Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:57, реферат
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры……………………………6
2. Профессионально важные качества социального педагога……………….8
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста…………………………..13
4. Этический и профессиональный кодекс социального педагога………….15
5. Развитие профессиональной культуры социального педагога
в процессе практической работы и самообразования……………………….16
6. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма……………………………18
7. Развитие профессионального самосознания – условие
повышения качества подготовки специалистов социальной работы………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..27
Как видим, все перечисленное весьма и весьма сложно, поскольку целиком замыкается на многоходовых человеческих взаимоотношениях и в результате получается, что первичным «рабочим инструментом» социального педагога, социального работника, является он сам, его личностные качества, профессиональная культура.
На основании данной констатации подтверждается вывод, что социальный педагог—высококультурный, ответственный, широкопрофильный, постоянно самосовершенствующийся профессионал. Если из данного личностно-профессионального набора что-то безнадежно выпадает, значит мы имеем дело с каким-то временным недоразумением, случайностью, ошибкой выбора, которая чем раньше будет исправлена, тем будет лучше и для самого несостоявшегося социального работника, и для всех тех, кто входит в сферу его деятельностной компетенции.
6. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма
Работа социального педагога достаточно специфична, деликатна и не терпит непрофессионального вмешательства. Тем не менее, являясь государственной службой, она не может быть избавлена от управленческой подчиненности, руководства. Как правило, начальник, руководитель, которому подчиняется социально-педагогическая служба, чаще всего не является социальным педагогом, а поэтому издаваемые им поручения и управленческие директивы могут в той или иной степени быть некорректными с точки зрения профессиональных социально-педагогических подходов. Общественное объединение в таких случаях может защитой и профессионально-методическим катализатором.
Есть необходимость особо подчеркнуть,
что полноценная профессиональная деятельность
социального педагога возможна не иначе
как при условии самостоятельного и творческого
отношения к осуществлению своих должностных
обязанностей. Отсутствие соответствующих
условий, несвобода в принятии решений,
понукание, игнорирование и другие некорректные
вмешательства в деятельность социального
педагога, социального работника, способны
вызвать отрицательную профессиональную
динамику, депрофессионализацию специалиста.
Полноценная профессиональная деятельность выражается в том, что социальный работник как субъект труда призван самостоятельно и творчески подходить к определению и решению профессиональных задач, достигать результатов, соответствующих стандартам, уметь анализировать и регулировать технологические процессы и т.д.
Отсутствие условий для нормального осуществления социально-педагогической деятельности вызывает профессиональную деформацию личности, состояние психической усталости, эмоциональной напряженности, способно вызвать рассогласование разных систем организма и психики.
Завершая и
обобщая рассуждения о
Все это в значительной степени может регулироваться и формироваться самим социальным педагогом, и в большей степени тем, кто является более зрелым и соответствующим как профессионал и как личность. Мы показали сколь значимой в осуществлении социально-педагогической деятельности может быть профессиональная среда, тип профессиональной организации. Однако эти факторы также подвержены развороту в благоприятном направлении тем же социальным педагогом, при условии достижения им должного уровня профессиональной культуры.
Таким образом, мы имеем возможность подчеркнуть саморазвивающую способность профессиональной культуры, которая может и должна иметь место в практической деятельности, самообразовании социального педагога, социального работника.
7. Развитие профессионального самосознания – условие
повышения качества подготовки специалистов социальной работы.
Ведущим условием повышения качества подготовки социальных педагогов является профессиональное самосознание личности субъектов социально-педагогической деятельности.
Под профессиональным самосознанием понимают не только профессиональные знания и специальные знания о том как надо применить профессиональные знания, а прежде всего это субъективный опыт человека, в том числе и в профессиональном плане (А. А. Деркач, О. В. Москаленко, 1999).
Иными словами, профессиональным самосознанием называется совокупность психических процессов, посредством которых специалист осознает себя в качестве субъекта деятельности.
Проблема устойчивости качества и развития профессионального самосознания, так же зависит от того, насколько профессия соответствует требованиям личности, ее склонностям, насколько человек удовлетворен профессиональной деятельностью.
Показатели развития профессионального качества – профессионализма, является гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций.
Профессиональное становление специалиста- сложный , непрерывный процесс « проектирования личности». ( М.В. Фирсов).
В связи с этим одной из актуальных задач, которую необходимо решать в ВУЗе , является организация профессионального становления специалиста социального педагога через формирование личностной модели самосознания, самодвижения к профессиональным вершинам, профессиональному мастерству.
Как показывает исследование, проведенное на курсах подготовки, центре и т.д. для эффективного развития профессионализма социального педагога необходимо решение следующих задач:
- развитие личностного интереса к выбранной профессии;
- формирование профессионально-мотивационной установки на будущую деятельность;
- формирование профессионально-личностной «Я-концепции».
Задачи профессионального становления могут быть практически решены посредствам некоторых способов, таких как реализация социально-педагогической деятельности с позиции личностно-ориентированного подхода , заключающегося в признании человека полноценной личностью, обладающей качествами самобытности, уникальности, богатством желаний и возможностей. Это дает возможность осуществлять профессиональную деятельность с позиции личности, субъекта деятельности.
Совершенствование профессионализма также тесно связано с организацией инновационного процесса в социально-педагогической деятельности. Инновационная деятельность должна содержать не только применения инновационных технологий, но и творчество специалиста в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что особенность системы повышения подготовки социального педагога к профессиональной деятельности- наличие специальных психолого-педагогических курсов, мероприятий, тренингов личностного роста, которые помогают социальному педагогу преодолевать трудности профессионального роста и значительно увеличить уровень профессионального самосознания.
Заключение
Управление профессиональным развитием социального педагога
Управление профессиональным развитием социального педагога можно рассматривать в трех плоскостях:
1.Формирование
личностных качеств уровня
2.Теоретическая подготовка и профессиональные знания (теоретико-методологическая плоскость). Наличие знаний основ социальной политики государства, правовых основ, теории и методики социально-педагогической деятельности, технологий социально-педагогической работы.
3.Технологическая
подготовка (операционно-деятельностная
плоскость). Умение проводить
Можно выделить следующие направления деятельности по совершенствованию профессионализма социальных педагогов:
1. Подготовка в высших учебных заведениях высококвалифицированных специалистов, обладающих как теоретической и технологической готовностью к социально-педагогической деятельности, так и высоким уровнем личностной культуры, которую характеризуют следующие показатели:
—осознанный выбор профессии;
внутренняя
предрасположенность к
2. Постоянное
повышение уровня
Характеристикой высокого уровня профессионализма социального педагога могут быть: профессиональный статус (должностное положение субъекта в системе межличностных отношений) и следующие умения:
— аналитические (анализ совместной деятельности по устранению проблемы);
— прогностические (выделение цели деятельности, ее задач, отбор способов осуществления, предвидение результата);
— проективные
(определение программы
— рефлексивные (самоанализ собственной деятельности);
— коммуникативные (владение культурой межличностного общения).
Существует множество путей формирования социально-педагогической культуры специалиста социальной сферы.
Первый путь связан с необходимостью способствовать повышению общей культуры специалиста. Именно она определяет наиболее полное проявление его педагогической культуры.
В основе второго пути лежит углубление и расширение личного педагогического опыта специалиста применительно к реализации его в условиях социальной сферы. Он включает:
а) повышение теоретической подготовки специалиста в медицинской, психологической, педагогической и социальной области. Это те знания, которые характеризуют собственно педагогическую подготовку специалиста и определяют его компетенцию в работе именно в социальной сфере с человеком, имеющим социальные проблемы;
б) усвоение педагогических технологий, методов и методик средств и приемов, необходимых специалисту для практического применения в социальной сфере;
в) развитие педагогической техники, позволяющей специалисту наиболее полно реализовать свои педагогические возможности в процессе социальной работы: овладение навыками самоуправления, вербального и невербального, непосредственного и опосредованного воздействия на человека, культуры общения и культуры речи;
г) накопление опыта реализации своей педагогической подготовки в социальной сфере.
Третий путь включает создание условий для наиболее активного использования социально-педагогической подготовки для социальной работы.
Четвертый — проявление специалистом самостоятельности в реализации педагогических аспектов в процессе социальной работы.
Пятый — изучение и использование опыта ведущих специалистов социальной работы, активно реализующих на практике свою педагогическую подготовку.
Шестой — обеспечение целеустремленности и настойчивости самого социального работника в педагогическом и профессиональном самосовершенствовании.
Ведущая роль в овладении социально-педагогической культурой специалиста социальной сферы принадлежит «культуре профессионального самообразования педагога» (Г.М. Коджаспирова). Она является высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности специалиста, связанной с проявлением значительных волевых усилий, с высокой степенью сознательности и организованности человека, принятием на себя внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Культура самообразования формируется у будущего специалиста в процессе его обучения, профессионального становления в условиях учебного заведения. Она получает дальнейшее развитие у молодого специалиста после выпуска в период его адаптации в последующей его профессиональной деятельности.
Ни один из описанных путей отдельно не решает проблемы повышения педагогической культуры специалиста социальной сферы. Только в комплексе при ведущей заинтересованной роли самого специалиста они могут действительно способствовать решению проблемы повышения его социально-педагогической культуры.
Список литературы:
1. Бгажнокова
Социальная педагогика: Пособие\
Под. ред. В. А. Никитина-М, 20
2. Волкова Т.И
Профессиональная подготовка
Информация о работе Педагогическая культура социального педагога