Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с агрессивным поведением стремительно растёт. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов: ухудшением социальных условий жизни, кризисом семейного воспитания, невниманием школы к нервно- психическому состоянию детей, увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка.Цель исследования: раскрыть теоретические и практические подходы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.

Содержание

Введение
Глава I. Агрессивность детей подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема
1.1 Проблема агрессивности и её представление в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
1.2 Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста. Типология агрессивного поведения современных подростков
1.3 Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.1 Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
2.2 Методы коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта
2.3 Организация индивидуальной работы с подростками по коррекции агрессивного поведения. Рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребёнком
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 173.97 Кб (Скачать)

Неумение контролировать свои эмоции, управлять гневом и  правильно общаться с людьми приводит к ярким вспышкам агрессии к окружающим ребёнка людям (педагогам, воспитателям, сверстникам) в школе – интернате и за его пределами. Есть дети, которые имеют психическое заболевание на фоне умственной отсталости. Такие дети становятся в своей агрессии очень опасны. Они могут причинить вред здоровью окружающих в данный момент, используя любой предмет под руками, царапаться, кусаться, кричать. В этот момент от учителя или взрослого, оказавшегося рядом, требуется огромное терпение и опыт. Важно знать и уметь, как вывести ребёнка из создавшейся ситуации так, чтобы он успокоился и перестал причинять вред жизни и здоровью других людей. В этом заметную помощь ему могут оказать службы, созданные в школе и позволяющие определить характер агрессии ребёнка, причины её вызывающие и наметить те коррекционные мероприятия, которые помогут ребёнку контролировать свою агрессию и позволят управлять ею сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Это, прежде всего: психологическая и медицинская службы.

Агрессивное поведение подростков представляет собой более или  менее удачные попытки противостоять  трудностям и проблемам, особенно касающимся угрозы безопасности собственному «Я». Подросток ведёт себя агрессивно, стремясь восстановить душевное равновесие в доступных границах, в определённой среде и в конкретный жизненный  момент. Тем самым он пытается найти  компромисс между своими стремлениями и объективными возможностями их реализации, что часто приводит к  непонятным для окружающих формам асоциального поведения.

Злоупотребление приказами  и запретами, психологическое давление на учеников, нежелание выслушать  их мнение и навязывание своего не проходит бесследно. От учителей требуются  участие, душевный такт, установка на одобрение, эмпатию, искренность, способность прийти к соглашению с подростком. [32, c.121]

Объектами агрессии часто  бывают несмелые, слабо развитые дети. Опасными бывают ссоры между старшими и младшими учениками. Скрытым источником агрессии подростков являются неформальные группы деструктивного характера, цель которых – запугивание и террор по отношению к более слабым. Агрессивность может быть признаком некоторых нервных и умственных расстройств, психопатии, заболеваний нервной системы.

Одним из ситуационных факторов выступают конфликты со сверстниками: у мальчиков – за лидерство, физическое превосходство, у девочек – из-за представителя противоположного пола [17,c.105]. Неслучайно данные психологов разных стран мира свидетельствуют о  том, что агрессивное поведение  гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а случаи антиобщественных поступков находятся в отношении 10:1 [24,с.43].

Агрессивному поведению  способствует отсутствие опёки со стороны  родителей, алкоголизм у членов семьи, практикуемое насилие по отношению  к ребёнку или слишком либеральное  отношение к нему. Согласно статистике, в России родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей до 14 лет. Ежегодно около 9 тысяч человек лишаются родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей [16, с.106].

Агрессивность подростков формируется  в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе. На развитие агрессивности  могут влиять природные особенности  его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующих формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии  фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том  числе и в драке, ругани и т.п. Кроме того, агрессия, может быть, вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности  в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или словесных  угроз. В подростковом возрасте могут  возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки  для возникновения и проявления агрессивности.

Вывод

Рассмотрев особенности  агрессивных подростков с нарушением интеллекта, мы пришли к выводу, что  проявление агрессии может быть опасно и для них самих и для  окружающих людей. Черты, качества агрессивности  он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его  среде [24, с. 75-76]. Наиболее желательным  способом противодействия агрессивному поведению в школе – интернате являются профилактика и коррекция данного поведения.

 

Глава II. Характеристика основных направлений осуществления педагогической коррекции агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта 

 

2.1 Выявление и  изучение форм агрессивного поведения  детей подросткового возраста  с нарушением интеллекта 

 

Выявление и изучение форм агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта проводилось  нами в форме эксперимента.

В эксперименте участвовали  учащиеся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида «Петровск - Забайкальская  школа-интернат для слепых и слабовидящих детей» в количестве 11 человек (3 девочки  и 8 мальчиков) в возрасте от 13-15 лет. Все испытуемые впервые принимали  участие в педагогическом эксперименте. Наша работа предполагает три этапа:

1 этап - посвящен выяснению  уровня агрессивности у подростков  с нарушением интеллекта.

2 этап - показывает роль  целенаправленной работы и системы  занятий по педагогической коррекции  агрессивного поведения у подростков  с нарушением интеллекта.

3 этап - контрольная диагностика,  целью которой является выявление  результативности работы по снижению  уровня агрессивности у подростков с нарушением интеллекта.

В ходе констатирующего эксперимента нами был изучен уровень развития агрессивности испытуемых. С целью  определения были использованы следующие  методики:

1. Анкета критериев агрессивности,  разработанная Лаврентьевой Г.П.  и Титаренко Т.М. 1992 год.

2.Опросник Басса-Дарки.

2. Проективный тест «Несуществующее  животное».

Представим краткую характеристику данных методик.

Опросник Басса – Дарки.

Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определили последнюю как: «…реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия  — использование физический силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная  на другое лицо или ни на  кого не направленная.

3. Раздражение — готовность  к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная  манера в поведении от пассивногосопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и  ненависть к окружающим за  действительные ивымышленные действия.

6. Подозрительность —  в диапазоне от недоверия и  осторожности по отношению к  людям до убеждения в том,  что другие люди планируют  и приносят вред.

7. Вербальная агрессия  — выражение негативных чувств  как через форму (крик, визг), так  и через содержание словесных  ответов (проклятия,угрозы).

8. Чувство вины — выражает  возможное убеждение субъекта  в том, что он является плохим  человеком, что поступает зло,  а также ощущаемые имугрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» (Приложение 1).

При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться  только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степениослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.Ответы оцениваются по восьми шкалам (Приложение 1).

Также нами использовалась анкета, разработанная для воспитателей (Лаврентьева Г.Н., Титаренко Т.М., 1992 г), которая содержит 20 утверждений. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. В зависимости от этого ребёнок с высокой агрессивностью набирает 15-20 баллов, со средней – 7-14 баллов, с низкой – 1-6 баллов (Приложение 2).

Проективная методика «Несуществующее  животное» исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.

Испытуемому предлагают придумать  и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других - одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности. Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально - “Всякая мысль заканчивается движением”). Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия. Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

Инструкция: "Вам  предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее  не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем" [2, с. 20-26]. Интерпретация теста (Приложение 3).

Данные первичной диагностики  нашего эксперимента показали следующие  результаты:

В ходе анкетирования было выявлено, что из 11 подростков высокий  уровень агрессии у 1 подростка, 7 человек  со средним уровнем агрессивности  и 1 подросток с низким уровнем  агрессивности (Приложение 4).

Опросник Басса-Дарки раскрыл картину показателей враждебности и агрессивности каждого подростка. Враждебность выше нормы превысила у 6 подростков, ниже нормы у одного ребёнка и норму показали 4 подростка.

Агрессивность выше нормы  обнаружена у 4 подростков, ниже нормы  у 5 подростков и норму показал  только один ребёнок (Приложение 5).

Анализируя рисунки подростков по тесту «Несуществующее животное»  можно сделать вывод о том, что у большинства испытуемых в рисунках прослеживается агрессия (вербальная и защитно-ответная) у 8 учащихся из 11 испытуемых. Анализ рисунков представлен в приложении (Приложение 6).

Вывод

Таким образом, проанализировав  результаты диагностики агрессивного поведения подростков на констатирующем этапе, пришли к выводу о необходимости  проведения коррекционно-педагогической работы с агрессивными подростками в условиях школы- интерната.

2.2 Методы коррекции агрессивного  поведения детей подросткового  возраста с нарушением интеллекта. Проектирование программы коррекции  агрессивного поведения подростков  с нарушением интеллекта

Психологическая коррекция  агрессивных форм поведения подростков с нарушением интеллекта может проводиться  различными методами по следующим направлениям:

1.Игра.

2.Изъятие из привычного  окружения и помещение в корригирующую  среду или группу (если установлена  связь между агрессивным поведением  подростка и его ближайшим  окружением).

3.Творческое самовыражение  (рисование, конструирование, занятия  музыкой и другими видами творческой  деятельности).

4. Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа — уход за больными, стариками и пр.).

5.  Сублимирование агрессии в спорт: подростков целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например, бокс или карате, нежелательны.

Информация о работе Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта