Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, реферат
Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области механики, которые опрокидывали прежние воззрения на законы природы, и использовал это новое в подходе к проблемам воспитания. Он был убежден в существовании единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.
1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
2. О роли воспитания, его целях и задачах
3. Принцип природосообразности воспитания
4. Всеобщее обучение
5. Система школ. Содержание образования
6. Дидактические требования
7. Учение Коменского о материнской школе
Содержание:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО
На протяжении XVII—XIX вв., в эпоху восходящего капитализма, происходит дальнейшее развитие педагогики и выделение ее в самостоятельную область зна¬ния. В это время во всех странах появляются педагогические теории, которые стали важной частью национальной культуры. Труды выдающихся педагогов Западной Европы: Я. А. Коменского, Д. Локка, французских материалистов, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Р. Оуэна, Ш. Фурье и других — оказали влияние на мировую педагогическую мысль.
Становление буржуазной педагогики
в эпоху капитализма было обусловлено
стремительным развитием
Период домонополистического
капитализма характеризуется
В XVII—XVIII столетиях в связи
с развитием мануфактуры
Быстрое развитие капитализма
в Западной Европе после французской
буржуаз¬ной революции, промышленный
переворот конца XVIII — начала XIX в.
повлекли за собой значительные сдвиги
в социальной структуре общества;
изменился состав рабочего класса,
в нем большое место заняла
женщина. Выдвигается неотложная задача
— создание учреждений для воспитания
детей трудящихся, развертывания
общественного дошкольного
Возникают и относительно быстро распространяются, кдк правило, буржуазно- благотворительные учреждения, созданные для воспитания детей «бедных классов» в духе буржуазной морали, — мониториальные школы (сначала в Англии, а затем и во Франции, в Италии, Америке, Швейцарии и др.).
Воспитание детей дошкольного возраста становится специальной функцией об-щества и со своей стороны определяет необходимость формирования теории об-щественного воспитания. В педагогических трудах вопросы воспитания детей до-школьного возраста занимают большее место (А. Я. Коменский, Г. Песталоцци), возникают теории общественного дошкольного воспитания, непосредственно обслу-живающие практику, отражающие и вместе с тем направляющие ее (Ф. Фребель, Р. Оуэн, Ш. Фурье).
Появляются руководства
для учредителей дошкольных учреждений,
специаль¬ная печать, возникают организации
по распространению идей общественного
до¬школьного воспитания («Общество
по устройству школ для маленьких
детей» — в Англии, учреждения для
подготовки работников дошкольных учреждений
— во Франции), составляются прэграммы
для дошкольных учреждений, в учебных
пла¬нах подготовки дошкольные работников
предусматривается изучение теории
до¬школьного воспитания. Возникает
новый вид педагогической профессии
— воспита¬тель детского сада. Значительное
место в дошкольной педагогике начинают
занимать вопросы подготовки детей
к школе (в 1818 г. с этой целью в
Америке организуются «первоначальные
школы»); взаимоотношений семейного
и общественного воспита¬ния; роли
игры, деятельности ребенка в его
развитии; выдвигается проблема сен¬сорного
воспитания. Расширяются международные
связи благодаря переводам об¬
Во второй половине XIX в. в
большинстве стран
Историческое значение в развитии общественного дошкольного воспитания имел опыт Парижской коммуны, поставившей все дело воспитания и образования на службу трудящимся, объявившей школу всеобщей, бесплатной и светской и изгнавшей пред-ставителей культов из воспитательных учреждений.
К середине XIX в. усиливается революционное движение трудящихся против капитализма. Развивается н крепнет организованность рабочего класса, призван¬ного историей быть ведущей силой социалистического преобразования общества. Возникает первая международная коммунистическая организация рабочего класса (Союз коммунистов), которая, разрабатывая свою программу, включает в нее тре¬бования в области народного образования, в том числе общественного воспитания детей с малых лет.
XIX век ознаменовался
Ян Амос Коменский (1592—1670).
Родился Коменский в местечке
Нивница (южная Моравия), в семье
члена протестантской общины Чешских
братьев. Первоначальное образование
получил в братской школе, затем
в Герборнском и
Деятельность Коменского
протекала в период разложения феодальной
формации и становления
Свою педагогику Коменский
построил на основе прогрессивных сенсуалисти-
Улучшение мира, его переделка, по Коменскому, возможны лишь путем всеоб¬щего, равного для всех детей обоего пола образования и воспитания, вооружения подрастающего поколения реальными знаниями с помощью методов, облегчающих учение и делающих его радостным.
В многочисленных трудах Я. А. Коменского была впервые представлена раз-вернутая система обучения и воспитания от рождения до зрелости и заложены основы педагогики как самостоятельной области знаний.
Коменский чутко следил за
развитием наук, открытиями в области
механики, которые опрокидывали прежние
воззрения на законы природы, и использовал
это новое в подходе к
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.
Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике», в 1633 г. Коменский составил для матерей, независимо от их сословной принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы — «Материнская школа». В нем дана тщательно разработанная программа, а также методика воспитания и обучения маленьких детей. Развивая мысли Аристотеля, Квинтилиана, Коменский выделил главу «Каким образом родители должны готовить детей к школе», где обстоятельно изложил методику эмоциональной подготовки детей к школе, выдвинул показатели их готовности к систематическому обучению. «Материнская школа» — первый в истории труд, посвященный дошкольному воспитанию, который вместе с тем положил начало самостоятельной разработке специфических проблем дошкольной педагогики.
Коменский создал замечательное
дидактическое пособие для
О РОЛИ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ
Взгляды Коменского на ребенка,
его развитие и воспитание коренным
образом отличались от средневековых
представлений. Вслед за гуманистами
эпохи Возрождения Коменский
отвергал религиозные измышления о
греховности природы человека, хотя
и не освободился еще от влияния
религии. Так, он полагал, что те способности,
которыми все дети обладают от рождения,—
это «дары божьи», но в то же время
он правильно указывал, что развиваются
они только в процессе воспитания.
Коменский верил в огромную роль
воспитания в развитии человека и
утверждал, что благодаря воспитанию
«из всякого ребенка можно
сделать человека», что все дети
при умелом к ним педагогическом
подходе могут стать воспитан¬
Взгляды Коменского на ребенка как на существо развивающееся, его вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными, это подтверждено историей».
Хотя Коменский считал, что земная жизнь является «только подготовлением к вечной жизни», и стремился воспитать верующего христианина, его идеалом, соответствующим прогрессивным требо¬ваниям нового времени, являлся человек, способный «знать, дей¬ствовать и говорить». Поэтому он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.
ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природо¬сообразным. Борясь с распространенными тогда схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве «учить всех всему», исходить из указаний природы, учитывать индивидуаль¬ные особенности ребенка.
Следуя установившимся в эпоху Возрождения взглядам на чело¬века, Коменский считал его частью природы и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено единым и универсаль¬ным законам. Коменский помышлял о создании «всеобщего есте¬ственного метода», который вытекает из «природы вещей» и основы-вается, по его словам, «на самой человеческой природе». Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам на явления природы и примеры человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены. Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части.
Но следует иметь в виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагоги-ческую практику.
Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В противовес схоластической школе, которая не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого цм как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. «Мы,— говорил он,— решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».
Но понимание Коменским принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.
ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел «учить всех всему». Он требовал всеобщего обучения, кото¬рое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек все должны получать образование, «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин». Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.