Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, реферат
К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.
1.Введение…………………………………………………….…….……..3
2. Предмет педагогической психологии…………………………..…..4-5
3. Психология и педагогика……………………………………..…….6-9
4.Задачи педагогической психологии…………………………………..10
5.Исторические аспекты педагогической психологии………………...11
а. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в…………….11-13
б. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в………...…13-18
в. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени……..18-21
6.Заключение………………………………………………………….….22
7.Литература…………………………………………………………...…23
В зависимости
от объема полученных знаний и достигнутого
уровня самостоятельности мышления
различают начальное, среднее и
высшее образование. По характеру и
направленности образование подразделяется
на общее, профессиональное и политическое.
Понятие развития
выходит за пределы педагогики, изучением
различных сторон человеческого
развития занимаются многие науки. В
педагогическом смысле развитие - это
процесс и результат
Формирование -
еще не установившаяся педагогическая
категория, не смотря на широкое ее
использование. Смысл формирования
то чрезмерно сужается, то расширяется
до безграничных пределов. В педагогической
литературе прежних лет формирование
нередко употреблялось для
К числу основных
педагогических категорий некоторые
исследователи предлагают отнести
и такие достаточно общие понятия.
Как «самовоспитание», «педагогический
процесс», «педагогическое
Педагогическим
процессом называют развивающееся
взаимодействие воспитателей и воспитуемых,
направленное на достижение заданной
цели и приводящее к заранее намеченному
изменению состояния, преобразованию
свойств и качеств воспитуемых.
Иными словами, педагогический процесс
- это процесс в котором социальный
опыт, знания преподавателей преобразуются
в качества ученика.
В педагогической
литературе прежних лет употреблялось
понятие «учебно-
Задачи педагогической психологии
Общая задача педагогической
психологии состоит в выявлении,
изучении и описании психологических
особенностей и закономерностей
интеллектуального и
раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;
определение связи
между уровнем
определение особенностей
организации и управления учебной
деятельностью обучаемых и
изучение психологических основ деятельности педагога;
определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;
определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;
разработка психологических
основ дальнейшего
Исторические аспекты педагогической психологии
И.А. Зимняя выделяет три этапа становления и развития педагогической психологии:
Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим.
Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Третий этап
- с середины XX в. и до настоящего времени.
Основанием для выделения этого этапа
служит создание целого ряда собственно
психологических теорий обучения, т.е.
разработка теоретических основ педагогической
психологии. Рассмотрим более подробно
каждый из названных этапов развития педагогической
психологии.
а.
Первый этап - с середины XVII
в. и до конца XIX в.
И.А. Зимняя назвала первый этап общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику".
Роль психологии в практике
обучения и воспитания была
осознана задолго до
Анализируя вклад Г.
Идею о развивающем обучении
К.Д. Ушинский назвал "великим
открытием Песталоцци". Основной
целью обучения Песталоцци
Последователем И.Г.
Ф.А. Дистервег определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащегося; противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему). Основы дидактики развивающего обучения он сформулировал в четких правилах.
Особое значение для
К.Д. Ушинский дал свою трактовку сложнейших и всегда актуальных вопросов:
о психологической природе воспитания;
пределах и возможностях воспитания, соотношении воспитания и обучения;
пределах и возможностях обучения;
соотношении воспитания и развития;
сочетании внешних
воспитательных воздействий и процесса
самовоспитания.
б.
Второй этап - с конца
XIX в. до начала 50-х гг. XX
в.
Второй этап связан с периодом, когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий.
Как самостоятельная область
знания педагогическая
Значение первоначального периода развития педагогической психологии определяется в первую очередь тем, что в 60-е гг. XIX в. были сформулированы принципиальные положения, определяющие становление педагогической психологии как самостоятельной научной дисциплины. В то время были поставлены задачи, на которых должны быть сосредоточены усилия ученых, обозначены проблемы, которые необходимо было исследовать, чтобы поставить педагогический процесс на научную основу.
Руководствуясь потребностями
Этот период характеризуется
формированием особого
Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.
Основателем педологии признан
американский психолог С. Холл,
который создал в 1889 г. первую
педологическую лабораторию;
На Западе педологией
Первые 15 послереволюционных лет
были благоприятными: шла нормальная
научная жизнь с бурными
Педология стремилась изучать
ребенка, при этом изучать
Информация о работе Педагогическая наука, ее предмет и задачи, этапы развития