Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать)

3.Женя В.

Эгоцентризм, страх, заинтересованность в информации, агрессия (спонтанная или защитная ответная), тенденция к самоуправлению, импульсивность, недовольство собой, инфантилизм, эмоциональная незрелость.

4.Саша П.

Эгоцентризм, заинтересованность в информации, вербальная агрессия, склонность к обращению внимания на себя.

5. Витя Б.

Неуверенность, боязнь перед  активным действием, склонность к обращению  внимания на себя, недовольство собой, готовность к саморазвитию.

6.Сергей М.

Заинтересованность в  информации, вербальная агрессия, опора на существующее положение, недовольство собой, подавленность, тревожность.

7.Павел П.

Эгоцентризм, страх, заинтересованность в информации, недовольство собой.

8.Игорь А.

Эгоцентризм, страх, заинтересованность в информации, лёгкость возникновения  страхов, вербальная агрессия, агрессия спонтанная, ответная, чувственность, импульсивность, инфантилизм, эмоциональная незрелость.

9. Вова Э.

Эгоцентризм, заинтересованность в информации, страх, агрессия спонтанная, защитно-ответная, чувственность, импульсивность, недовольство собой, инфантилизм, эмоциональная незрелость.

10.Женя М.

Эгоцентризм, чувственность, страх, тревога, защитно-ответная агрессия, импульсивность, инфантилизм. Эмоциональная незрелость.

11. Евдокия К.

Страх, эгоцентризм, чувственность, низкая самооценка, защитно-ответная агрессия, импульсивность, эмоциональная незрелость.

 

Приложение 7

Программа индивидуальной работы по коррекции агрессивного поведения  подростков с нарушением интеллекта

Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена  для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

Цель: оптимизация и поддержка процесса становления эго-идентичности.

Задачи:

1. Обучить подростков  приемам общения, стимулируя развитие  их коммуникативной культуры.

2. Сформировать умение  конструктивно действовать в  конфликтных ситуациях.

3. Сформировать мотивацию  самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими  ресурсами и средствами.

Индивидуальная работа с  каждым из трех подростков проводилась  не в форме занятий, а во внеучебное время, чаще всего в вечернее время и в выходные дни и включала проведение некоторых методик, направленных на усвоение иных форм поведения, когда подросток постепенно осознает свою агрессию (неправильное поведение), а потом учится частично ее контролировать, усваивая другие варианты своей реакции на происходящее.

Как правило, при каждой встрече  с подростком проводилась одна из методик.

Представим далее проводимые методики:

Методика «Наши  чувства».

Цель: посредством ознакомления детей с положительными эмоциями, вербальным и не вербальным общением, а так же отреагированием негативного опыта, мы учим их справляться с агрессией.

Материалы: карточки с названием чувств: радость, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, гнев, стыд, восхищение, благодарность, удивление, злость, отвращение, облегчение, нетерпение, испуг, смущение, печаль.

Процедура: предложить ребёнку разделить карточки на две группы, в которой одни чувства будут положительными, а в другой, отрицательные. А потом постараться вместе придумать разные ситуации, в которых они будут проявляться. После этого, дать ребёнку задание нарисовать те чувства, которые ему больше всего нравятся, и рассказать почему.

Методика «Маленький секрет».

Цель: восстановление позитивного эмоционального состояния  помогает детям избавляться от негативных импульсов и агрессивного поведения.

Материалы: лист бумаги, цветные  карандаши.

Процедура: «Сядь поудобней, сделай 2 –3 глубоких вдоха, закрой глаза. Сосредоточься и вспомни своё любимое место, где ты любишь быть, где тебе спокойно и хорошо, если такого нет, придумай его. Звуки, цвета, окружающие предметы в этом месте, какие они…. Поиграй там некоторое время. А теперь ещё раз глубоко вдохни, оглядись и запомни, открой глаза.

Попробуй нарисовать это  место, что ты представил».

Затем вместе с ребёнком обсудить картинку, о чём он думал, на что это всё похоже и т.д.

Время процедуры: час, час  двадцать.

Методика «Мои эмоции».

Цель: ролевое проигрывание жизненных ситуаций, вживание в роль. Возникающие чувства и переживания учат детей искать альтернативные варианты поведения, нежели агрессия.

Материалы: картон, детский  конструктор, кукольный театр, либо обычные игрушки (мишки, солдатики, куклы, машинки и т.д.)

Процедура: Проводится на примере  сказок, либо вместе с ребёнком придумываются  различные истории, где ребёнок  придумывает персонажей и наделяет их определёнными качествами и поведением. Затем истории проигрываются, их можно записывать на камеру, а потом  вместе с ребёнком просматривать  и выделять персонажей, на сколько их задуманный образ получилось передать, какие качества этот образ подчёркивали, каким героем ему больше нравилось бать и почему. Если отрицательным, то побеседовать о том, что же не хватает положительному герою, что бы быть лучшим и как ему этого достичь. Придумать сказку, где положительный персонаж постепенно наделяется теми качествами, что нравятся ребёнку в отрицательном герое и что из этого в итоге получается.

Постараться переместить  героев к концу 3 – 4 занятию в  реальную жизнь.

Методика «Театр из пластилина».

Цель: выход агрессии, спровоцированный на кукол из пластилина.

Материалы: коробка с пластилином, палочки, веточки, а так же маленькие  игрушки и конструктор.

Процедура: первый этап может  быть осуществлён по принципу методики «мои эмоции», но с добавлением агрессивной  окраски. Например: игра крепость. Ребёнок  строит один лагерь из пластилина, а  другой из конструктора, одной из сторон объявляется война. Разыгрывается  нападение, дальнейший ход придумывает  ребёнок, будет ли кто - то победителем  или он всё разрушит, консультант  остаётся здесь зрителем и лишь поддерживает динамику процесса высвобождения агрессии.

В момент, когда консультант  почувствует, что агрессивные импульсы стали постепенно угасать в игре, ему следует постараться постепенно, посредством новых историй научить  ребёнка понимать и контролировать свои порывы. А так же объяснить, чем они будут мешать в жизни  «главного героя», и постараться  обратить внимания ребёнка на то, что  негативные чувства других в большинстве  случаев можно обратить в добрые.

Количество встреч и работы по данной методике в целом определяет сам консультант, но для достижения наилучшего терапевтического эффекта  должно быть проведено не меньше 10 занятий.

Методика «Каракули»

Цель: создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и благодаря чему его каракули становятся более спонтанными.

Материалы: простой карандаш, лист ватмана и цветные карандаши.

Процедура: Ребёнку предлагается, вовлекая всё тело, размашистыми движениями нарисовать какую ни будь каракулю в воздухе. После того, как он испытывает свободу движений, то может с закрытыми глазами перенести это на бумагу. Когда каракули уже готовы, ребёнок должен рассмотреть их со всех сторон, пока какая - либо форма не ассоциируется с некой темой.

Все эти действия ведут  обычно к беседе о различных замеченных формах, фигурок и образов, некоторые  обнаруживают и не одну, выделяя  их более яркими цветами, иногда из этого рождается спонтанно придуманная  история.

Здесь консультанту следует  обратить внимание на используемые при  раскраске цвета, а так же и  на увиденные образы. Если ребёнок  рассказывает какую то историю по нарисованной картинке, уточните, у него роли персонажей и кого они ему напоминают, на кого похожи.

Методика «картина мира»

Цель: Изучение индивидуальных особенностей образа мира. А так же личностного восприятия «своего мира», на сколько его восприятие негативное у данного ребёнка.

Материал: лист бумаги размером 250 / 150 см, карандаш и ручки.

Процедура: Даётся инструкция нарисовать картину мира, то есть мир, его образ, как ты его себе представляешь. После этого, ребёнка просят изобразить его собственный мир, на что он похож.

Интерпретация: существует пять основных видов рисунков:

1.  «Планетарная картина мира» - изображение земного шара, других планет солнечной системы – когнитивная картина мира в форме общепринятых нормативных знаний, приобретаемых в школе.

2.  «Пейзажная картина мира» - в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т.п. – по самоотчётам – желаемая картина своего окружения.

3.  «Непосредственное окружение», обстановка вокруг себя, своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная, - то, что приходит на ум. Неожиданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

4.  «Опосредованная, или метафорическая картина мира», передающая сложное смысловое содержание, представленное в виде какого либо сложного образа.

5.  «Абстрактная, схематическая картина мира», отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, символа.

В интерпретации главными ориентирами для нас должны быть выделенные жирным шрифтом картины мира, т.к. они могут подсказать, каким бы ребёнок хотел видеть мир и какой он есть у него сейчас. Обязательно нужно его попросить, подробно рассказать, что же он нарисовал.

Методика «рисование истории»

Цель: укрепление связи между консультантом и клиентом (ребёнком), а так же осознание альтернативных чувств и способов поведения в разных жизненных ситуациях.

Материал: карандаши и  листы бумаги.

Процедура: консультант на бумаге рисует одну линию и просит ребёнка дополнить это таким  образом, что бы возникла картинка. И только тогда, когда рисунок  закончен, консультант задает вопросы вроде: «что это?» или « Что здесь происходит, и кого ты изображал?» На следующем этапе уже ребёнок должен нарисовать первый знак, консультант развивает этот знак в рисунок, который является продолжением картинки нарисованной ребёнком. Таким образом, возникает серия рисунков, которые должны уложиться в более полную историю. Когда серия картинок будет закончена и ребёнок расскажет историю о них, стоит рассмотреть их заново и проанализировать. Одновременно стоит намекнуть ребёнку, чтобы он придумал другое завершение истории, которое могло бы быть более красочным. Таким образом, ребёнок сможет осознать существование альтернативных чувств и способов поведения.

Далее представим некоторые  примеры игр, в которых ребёнок  может выражать свою агрессию в социально  приемлемой форме.

Игра - «Ящик с  «обидками»

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски  газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а  он продолжает комкать всё новые  куски газеты и кидать в стену  до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка  обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами, адресованными  обидчику.

Когда ребёнок устанет  и немного успокоится, можно вместе с ним собрать бумажные комки  и сложить их до следующего раза, объясняя ему, что он всегда может ими воспользоваться наедине в своей комнате, когда снова почувствует сильное напряжение и желание злиться.

Игра «крикни  громче!»

Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.

Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда  ребёнок часто использует ненормативную  лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами.

При очередной ситуации, когда ребёнок применил какие  либо «обзывательства», родителю (или психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребёнок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если он понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:

Ø Почему он употребляет  именно эти слова?

Ø Чем они ему нравятся? Что для него значат?

Ø Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.

Ø Предложить ребёнку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в  такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его  ни кто не будет там за это ругать…

На следующий день или  в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться  в лес. Привести ребёнка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где  вас ни кто не сможет услышать), остановившись  по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.

После этого, постараться  сделать так, что бы ребёнок произнёс все известные ему негативные слова, причём не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребёнок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию данной процедуры похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы в месте с ним придёте сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести всё то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, что бы не поставить ребёнка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.

Информация о работе Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта