Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать)

Какие ситуации вызвали у  вас негативную оценку, почему? Какие  положительную, почему?

Упражнение 2. «Волшебный магазин».

- Представьте, что вы  попали в волшебный магазин,  где можете приобрести всё.  Что вам не хватает. Любые  качества характера, любые духовные  ценности: по принципу «бери, что  хочешь, но плати». Платить придётся  своими качествами Время работы  магазина строго ограничено, он  может закрыться в любой момент. Из участников выбирается «приказчик»  - помощник педагога, «рекламный  агент», призывающий посетить магазин.

Как только в магазине побывают все желающие, проводится обсуждение: сложно было расстаться со своими качествами? Почему необходимы те или иные качества? Кто как себя чувствовал в процессе игры? Почему кому- то трудно настаивать на покупке?

Упражнение 3. «Закончи предложение».

-Педагог раздаёт всем  карточки, на которых нужно закончить  предложении:

«Счастливее всего я, когда…»

«Хуже всего мне, когда…»

«Не могу понять, почему я…»

«Моя жизнь была бы лучше, если бы я…»

«Главное, что я хотел  бы в себе изменить - это…»

Результаты не обсуждаются (анализируются педагогом).

Заключение

-Какие упражнения вам  больше понравились?

Занятие 4. Тема: «Я среди людей».

Цель: усиление позиций.

Основная часть.

Упражнение 1. «Лепим скульптуру».

-Встаньте в круг. Один  участник- «Глина», а остальные - «скульпторы». Задание: слепит скульптуру под названием «Доброта». Поочерёдно участники становятся «глиной». Названия скульптур тоже меняются – «Ответственность», «Любовь», «Дружба», «Уверенность».

Упражнение 2. «Мои права».

Педагог подводит подростков к пониманию понятий «собственные права», «права человека», что способствует повышению уверенности в себе.

-Задание: вам нужно  разработать права подростка  в Декларации. Запомните. Что твои  права не должны ущемлять права  других людей. Осуществление прав  должно зависеть не от других  людей, а от тебя лично. Принятые  предложения фиксируются на доске.  Затем зачитывает педагог Декларацию.

-За защитой своих личных  прав мы можем обращаться только  к себе и сами отстаивать  их, мы должны рассчитывать только  на себя. Но для этого необходимо  уметь правильно себя вести  с другими людьми и не ущемлять  их прав.

Самое главное – защищая  свои права нужно помнить, что  все эти права есть у окружающих. Учитесь уважать права окружающих, как свои собственные.

Упражнение 3. «Железнодорожная касса».

- Представьте себе, что  вы на вокзале и через 15 минут  отходит поезд, на который вам  нужно попасть. В кассе остался  один блеет, но кассир придерживает  его по своим соображениям. Вам  необходимо убедить кассира, чтобы  он продал билет.

Выбирается «кассир», «охрана», которая в случае каких-либо эксцессов  обязана проводить буйного пассажира  к выходу. Участники образуют очередь  у кассы. По знаку ведущего касса  открывается и через некоторое  время закрывается.

Поводится обсуждение. «Кассира»  просят дать обратную связь – кому бы он продал билет? Почему? Кому бы не продал? Почему? Сообща вырабатывается вариант, приемлемый для «кассира».

Заключение

-Как человек должен  вести себя в обществе, в общении  с окружающими?

- Помним простую истину: «Относись к людям так, как  хотел бы ты, чтобы относились  к тебе» [13, с2-3].

Занятие 5. Учимся взаимодействовать

Цель: овладение навыками конструктивного взаимодействия.

Основная часть

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Я-высказывание».

Цель: овладении навыками конструктивного взаимодействия с помощью

«Я - высказываний».

Педагог объясняет группе. Что одним из способов открытого  выражения желаний и чувств может  служить приём «Я - высказывания». Этот приём помогает дать партнёру по общению обратную связь, не перекладывая на него ответственности. Общая схема  проговаривания в рамках этого приёма такова:

 

Событие- Реакция – Причина напряжения.

Событие

Реакция

Причина напряжения

Когда вы кричите, (говорите, делаете)…

Я чувствую себя (беспомощной, злой, обиженной, у меня возникает  проблема)…

Я не могу сосредоточиться, я хочу и не могу высказать свою точку зрения, потому что у меня были совершенно другие планы.


Предлагаются ситуации. Например:

- сосед по парте во  время теста заглядывает к  вам в листок и тем самым  навлекает на вас неприятности;

- подруга взяла у вас  книгу и не вернула вовремя;

- ваш друг разбил любимую  вашу чашку.

Упражнение 2. «Архитектор- строитель».

Цель: участники группы могут  наблюдать за тем, как различно обрабатывается, передаётся и воспринимается одна и  та же несложная информация участниками  взаимодействия.

Для выполнения упражнения необходимо 2 листа бумаги, два карандаша, две картонные папки. Лист бумаги расчерчен на 6-8 прямоугольников, а  в одном

Из них нарисовано схематическое  изображение (пересекающиеся геометрические фигуры, какой- либо узор).

Второму участнику выдаётся лист, также расчерченный на прямоугольники, но в каком будет сложное изображение, он не знает.

Группа разбивается на пары. Один участник пары будет выполнять роль «архитектора», указывать «строителю», что, где и как он должен рисовать. Задача «архитектора» - передать информацию так, чтобы «строитель» нарисовал точно такой же рисунок. Информацию передавать только вербально, что-либо доказывать и тем самым помогать «строителю» нельзя. «Строитель» информацию не уточняет, выполняет всё молча.

Заключение: в ходе обсуждения участникам важно обратить внимание на то, насколько одна и та же информация по – разному интерпретируется и  обрабатывается партнёрами по взаимодействию, что помогало, а что мешало понять информацию «архитектора»? [2, с.19-21].

Упражнение 3. «И тут вы говорите».

Цель: дать возможность участникам почувствовать себя в разных коммуникативных  техниках, найти поведенческие ходы, которые делают каждую технику успешной и субъективно привлекательной (владение всеми тремя позициями – важный залог гибкого, конструктивного  поведения в общении).

Участники делятся на тройки. В каждой тройке участников получают роли игрока, подыгрывающего и наблюдателя.

Инструкция игроку. Ситуация, которую я вам опишу, предлагает диалог с другим персонажем. Его  роль будет выполнять подыгрывающий. Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию с позиции «сверху» - давите, грубите, требуйте, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы не вёл себя ваш партнёр, постарайтесь всё время лидировать, быть «над ним». Через 3-4 минуты остановите диалог, немного помолчите и начинайте игру позиции «снизу» - заигрывайте. Просите, чувствуйте себя слабым и зависимым, уступайте, входите в положение другого человека и так 3-4 минуты, а затем после паузы побудьте в позиции «на равных». Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова.

Инструкция подыгрывающему. В отличие от игрока вы не имеете ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнёра, а после этого реагируйте на его слова так, как вам хочется. Если он вас разозлил – злитесь, обидел – обижайтесь, если его реакции растрогали вас – уступите своим добрым порывам. Будьте максимально искренни. Желательно фиксировать какие именно слова, жесты партнёра создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнёру.

Инструкция наблюдателю. Ваша задача - фиксировать развитие диалога, особенности поведения. Развитие сюжета, следить, чтобы партнёры выполнили  свои инструкции. Если вы считаете, что игрок не выполняет свою задачу, уходит в другую социальную роль, то вы имеете право остановить игру.

После проведения первого  цикла меняются роли.

Заключение

-Какая позиция на ваш  взгляд наиболее подходящая в  общении людей?

- Решите ситуацию. Ваш  одноклассник взял у вас на  несколько дней ценную книгу  и вернул её в неприглядном  виде. И тут вы ему говорите…  [26, с. 17].

Занятие 6. Снижаем  агрессию

Цель: снижение напряжение и снятие агрессии.

Основная часть

Ритуал приветствия.

Упражнение 1. «Волчьи игры».

Участники выстраиваются  в шеренгу. Первый-это голова волка, последний – хвост. Голова должна схватить хвост, а тот должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал  в обеих ролях.

Молодые волки тренируются  показывать свои зубки, предупреждая о  нападении. Они выгибают спину, машут  хвостом и обнажают клыки. Группа разбивается на пары – волк, другой – зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает всё, что делает волк. Затем они меняются.

Такой вариант игры можно  вставить в сказку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой и учиться понимать эти предупреждения.

Молодые волки (сказка «Три поросёнка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона для труда по принципу карточного домика складывается дом. Задача молодого волка - подуть так, чтобы разрушить  дом. Волки могут объединять свои силы.

Упражнение 2. «Час тишины»  и «час можно».

Педагог договаривается с  ребёнком о том, что у вас будет  один час, когда в доме не будет  ни одного звука, и все будут соблюдать  «час тишины». Кроме того, будет ещё  один час, когда можно делать всё  то, что вы оговорите с ребенком, максимально учитывая его самые  нереальные пожелания. Это будет  «час можно». Такая договоренность позволит регулировать нежелательное  поведение ребёнка, поскольку ему  предлагается поберечь силы и фантазию для «часа можно».

Упражнение 3. «Лукас, где ты?».

Понадобится две повязки  на глаза и две свёрнутые в  трубку газеты. Непосредственно в  игре участвуют два человека, остальные  будут зрителями, но все смогут сыграть  в эту игру по очереди. Обоим игрокам  завязывают глаза, они ложатся на ковёр, голова к голове, сцепившись левыми руками, а в правые, взяв свёрнутые  в трубку газеты. Один из игроков  спрашивает другого: «Лукас, ты здесь?» Второй отвечает: «Да, здесь» - и откатывается в сторону, потому что первый игрок старается ударить его газетой. Руки нельзя разнимать. Удар должен быть только один. Потом они меняются ролями. До начала игры лучше договориться с партнёром о количестве раундов. Победителем в этой игре станет тот, у кого было больше попаданий. Участники сами решают, насколько плотными должны быть газеты и применят силу удара. Участники следят за выполнением правил. После окончания поединка оба участника, награждаются бурными аплодисментами зрителей [23, с.31.].

Заключение

-Какие игры наиболее  помогли вам снять напряжение  и агрессию?

- Что вы чувствовали,  когда освобождались от агрессии  в игре?

 

Занятие 7. «Мой гнев»

Цель. Формирование навыков оптимального поведения в критических ситуациях, умения конструктивно решать конфликты, контролировать негативные эмоции.

Задачи. Показать возможность несоответствия испытываемых отрицательных эмоций впечатлению, которое они могут производить на окружающих, опасность гневных, агрессивных реакций и необходимость умения контролировать себя, познакомить с элементами самоконтроля внешнего проявления эмоций.

Оборудование. Видеоряд (фотографии, репродукции, киноэпизоды), иллюстрирующий гнев, ярость.

Ход занятия

Вводная часть

Учащимся предлагается вспомнить, что такое эмоции, какие они  бывают, как выражаются, невербально изобразить называемые ведущим эмоции.

Далее выполняется в два  этапа упражнение «Шла Саша по шоссе». Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой («Палку толкал лапкой Полкан», «Все бобры добры до своих бобрят», «Сеня вез воз сена», «Дарья дарит Дине дыни» и т. д.), после чего имитирует ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате и «ворчат» себе под нос свои скороговорки, время от времени как бы обращаясь, друг к другу. Во время второго этапа участники гневно кричат друг на друга текстами скороговорок.После каждого этапа упражнения обсуждается, какие реальные эмоции отображали игровые ситуации, а также, как можно управлять подобными эмоциями.

Основная часть

Учащиеся обсуждают, что  такое гнев (отрицательная эмоция) и к каким опасным последствиям он может привести. В этой части  ведущий может продемонстрировать соответствующие фрагменты из кинофильмов  или репродукции картин.

Далее ведущий отмечает, что гнев еще потому является отрицательной  эмоцией, что отрицательно воспринимается окружающими. Учащиеся выполняют упражнение «Мир глазами агрессивного человека»: один из участников выполняет любое  неагрессивное действие (встает, кладет ногу на ногу, улыбается, подмигивает). Второй комментирует это с позиции  агрессивного человека: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой  стул», «Ты улыбаешься, потому что  хочешь сказать про меня какую-нибудь гадость» и т. д. Остальные участники  могут предлагать свои комментарии. После завершения упражнение обсуждается. Каким представляется агрессивный  человек? Улучшается ли его самочувствие после гневных нападок? Как к  нему будут относиться близкие? Как к нему могут относиться посторонние?

Информация о работе Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта