Педагогическая теория Я.А. Коменского

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, реферат

Описание работы

Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области механики, которые опрокидывали прежние воззрения на законы природы, и использовал это новое в подходе к проблемам воспитания. Он был убежден в существовании единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.

Содержание

1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
2. О роли воспитания, его целях и задачах
3. Принцип природосообразности воспитания
4. Всеобщее обучение
5. Система школ. Содержание образования
6. Дидактические требования
7. Учение Коменского о материнской школе

Работа содержит 1 файл

пед теория Коменского.docx

— 54.29 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

  1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
  2. О роли воспитания, его целях и задачах
  3. Принцип природосообразности воспитания
  4. Всеобщее обучение
  5. Система школ. Содержание образования
  6. Дидактические требования
  7. Учение Коменского о материнской школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ТЕОРИЯ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

       На протяжении XVII—XIX вв., в эпоху восходящего капитализма, происходит дальнейшее развитие педагогики и выделение ее в самостоятельную область зна¬ния. В это время во всех странах появляются педагогические теории, которые стали важной частью национальной культуры. Труды выдающихся педагогов Западной Европы: Я. А. Коменского, Д. Локка, французских материалистов, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, Р. Оуэна, Ш. Фурье и других — оказали влияние на мировую педагогическую мысль.

Становление буржуазной педагогики в эпоху капитализма было обусловлено  стремительным развитием производительных сил, все расширяющейся потребностью в образованных работниках различных  профессий. Это способствовало активиза¬ции поисков эффективных способов обучения и воспитания кадров для различных  сфер производства. Возросшая роль педагогики определялась и потребностью буржу¬азии утвердить воспитательные идеалы, отвечающие ее интересам, обосновать и укрепить капиталистический строй. Педагогика буржуазного общества развивалась  в острой борьбе различных идеологических направлений. Большое значение для  формирования педагогики как науки  имели достижения в области естественных и социальных наук.

Период домонополистического капитализма характеризуется быстрым  разви¬тием теории и практики дошкольного  воспитания, возникновением общественного  воспитания маленьких детей.

В XVII—XVIII столетиях в связи  с развитием мануфактуры ощущается  не-обходимость в общественном обслуживании детей, матери которых привлекались к производственной деятельности. Создаются различные частные платные детские учреждения («Школы для плетения из соломы», «Школы вязания кружев», «Жен¬ские школы» — Англия), а также благотворительные учреждения для дошколь¬ников, функционировавшие непродолжительное время, — «Игральные школы», «Школы охраны маленьких детей» (Германия), «Убежища» (Франция). Среди них выделялись организованные И. Оберлином «Вязальные школы» для крестьянских детей, которые оставили значительный след в истории общественного дошкольного воспитания.

Быстрое развитие капитализма  в Западной Европе после французской  буржуаз¬ной революции, промышленный переворот конца XVIII — начала XIX в. повлекли за собой значительные сдвиги в социальной структуре общества; изменился состав рабочего класса, в нем большое место заняла женщина. Выдвигается неотложная задача — создание учреждений для воспитания детей трудящихся, развертывания  общественного дошкольного воспитания.

Возникают и относительно быстро распространяются, кдк правило, буржуазно- благотворительные учреждения, созданные для воспитания детей  «бедных классов» в духе буржуазной морали, — мониториальные школы (сначала  в Англии, а затем и во Франции, в Италии, Америке, Швейцарии и  др.).

Воспитание детей дошкольного  возраста становится специальной функцией об-щества и со своей стороны определяет необходимость формирования теории об-щественного воспитания. В педагогических трудах вопросы воспитания детей  до-школьного возраста занимают большее  место (А. Я. Коменский, Г. Песталоцци), возникают  теории общественного дошкольного  воспитания, непосредственно обслу-живающие практику, отражающие и вместе с  тем направляющие ее (Ф. Фребель, Р. Оуэн, Ш. Фурье).

Появляются руководства  для учредителей дошкольных учреждений, специаль¬ная печать, возникают организации  по распространению идей общественного  до¬школьного воспитания («Общество  по устройству школ для маленьких  детей» — в Англии, учреждения для  подготовки работников дошкольных учреждений — во Франции), составляются прэграммы  для дошкольных учреждений, в учебных  пла¬нах подготовки дошкольные работников предусматривается изучение теории до¬школьного воспитания. Возникает  новый вид педагогической профессии  — воспита¬тель детского сада. Значительное место в дошкольной педагогике начинают занимать вопросы подготовки детей  к школе (в 1818 г. с этой целью в  Америке организуются «первоначальные  школы»); взаимоотношений семейного  и общественного воспита¬ния; роли игры, деятельности ребенка в его  развитии; выдвигается проблема сен¬сорного  воспитания. Расширяются международные  связи благодаря переводам об¬щепризнанных  произведений, обмену мнениями в педагогической печати.

Во второй половине XIX в. в  большинстве стран мониториальная система отме-няется и (в практике) утверждается система Фребеля. За учреждениями дошкольного воспитания закрепляется название «детский сад».

Историческое значение в  развитии общественного дошкольного  воспитания имел опыт Парижской коммуны, поставившей все дело воспитания и образования на службу трудящимся, объявившей школу всеобщей, бесплатной и светской и изгнавшей пред-ставителей культов из воспитательных учреждений.

К середине XIX в. усиливается  революционное движение трудящихся против капитализма. Развивается н  крепнет организованность рабочего класса, призван¬ного историей быть ведущей силой социалистического преобразования общества. Возникает первая международная коммунистическая организация рабочего класса (Союз коммунистов), которая, разрабатывая свою программу, включает в нее тре¬бования в области народного образования, в том числе общественного воспитания детей с малых лет.

XIX век ознаменовался революционным  переворотом в идеологии. Возникает  марксизм — подлинно научная  философия, теория коммунизма, составным  элемен¬том которой является  учение о всестороннем коммунистическом  воспитании.

 

Ян Амос Коменский (1592—1670). 

Родился Коменский в местечке Нивница (южная Моравия), в семье  члена протестантской общины Чешских  братьев. Первоначальное образование  получил в братской школе, затем  в Герборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. По окончании образования был назначен учителем братской школы, затем стал проповедником, а позднее одним из руководителей общины. В ходе 30-летней войны, которую чешский народ вел против социального и религиозного неравенства, на Чешских братьев обрушились преследования и гонения. Коменский вынужден был покинуть родину и свыше 40 лет провел в разных странах Европы, где занимался педагогической и общественной деятельностью.

Деятельность Коменского протекала в период разложения феодальной формации и становления капиталистического строя; борьбы с безраздельным господством  церкви, ее догматами; утверждения материалистических элементов в философии.

Свою педагогику Коменский  построил на основе прогрессивных сенсуалисти-ческих взглядов, демократических устремлений, передового педагогического опыта  его времени.

Улучшение мира, его переделка, по Коменскому, возможны лишь путем  всеоб¬щего, равного для всех детей  обоего пола образования и воспитания, вооружения подрастающего поколения  реальными знаниями с помощью  методов, облегчающих учение и делающих его радостным.

В многочисленных трудах Я. А. Коменского была впервые представлена раз-вернутая система обучения и  воспитания от рождения до зрелости и  заложены основы педагогики как самостоятельной  области знаний.

Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области  механики, которые опрокидывали прежние  воззрения на законы природы, и использовал  это новое в подходе к проблемам  воспитания. Он был убежден в существовании  единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.

В фундаментальном труде  «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.

Развивая идеи, изложенные в «Великой дидактике», в 1633 г. Коменский составил для матерей, независимо от их сословной принадлежности, руководство по воспитанию детей до школы — «Материнская школа». В нем дана тщательно разработанная программа, а также методика воспитания и обучения маленьких детей. Развивая мысли Аристотеля, Квинтилиана, Коменский выделил главу «Каким образом родители должны готовить детей к школе», где обстоятельно изложил методику эмоциональной подготовки детей к школе, выдвинул показатели их готовности к систематическому обучению. «Материнская школа» — первый в истории труд, посвященный дошкольному воспитанию, который вместе с тем положил начало самостоятельной разработке специфических проблем дошкольной педагогики.

Коменский создал замечательное  дидактическое пособие для наглядного обу¬чения детей в начальной  школе и семье — «Мир чувственных  вещей в картинках» — первую в  мире детскую энциклопедию, которая  открыла перед малышом реальный мир природы в его разнообразии, общественную жизнь во всех ее главных  проявле¬ниях.

 

О РОЛИ ВОСПИТАНИЯ, ЕГО ЦЕЛЯХ  И ЗАДАЧАХ

Взгляды Коменского на ребенка, его развитие и воспитание коренным образом отличались от средневековых  представлений. Вслед за гуманистами  эпохи Возрождения Коменский  отвергал религиозные измышления о  греховности природы человека, хотя и не освободился еще от влияния  религии. Так, он полагал, что те способности, которыми все дети обладают от рождения,—  это «дары божьи», но в то же время  он правильно указывал, что развиваются  они только в процессе воспитания. Коменский верил в огромную роль воспитания в развитии человека и  утверждал, что благодаря воспитанию «из всякого ребенка можно  сделать человека», что все дети при умелом к ним педагогическом подходе могут стать воспитан¬ными  и образованными.

Взгляды Коменского на ребенка  как на существо развивающееся, его  вера в силу и возможности воспитания были прогрессивными, это подтверждено историей».

Хотя Коменский считал, что земная жизнь является «только  подготовлением к вечной жизни», и  стремился воспитать верующего  христианина, его идеалом, соответствующим  прогрессивным требо¬ваниям нового времени, являлся человек, способный  «знать, дей¬ствовать и говорить». Поэтому  он полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях  все их физические и духовные силы, помогать им постоянно совершенствоваться.

 

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ  ВОСПИТАНИЯ

Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природо¬сообразным. Борясь с распространенными тогда  схоластическими методами обучения, великий педагог призывал в искусстве  «учить всех всему», исходить из указаний природы, учитывать индивидуаль¬ные  особенности ребенка.

Следуя установившимся в  эпоху Возрождения взглядам на чело¬века, Коменский считал его частью природы  и утверждал, что все в природе, включая и человека, подчинено  единым и универсаль¬ным законам. Коменский  помышлял о создании «всеобщего есте¬ственного метода», который вытекает из «природы вещей» и основы-вается, по его словам, «на самой человеческой природе». Поэтому, обосновывая свои педагогические положения, он часто прибегал к ссылкам  на явления природы и примеры  человеческой деятельности. Например, желая доказать, что преподавание следует начинать с общего ознакомления с предметом, с целостного восприятия его детьми, а уже затем переходить к изучению отдельных его сторон, Коменский говорил, что природа все начинает с самого общего и кончает частным так, при образовании из яйца птицы сначала возникает общее ее очертание и только затем постепенно развиваются отдельные члены. Подобно этому, по словам Коменского, действует и художник, который сначала делает общий набросок изображаемого предмета, а потом уже вырисовывает отдельные его части.

Но следует иметь в  виду, что частые ссылки на природу и деятельность людей были у Коменского лишь своеобразным приемом для подтверждения правильности его педагогических положений. Подобные примеры помогали ему обосновать его собственный богатый педагогический опыт и современную ему передовую педагоги-ческую практику.

Коменский глубоко проникал в природу процесса обучения. В  противовес схоластической школе, которая  не считалась с психикой детей, он стремился построить обучение на знании законов развития человека, рассматриваемого цм как часть природы. Природосообразным, по Коменскому, является только такое обучение, которое строится с учетом возрастных особенностей детей. «Мы,— говорил он,— решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей».

Но понимание Коменским  принципа природосообразности воспитания было исторически ограниченным: в то время он не мог еще понять своеобразия развития человека как существа общественного и ошибочно полагал, что это развитие определяется только естественными законами.

 

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

Считая, что все дети способны воспринять знания, Коменский хотел  «учить всех всему». Он требовал всеобщего  обучения, кото¬рое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек все должны получать образование, «вплоть до ремесленников, мужиков, носильщиков и женщин». Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.

Информация о работе Педагогическая теория Я.А. Коменского