Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:36, реферат
Коменский чутко следил за развитием наук, открытиями в области механики, которые опрокидывали прежние воззрения на законы природы, и использовал это новое в подходе к проблемам воспитания. Он был убежден в существовании единых законов развития физических, биологических, социальных явлений; первый сформулировал назначение педагогики вскрывать законы воспитательной деятельности, чтобы искусство обрабатывать человеческий ум превратить «в самую убедительную достоверность по образцу деятельности ремесленника». В своих трудах Коменский действительно открыл целый ряд закономерностей воспитательного процесса.
В фундаментальном труде «Великая дидактика» Коменский впервые сформулировал дидактические принципы, которые в известной мере не утратили своего значения до настоящего времени. В этом произведении Коменский раскрыл содержание и методы работы всех ступеней, провозглашенной им системы образования. Одна из глав «Великой дидактики» (XXVIII) — «Идея материнской школы» — посвящена ее первой ступени.
1. Педагогическая деятельность Я. А. Коменского
2. О роли воспитания, его целях и задачах
3. Принцип природосообразности воспитания
4. Всеобщее обучение
5. Система школ. Содержание образования
6. Дидактические требования
7. Учение Коменского о материнской школе
Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. 'Веря в силу человеческого разума, он мечтал о такой школе, которая была бы «истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости». Коменский решительно осуждал школы, в которых процесс обучения состоял в зубрежке непонятных детям религиозных текстов, называл их «пугалом для мальчиков и застенком для умов» и требовал их коренного преобразования.
СИСТЕМА ШКОЛ. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответ-ствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет Коменский предлагал особую материнскую школу, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Все дети от б до 12 лет обучаются в школе родного языка, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, посещают латинскую школу, или гимназию, создаваемую в каждом большом городе, и, наконец, для молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, готовящихся стать учеными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием.
Демократ Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.
Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения. Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать «с простейших элементов» и знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углублять¬ся» подобно дереву, которое год от года, пуская новые корни и ветви, все более укрепляется, разрастается и приносит больше плодов.
В те времена, когда обучение велось еще на латинском языке, весьма прогрессивным было требование Коменского сделать начальную школу школой родного языка. Великий педагог руководствовал¬ся при этом демократическим стремлением сделать науку доступной народу. В начальной школе, считал Коменский, дети должны научить¬ся свободно читать и писать, познакомиться с арифметикой и некоторыми элементами геометрии, получить элементарные знания по географии и естествоведению. Хотя Коменский в разработанной им программе школы родного языка отводил еще большое место религиозному обучению, она была, несомненно, прогрессивной для его времени, когда начальная школа давала крайне убогие знания. Очень ценным было мнение Коменского о том, что учащиеся должны «ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чем, касающемся человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии легче обнаружилась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание».
Значительно расширял Коменский и круг знаний, которые давала современная ему средняя школа. Сохраняя латинский язык и «семь свободных наук», Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. При этом он предлагал изменить установленный в средневековой школе порядок прохождения наук.
После изучения языка (грамматики) он считал целесообразным перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, т. е. развитием речи и мышления учащихся следует заниматься по приобретении ими реальных знаний. «Словам нужно учить и учиться только в соединении с вещами»,— писал Коменский.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Задавшись целью создать «всеобщее искусство всех учить всему», преобразовать современную ему школу, Коменский выдвинул новые дидактические требования, которые имели большое значение для дальнейшего развития педагогической мысли и школьной практики.
Опираясь на положения материалистической философии, Коменский утверждал, что «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Исходя из этого он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности при обучении говорили и до Коменского, например педагоги-гуманисты эпохи Возрождения, но именно он первым стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их е привлечением всех органов чувств.
Великий чешский педагог установил «золотое правило» дидактики, согласно которому следует «все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствам, а именно: видимое — для восприятия зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Принцип наглядности следует осуществлять путем непосредственного ознакомления детей с предметами. Нужно, писал Коменский, чтобы люди «черпали свою мудрость не из книг, но из созерцания земли и неба, дуба и бука»; в том случае, если это почему-либо невозможно, следует обращаться к картинкам, изображающим предметы, или к их моделям.
Непременным условием усвоения учащимися материала Коменский считал наличие у них интереса и внимания к учению. Он предлагал всеми средствами возбуждать в учениках жажду знаний и давал по этому вопросу ряд конкретных указаний: следует разъяснять ученикам значение того, что они изучают, пользу, которую им принесут их знания, нужно поощрять детскую любознательность, стараться делать обучение легким, приятным для; учащихся.
Для того чтобы знания были доступны учащимся, Коменский рекомендавал идти в обучении от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от Фактов к выводам, от легкого к трудному, от близкого к далекому. Примеры он советовал предпосылать пра- вилам.
Много внимания уделял Коменский последовательности обучения. Занятия, по его мнению, должны быть построены таким образом, чтобы «предшествующее пролагало путь к последующему», т. е. новый материал должен быть преподнесен лишь после того, как усвоен предыдущий, а изучение нового должно, в свою очередь, содействовать закреплению предыдущего.
Коменский впервые обосновал необходимость классно-урочной системы, при которой один учитель одновременно работает со всем классом по определенному учебному материалу. Учебный год, по мнению Коменского, должен для всех учащихся начинаться и кончаться одновременно, занятия последовательно чередоваться с отдыхом. Учебный день должен быть строго регламентирован в соответствии с возрастными возможностями учащихся разных классов.
Большое значение Коменский придавал внешнему виду школы. Он говорил, что школьное помещение должно быть просторным, светлым, чистым, украшенным картинами; при школе нужно посадить сад, чтобы он ласкал взоры детей деревьями, цветами, травами; в школе должна господствовать атмосфера бодрого, радостного, полезного труда.
И противовес распространенному в то время пренебрежительному отношению к учителям Коменский высоко оценивал общественное значение их деятельности. «Им,— писал он,— вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем». Он считал, что именно от учителя, который должен быть мастером своего дела и в совершенстве владеть искусством обучения, зависит успех работы школы; наиболее умелые и опытные учителя должны заниматься с начинающими, так как очень важно направить первые шаги ученика; учитель должен быть примером для своих учеников как в отношении внешнего вида, так и в отношении духовного облика и поведения, поэтому нужно, чтобы учителями становились люди честные и деятельные, которые любят свою профессию и постоянно заботятся о самосовершенствовании.
Коменский считал, что в каждом классе для учащихся следует составлять специальные учебники, в которые включать весь необходимый материал по предмету, изложенный в системе. Учебники должны быть написаны точным и понятным языком и служить «вернейшей картиной мира»; нужно, чтобы и их внешний вид был привлекательным для детей. Коменский сам создал ряд замечательных учебных книг. Одной из таких книг является его «Мир чувственных вещей в картинках». Этот учебник, предназначенный как для обучения детей латинскому языку в школе, так и для первоначальных занятий родным языком в семье и школе, был впервые в истории учебной литературы снабжен многочисленными иллюстрациями: в нем 150 рисунков, исполненных самим Коменским с большим художественным мастерством. Эта книга произвела в свое время переворот в постановке преподавания родного и латинского языков. Учебник был переведен на многие языки и в течение более чем полутора столетий служил образцом книги для первоначального обучения детей в семье и школе.
В России учебные книги Коменского, в том числе «Мир чувственных вещей в картинках», начали использовать в конце XVII в.; ими пользовались в учебных заведениях Москвы и Петербурга и в начале XVIII в. К этому времени относится первый русский руко¬писный перевод учебных книг Коменского. Первое печатное издание «Мира чувственных вещей в картинках» было осуществлено во второй половине XVIII в. Московским университетом.
УЧЕНИЕ КОМЕНСКОГО О МАТЕРИНСКОЙ ШКОЛЕ
Коменский был одним из первых педагогов, занимавшихся под¬робной разработкой вопросов дошкольного воспитания.
Для детей от рождения до б лет он предназначал материнскую школу, под которой подразумевал не общественное учреждение, а своеобразную форму семейного воспитания. Материнской школе Коменский посвятил большую главу своей «Великой дидактики» и специальное сочинение под названием «Материнская школа». Этой ступени воспитания он придавал очень большое значение, рассматривая ее как первую и важнейшую часть всей разработанной им системы воспитания и образования подрастающего поколения.
В материнской школе должны
закладываться основы физическо¬го,
нравственного и умственного
развития детей. При этом Коменский
напоминал, что физические и духовные
силы ребенка развиваются
Игру Коменский справедливо рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Он требовал, чтобы родители не мешали детским играм, а сами принимали в них участие, направ¬ляя их в правильное русло: «Пусть они (дети) будут теми муравья-ми, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, скла¬дывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно». Подчеркивая образователь¬ное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он указывал и на воспитательную роль игры в деле сближения ребрнка с его сверстниками и рекомендовал родителям организовы¬вать и поощрять совместные игры и развлечения детей друг с другом.
Наставления Коменского в
области нравственного
В области умственного воспитания Коменский ставил перед ма¬теринской школой задачу способствовать накоплению детьми с помощью органов чувств возможно большего запаса конкретных представлений об окружающем мире, развивать их мышление и речь, с тем чтобы подготовить их к дальнейшему систематическому обучению в школе. Коменский полагал, что в первые шесть лет жизни ребенок должен узнать из области естествознания, что такое огонь, воздух, вода и земля, дождь, снег, лед, свинец, железо и т. д.; из области астрономии он должен узнать, что называется небом, солнцем, луной и звездами; из географии — место, где он родился и где он живет (деревню, город, крепость или замок); а также пред¬ставлять себе, что таксе гора, долина, река, город, деревня и пр. Кроме того, ему следует знать некоторые единицы времени и времена года (час, день, неделя, месяц, год, весна, лето, осень, зима). Таким образом, Коменский имел в виду дать ребенку дошкольного воз¬раста первые представления об окружающих его предметах и явле¬ниях природы на основе наблюдения их.
В программу материнской
школы Коменский включал также
ознакомление детей с явлениями
общественной жизни: в доступ¬ной для
их понимания форме им следует
сообщать некоторые све¬дения из
истории, экономики, политики. Он полагал,
что ребенку нужно знать, что
произошло вчера, сегодня, в прошлом
году; знать, кто составляет его семью;
иметь представление о
Коменский считал, что в материнской школе нужно не только учить детей «знать», но и «действовать и говорить». Он выделил те умения, которые должен последовательно, год за годом, приобрести ребенок.