Педагогическая наука, ее предмет и задачи, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Содержание

1.Введение…………………………………………………….…….……..3

2. Предмет педагогической психологии…………………………..…..4-5

3. Психология и педагогика……………………………………..…….6-9

4.Задачи педагогической психологии…………………………………..10

5.Исторические аспекты педагогической психологии………………...11

а. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в…………….11-13

б. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в………...…13-18
в. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени……..18-21

6.Заключение………………………………………………………….….22

7.Литература…………………………………………………………...…23

Работа содержит 1 файл

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО.docx

— 44.96 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО -ЭКОНОМИЧЕСКИЙ                                                        

            УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

                       Контрольная работа по психологии

 На тему : «Педагогическая наука, ее предмет и задачи, этапы развития»

              Вариант №19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил  студент     

                  Специальность маркетинг

                  Рецензент

                  Лаппо Л. Ф.

                                 Челябинск 2010г.

  

Содержание  

1.Введение…………………………………………………….…….……..3

2. Предмет педагогической психологии…………………………..…..4-5

3.  Психология и педагогика……………………………………..…….6-9

4.Задачи педагогической психологии…………………………………..10

5.Исторические аспекты педагогической психологии………………...11

а. Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в…………….11-13

б. Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х гг. XX в………...…13-18

в. Третий этап - с середины XX в. и до настоящего времени……..18-21

6.Заключение………………………………………………………….….22

7.Литература…………………………………………………………...…23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Педагогика - наука  о воспитании - уходит корнями в  глубинные пласты человеческой цивилизации.  

Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и  на протяжении тысячелетий развивалась  в древнегреческой, древневосточной  и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в  начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского.  

К настоящему времени  педагогика является многоотраслевой  наукой, функционирующей и развивающейся  в тесной взаимосвязи с другими  науками.

 Наука - это система закономерностей, действующих в определенной области. Предмет науки - это то, что она изучает. Предмет педагогики - воспитание. 

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными»  проблемами, ее предмет конкретен: это  воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное  решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Педагогика выполняет социальный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людьми будет пополняться общество, насколько быстро или медленно оно  будет развиваться. 
 
 

Предмет педагогической психологии 

Термином "педагогическая психология" обозначаются две разные науки. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.

          Под таким же термином - "педагогическая  психология" развивается и прикладная  наука, цель которой - использовать  достижения всех ветвей психологии  для совершенствования педагогической  практики. За рубежом эту прикладную  часть психологии часто называют  школьной психологией.

          Термин "педагогическая психология" был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.       Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: "педология" ,"экспериментальная педагогика". Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания. На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология - как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.         

         Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.

          При рассмотрении педагогической  психологии, как и любой другой  отрасли науки, необходимо, прежде  всего, разграничить понятия ее  объекта и предмета.

          В общенаучной трактовке под  объектом науки понимается та  область действительности, на изучение  которой направлена данная наука.  Часто объект изучения фиксируется  в самом названии науки.

          Предмет науки - это та сторона  или стороны объекта науки,  которыми он в ней представлен.  Если объект существует независимо  от науки, то предмет формируется  вместе с ней и закрепляется  в ее понятийной системе. Предмет  не фиксирует всех сторон объекта,  хотя может при этом включать  то, что в объекте отсутствует.  В определенном смысле развитие  науки есть развитие ее предмета.

          Каждый объект может изучаться  множеством наук. Так, человек  изучается физиологией, социологией,  биологией, антропологией и т.д.  Но каждая наука имеет в  основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в  объекте.

          Как показывает анализ точек  зрения различных авторов, многие  ученые по-разному определяют  статус педагогической психологии, что может свидетельствовать  о неоднозначности решения вопроса  о предмете педагогической психологии.

          Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований" .        

       Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие - как содержание, которое в ней реализуется.

          Существует ряд и других точек  зрения. Мы в дальнейшем будем  придерживаться общепринятой трактовки,  согласно которой предметом педагогической  психологии являются факты, механизмы  и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. 

Психология  и педагогика

     Предметом  педагогической психологии является изучение психологических закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны того, кто организует это обучение и воспитание (т. е. со стороны педагога, воспитателя).

     Воспитание  и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно. Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности.

Поэтому основные педагогические понятия, выражающие научные  обобщения, принято называть также  педагогическими категориями. К  основным педагогическим категориям относятся  воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также  общенаучными категориями - такими, как  развитие и формирование. 

Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков. И дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. В  самом общем философском смысле воспитание - это приспособление человека к среде и условиям существования. Когда новорожденный ребенок  сделал первый вдох, он приспособился  к среде, в которой ему предстоит  жить. Проглотив первую пищу, новорожденный  навсегда приспособился к питанию. Разбив нос, он приспособился ходить, не натыкаясь на предметы, а заодно узнает о существовании более  твердых тел. Упав, навсегда ощутит влияние земного притяжения. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Не суть важно под влиянием и с  помощью каких сил ему это удалось, сам ли он осознал необходимость наиболее целесообразного поведения или ему помогли. Если человек выжил и продолжает жить, то он воспитан. Благодаря воспитанию человек становиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом. 

Воспитание служит базисом для более широких  категорий, смысл которых выходит  за пределы педагогики. Понятия «воспитания» может рассматриваться: 

- В общем философском  смысле как приспособление человека  к условиям жизни; 

- В социальном  смысле - как передачу опыта жизни  и поведения от старших поколений  к младшим; 

- В широком  педагогическом смысле - как процесс  и результат всех влияний на  человека; 

В узком педагогическом смысле - как специально организованное, целенаправленное и управляемое  воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно - воспитательных учреждениях; 

- В практическом  смысле - как процесс и результат  воспитательной деятельности (воспитателей, наставников и др.), направленной  на решение конкретных воспитательных  задач. 

Следующая основная категория педагогики - обучение. 

В наиболее общем  значении - это работа над собой  с целью приобретений знаний. Иногда обучением называют приобретение опыта. Обучение происходит постоянно и  в любых условиях. Для ускорения этого процесса изобретены учебных заведения, в которых обучения поручается специально подготовленным людям - педагогам. В «школьном» понимании обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей учеников, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им нужную направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержится элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем. 

Образование - результат  обучения. Образование - система накопительных  в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Именно система, а не объем разрозненных сведений. В настоящее время наличие  огромного объема знаний, накопленных  человечеством, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь сумеет овладеть ими полностью даже после  очень длительного обучения. Получение  образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных  знаний, умений в определенной области  и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня самостоятельного мышления. В древнем афоризме «образование есть то, что остается, когда все  выученное забывается» - большая  доля истины. 

Информация о работе Педагогическая наука, ее предмет и задачи, этапы развития