Педагогическая культура социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 12:57, реферат

Описание работы

Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего социального педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта, совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий, которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации, реабилитации, коррекции, социальной терапии, социальной экспертизы, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Личный социально-педагогический опыт социального педагога как вну-тренняя составляющая педагогической культуры……………………………6
2. Профессионально важные качества социального педагога……………….8
3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста…………………………..13
4. Этический и профессиональный кодекс социального педагога………….15
5. Развитие профессиональной культуры социального педагога
в процессе практической работы и самообразования……………………….16
6. Предоставление самостоятельности и творчества в работе социального педагога как условие развития профессионализма……………………………18
7. Развитие профессионального самосознания – условие
повышения качества подготовки специалистов социальной работы………20
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

содержание и методика пед деятельности.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

     Перцептивные, социально-перцептивные качества (от лат. реrсерcio- - восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.).    Термин «перцепция социальная» введен американским психологом Дж. Брунером (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей и намерений. Социально-перцептивные качества социального педагога отражают его способность видеть и понимать внутреннее состояние себя и клиента, с которым он работает. К ним относятся:

— педагогическая наблюдательность.— видение своих особенностей и клиента, динамики их проявления. Для социального работника исключительно важным фактором выступает, что и как он способен наблюдать в себе и в другой личности;

— педагогическая интуиция — способность видеть взаимосвязь проявления особенностей личности и ее внутреннего состояния, его индивидуальных черт, перспектив их изменения, а также возможности решения стоящих перед ним социальных проблем. Она формируется на основе практического опыта социальной работы с различными типами клиентов. Характерный пример проявления перцептивных способностей воспитателя привел А.С. Макаренко в «Педагогической поэме»: «Мой глаз в то время был уже достаточно набит, и я умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция  может получиться в каждом отдельном случае из этого сырья». Для социального педагога исключительно важно уметь видеть своеобразие клиента, его социальные проблемы и возможности их решения с помощью целенаправленной самореализации;

— рефлексия — умение видеть себя глазами другого человека. Специалист социальной сферы работает с людьми, и умение видеть себя со стороны позволяет ему критически относиться к своему поведению и к тому, что и как он делает, более ответственно относиться к своей профессиональной деятельности. Рефлексия позволяет видеть свои недостатки и целенаправленно работать над собой по самосовершенствованию. Рефлексия дает возможность понимать свое состояние и волевым усилием добиваться целесообразного самоуправления в процессе профессиональной деятельности, общении, взаимодействии;

—  педагогическое мышление — это способность социального работника осознанно использовать психолого-педагогические знания в процессе профессиональной деятельности, осмысливать педагогические ситуации и способы их решения;

— педагогическое воображение — это способность специалиста в процессе социальной работы представлять поведение свое, клиента, динамику их изменения. Оно позволяет ему определять наиболее целесообразное поведение и выбирать способ решения социальной проблемы клиента.

Педагогическое  мышление и воображение развиваются  в процессе накопления знаний, их осмысления, решения педагогических задач, накопления опыта наиболее целесообразного разрешения педагогических ситуаций по отношению к различным категориям клиентов.

     Эмоциональные качества личности характеризуют переживания специалиста, которые он испытывает при встрече с социальными проблемами человека в процессе социальной работы и оказывающие существенное влияние на его профессиональную деятельность. К ним относятся:

— эмоциональная устойчивость — самообладание, способность к саморегуляции позволяет социальному работнику владеть собой в различных ситуациях профессиональной деятельности. Она выступает важным условием действенности усилий социального работника, так как позволяет ему управлять своим состоянием в различных условиях профессиональной деятельности и этим помогает принимать взвешенные, осмысленные решения, добиваться достижения цели;

—  эмпатия- способность эмоционально отзываться на переживания клиента, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения. Социальный работник работает с человеком, живым существом. В этих условиях способность к сопереживанию позволяет ему с большей душевной теплотой относиться к внутреннему состоянию клиента, к тем реальным социальным проблемам, которые он имеет, лучше понимать его внутренний мир, переживания. Эмпатия в этом случае позволяет специалисту подбирать и использовать необходимые именно в данной ситуации средства и приемы взаимодействия, которые в большей степени помогут ему в работе с этим клиентом.                                                                                      

     Практика работы специалистов социальной сферы показывает необходимость учета особенностей эмоциональной устойчивости и эмпатии социального работника. С этой целью рекомендуется:

— проводить профессиональный отбор специалистов, рекомендуемых для работы в социальной сфере: здесь не могут работать люди, чуждые эмпатии, — и в то же время в зависимости от глубины выраженности эмпатии необходимо определять сферу целесообразного использования специалиста. Людям глубоко эмпатичным не рекомендуется работать с теми, кто г находится в особенно тяжелом состоянии и вызывает соответствующие сострадания. Для этой категории специалистов, особенно если исход их работы может быть трагичным, возможны деформационные последствия;

— сопереживания специалиста  в работе с клиентом должны носить внешне эмоциональное проявление, не переносимые вовнутрь. Это профессиональная деятельность, и если каждый раз специалист будет все до глубины души переживать сам, он не сможет выдерживать. Элемент профессионального актерства в деятельности вполне может иметь место. Он может проявляться в искреннем сочувствии клиенту, реальной деятельности по оказанию помощи в решении его социальных проблем;

— активно учиться управлять  своими чувствами и при возрастании переживания уметь переключаться, снимать возрастающее эмоциональное напряжение;

— добиваться внедрения  правила жизни: состояние в работе с клиентом переключать на иное в общении с другим клиентом, сотрудниками и особенно в поведении в семье. К этому надо постоянно стремиться и контролировать себя.

Своеобразие усвоенного практического опыта специалиста, развитие его профессионально важных качеств находят проявление в его личном социально-педагогическом опыте — во внутренней составляющей педагогической культуры этого социального педагога.

 

3. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста.

 

     Внешняя сторона социально-педагогической культуры специалиста есть не что иное, как проявление опыта в индивидуальном стиле его деятельности.

     Индивидуальный стиль педагогической деятельности — это своеобразие индивидуального проявления педагогического мастерства и техники в процессе социальной работы. Он обусловливает особенности профессиональной деятельности социального работника и его результативность. Индивидуальные стиль педагогической деятельности социального педагога включает:

а) проявление специалистом себя как личности специалиста-профессионала. Как уже подчеркивалось, в деятельности проявляется конкретный человек;

б) нравственный идеал специалиста в профессиональной деятельности, определяет сформировавшееся у него отношение в социальной работе. Каждый специалист в своей профессиональной деятельности выражает определенное отношение и образ действий, которые характеризуют его как личность и сформировавшуюся установку в социальной работе. Изменение стиля действий может иметь место при профессиональной деформации его личности;

в) отношение  специалиста к самому себе, клиенту, своей работе с ним;

г)  своеобразие реализации (проявления) педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности социального работника через:

— реализацию педагогических технологий, методов и методик, средств и приемов педагогической деятельности. Педагогическая подготовка способствует наиболее полному проявлению педагогических аспектов в процессе профессиональной деятельности специалиста социальной работы и оказывает существенное влияние на ее результативность;

— проявление в  социальной работе педагогической техники  специалиста (самоуправления, вербального  и невербального, непосредственного  и опосредованного воздействия  на человека, культуры общения, культуры речи).Именно через педагогическую технику специалист реализует свой педагогический потенциал

д) педагогический такт и этика в процессе социально-педагогической работы

е) достигаемые  результаты в работе специалиста .

 

 

 

 

 

 

4. Этический и профессиональный кодекс социального педагога

     Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы профессию социального педагога избирали люди особых личностных качеств.

     Деятельность социального педагога -это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные личностные качества социального педагога- эмпатийность, психологическая грамотность, деликатность. Человек, избирающий эту профессию, должен быть гуманистом, обладать хорошими коммуникативными и организаторскими способностями, высокой духовной и общей культурой, чувством такта, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою активную роль в защите прав человека на достойную жизнь, твердые нравственные принципы.

     Специфика функций социального педагога предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, ибо подготовка социального педагога должна стать практически человековедением, отражающим многообразные отделы современного человековедения.

     В ходе исторического становления профессии социального педагога в мировой и отечественной практике сформировались определенные этические нормы, которые с полным  правом могут быть названы профессионально-этическим кодексом социального педагога. Он содержит следующие основные положения:

- Приоритет личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей. Уважение к индивидуальным и групповым различиям, достойное  их оценивание.

- Стремление к социальным изменениям, соответствующим позитивным тенденциям развития личности и общества. Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, духовному благосостоянию для всех членов социума.

- Готовность к передаче знаний и умений другим. Стремление к развитию

способности подопечного(клиента) самостоятельно решать возникающие

жизненные проблемы.

- Готовность действовать от имени подопечного. Готовность отделить

личные чувства  от профессиональных отношений. Конфиденциальность

во взаимоотношениях.

- Социальный педагог обязан поддерживать высокие морально-нравственные стандарты своего положения, исключая нечестные действия, всевозможные уловки, введение кого-либо в заблуждение; он должен четко различать заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем этой профессии.

     Эти этические нормы-ориентир в повседневной практической работе социального педагога, в определении профессиональных стандартов, в оценке качества его труда. В соответствии с этим социальный педагог рассматривается как сотрудник социальной службы, осознающий свою моральную ответственность перед обществом, добровольно принявший на себя ответственность в оказании помощи людям, в улучшении качества жизни людей.

 

5. Развитие профессиональной культуры социального педагога

в процессе практической работы и самообразования

 

     Профессиональная культура — сложный жизнедействующий организм, сложная многоаспектная  целостность. По существующей теории любая активно функционирующая система требует постоянной энергетической подпитки. В социально-педагогической работе это имеет особую значимость, поскольку на первый план здесь выходят психо-эмоциональные ингредиенты, а человеческое общение выступает как основа профессиональной деятельности. Для социального педагога такая подпитка видится прежде всего в постоянном самосовершенствовании как специалиста, в переосмыслении имеющихся знаний, расширению и углублении социально-педагогического опыта, наращивании арсенала актуальных методов и методик.

     Деятельность социального педагога направлена на изменение тех обстоятельств в жизни человека, которые характеризуются проблемами его здоровья, способностями, привычками, характером, взаимоотношениями, отсутствием чего-либо, зависимостью от чего-либо, потребностью в чем-либо.

     Нередко ему приходится прибегать даже к патерналистским действиям, когда происходит вмешательство в желания или свободу подопечных, чтобы ограничить их псевдоблагие устремления, саморазрушительные действия. Речь идет об усилиях социального педагога по защите своих подопечных от них самих, когда в результате извращенного восприятия ими действительности или неадекватных решений создается угроза их благополучию. И если в каких-то   сложных,   экстремальных ситуациях представители большинства профессий сосредоточиваются только на каком-то измерении человеческой  личности (врачи занимаются физическим состоянием, учителя - интеллектуальным развитием, психологи--эмоционально-психическими процессами, адвокаты--защитой прав и т.п.), то работа социального  педагога, социального работника направлена на человека целостного - его биологическое, психологическое, социальное и  душевное состояние. Более того, ему не только  приходится действовать самому, но выступать посредником и координатором взаимоотношений и взаимодействий клиента с представителями других более узких и конкретных профессий: психологами, медиками, учителями, представителями местных администраций, правоохранительных органов и других, что также требует специальных подходов, знаний, умений, навыков, опыта, авторитета.

Информация о работе Педагогическая культура социального педагога