШИМ ДАРОМ БОЖИИМ И НИ С ЧЕМ НЕ СРАВНИМЫМ СОКРОВИЩЕМ. ТО К НИМ НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ С ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЗАБОТЛИВОСТЬЮ
...8. Блаженной памяти Филипп Меланхтон, войдя некогда в тривиальную школу и взглянув на толпу учеников, обратился к ним с такой речью:
«Приветствую вас. почтенные господа пасторы, докторы, лицен- цинаты, суперинтенданты. Привет вам, знаменитейшие, мудрейшие, славнейшие, ученейшие господа консулы, преторы, судьи, префек¬ты, канцлеры, секретари, магистры, профессора» и пр. Когда неко¬торые из присутствующих встретили это смехом, он отвечал: «Я не шучу, а говорю серьезно. Ведь я вижу детей не такими, какие они теперь, но имею в виду ту цель, для которой нам дают их на воспи¬тание (formandi), и я уверен, что из их числа выйдет несколько та¬ких мужей, хотя среди них, быть может, примешано и несколько высевок и мякины». Смело сказал этот мудрейший муж! Так почему нам с равной уверенностью не провозгласить обо всех детях христи¬ан те славные слова, которые только что были сказаны, если истол¬кователь вечных тайн божиих, Христос, предвозвестил нам, что таковых есть царствие божие (Марк, 10, 14).
9. Но если бы мы поразмыслили
даже над настоящим поло¬
...12. Что для родителей
дети должны быть милее и
дороже, чем золото и серебро,
жемчуг и драгоценные камни,
— это можно заключить из
взаимного сравнения тех или
других даров божиих. Именно: во-первых,
золото, серебро и другие такого
рода предметы суть вещи
...15. В-четвертых, золото
и серебро происходят из
бы на золото и серебро, то на суде самого бога был бы осужден за идолопоклонство.
...20. Наконец, серебро,
золото, драгоценные камни не
могут научить нас ничему
Глава II
ДЛЯ КАКИХ ЦЕЛЕЙ БОГ ДАЕТ ДЕТЕЙ И К ЧЕМУ СЛЕДУЕТ СТРЕМИТЬСЯ ПРИ ИХ ВОСПИТАНИИ
... Итак, преимущественное
попечение должно иметь о душе,
как о главной части человека,
чтобы она могла выйти из
тела как можно лучше
Есть две стороны истинной небесной мудрости (к которой человек должен стремиться и которую у него должно развивать). Первая — ясное, истинное познание бога и всех его чудных дел.
Вторая — умение осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей и будущей жизни.
Глава III
ЮНОШЕСТВО НЕИЗБЕЖНО НУЖДАЕТСЯ В ВОСПИТАНИИ И В ПРАВИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
Однако никто не должен
думать, что юношество само по себе
и без усиленного труда может
быть воспитано (в благочестии, добродетелях
и в науках). Если прививок, из которого
должно вырасти дерево, требует, чтобы
его привили, посадили, поливали, обнесли
изгородью и дали ему подпорки;
если материал для деревян¬ной статуи
необходимо срубить, расколоть, обскоблить,
вырезать, отполировать и окрасить
в различные цвета; если коня, быка,
осла, мула нужно приучить к тому,
чтобы они могли служить
Именно поэтому бог возложил на родителей обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искус¬но внушать ему относящееся к познанию бога и страху божию и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют по дороге, ложат¬ся спать или встают (Втор., 6, 7).
...4. Но так как часто родители или не способны воспитывать детей, или вследствие занятия служебными или семейными делами не имеют времени на это, а другие даже относятся к этому с прене¬брежением, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, чтобы в каждом государстве образование юно: шества, вместе с правом наказания, поручалось мужам мудрым, благочестивым и почетным.
Их зовут педагогами, магистрами, наставниками и учителями а места, назначенные для таких занятий, коллегиями, гимназиями Из экономики (хозяйства) ребенок должен узнать, кто относится к составу семьи и кто нет.
Из политик и— узнать какого-либо в государстве консу¬ла (бюргермейстера), сенатора (члена совета) или судью (фогта); равным образом узнать о том, что граждане иногда собираются на совещания и пр.
Что касается деятельности, то некоторые относятся к действию искусства, касаются ума и языка, например — диалектика, арифме¬тика, геометрия, музыка; некоторые — к действию руки, например ручные труды и физические упражнения.
Начала диалектики в первые шесть лет могут быть усвоены лишь настолько, чтобы ребенок понимал, что такое вопрос, что такое ответ, и научился на предложенный вопрос отвечать пря¬мо, а не так, чтобы на вопрос о чесноке рассказывал о луке.
Основами арифметики будет, если ребенок будет знать, что такое много или что такое мало, и будет уметь считать до 20 или до 60, и будет понимать, что такое число четное или нечетное, а также, что 3 более 2; 3 и 1=4 и пр.
Из г е о м е т р и и он узнает, что значит малое или большое, короткое или длинное, узкое или широкое, тонкое или толстое. Так¬же, что называется четверть, локоть, сажень.
Музыкальные умения детей будут состоять в том, чтобы спеть на память какой-нибудь стишок из псалмов или гимнов.
Началом какого-либо ремесла
или труда будет, если Дети научатся
тому, что им так свойственно: рубить,
колоть, сечь, строить, располагать, связывать,
развязывать,сваливать в кучу,
Что касается языка, то он развивается грамматикой, ри¬торикой и поэтикой.
Грамматика для первых шести лет будет состоять в том, чтобы ребенок мог назвать столько вещей, сколько их знает, хотя бы он мог выразить это пока и с ошибками, но ясно и отчетли¬во, чтобы его можно было понять.
Риторика детей будет состоять в том, чтобы пользо¬ваться естественными жестами, а также в том, чтобы подражать тропам и фигурам, которые они слышат.
Начало поэтики будет заключаться в том, чтобы заучить наизусть несколько стишков или рифм.
Далее, нужно обратить внимание на то, как в отдельных этих знаниях и умениях нужно с детьми идти вперед, не распреде¬ляя материала с полной точностью по годам или месяцам (как будет впоследствии в других школах), и именно по следующим причинам:
Не все родители могут соблюдать в своем доме такого рода порядок, как это бывает в общественных школах, где никакие исклю¬чительные дела не будут нарушать порядка работы.
В этом первом детском возрасте не все дети обладают одинаковыми способностями: некоторые дети начинают говорить на первом, а некоторые — только на втором или даже на третьем году.
Итак, вообще я покажу, каким образом в первые шесть лет нужно давать образование детям: (1) в понимании вещей;
в физических трудах и в ловкости; (3) в искусстве речи; (4) в Нравах и добродетелях; (5) в благочестии; (6) так как основой всего этого является жизнь и крепкое здоровье, то прежде всего будет указано, каким образом, при тщательном попечении родителей, можно сохранить детей здоровыми и невредимыми.
Глава V
КАКИМ ОБРАЗОМ ДОЛЖНО РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ЗДОРОВЬЕ И СИЛУ
Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здо¬ровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться, ибо бог обещает благословение не праздным людям, а трудолюбивым. Так как дети трудиться еще не могут и не умеют изливать мольбы к богу, то за них должны это делать родители, ста-раясь питать и воспитывать (во славу божию) тех, кого они произ¬вели на свет.
Но прежде всего, так как
обучать детей можно только в
том случае, если они будут живы
и здоровы (ведь с больными и хилыми
не достигнешь никакого успеха), то первая
забота родителей — обе¬регать здоровье
детей. Это обязанность
...4. ...Женщины должны заботиться
о себе, чтобы как-нибудь не
повредить своему ребенку.
Когда ребенок уже родился на свет, обмыв и очистив его самым тщательным образом и завернув нежное и слабенькое существо сверху теплыми и мягкими согревающими покровами, родители тот¬час должны позаботиться о соответствующем для него питании. При этом особенно должно обратить внимание на то, чтобы мать сама была кормилицей и не отталкивала от себя своего ребенка и не пре¬кращала теперь того питания, которым она начала кормить свое дитя в своей утробе. Но увы! Напротив того, какой вредный и за¬служивающий порицания обычай утвердился, когда некоторые матери (преимущественно из сословия знатных), наскучив тем, чтобы кормить своего ребенка, поручают это делать чужим жен¬щинам...