Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Педагогику все интересует в человеке. Но прежде всего наставнику необходимо
как можно больше узнать о своем питомце, и о самом себе. И о других людях, их
типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология -
человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремиться понять,
как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга.
Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы
становления личности. Каков характер различных групп, и как личность
взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития
становятся базой.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ.
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В фундаменте жизни покоятся чувство и мысль, ценность и мотив. За ними должно
следовать деяние. Осознанные и неосознаваемые потребности, волнения и
ожидания отдельного человека, сообразные его природе – то, что создает
историю. Из них развиваются события, разнообразные группы, социальные
институции. Важнейшие из этих потребностей, ценностей и знаний передаются
человеку обществом.
Они детерминированы
Каждый раз они преломляются через призму нашего воспитания в детстве и
юности.
Следовательно, история движется воспитанием и обучением. Все позитивное
задано хорошим образованием, все негативное – его недостаточностью и дурным
качеством.
Спасение человечества только в правильном, природосообразном, образовании.
Одно оно способно подарить человечеству сознательные цели совместной
деятельности. Это – всемирно-историческая задача.
Просвещение предстает перед нами как единственная альтернатива насилию,
разрушению, деградации.
Из всех существующих и принципиально мыслимых классификаций исторических
типов обществ для педагогических наук важнее всех одна. А именно то, что
делит общества на свободные (правовые, демократические, республиканские) и
авторитарные (тиранические, деспотические, тоталитарные). В обществах первого
типа практикуются
различные формы
самоуправление подавляют. Для правового общества нужна самоуправляемая
личность, а для тоталитарного – управляемая. Отсюда – диаметрально
противоположные задачи воспитания.
Но человек никогда не является чисто коллективистическим существом, точно так
же, как он никогда
не является существом истинно
здесь речь идет только о переходах от преобладания одного к преобладанию
другого в ходе развития личности. И это развитие может иметь различные
стадии, которые имеют характерные последствия для воспитания.
Правовое общество – такая форма ассоциации, которая защищала бы и охраняла
совокупной общей силой личность и имущество каждого участника и в которой
каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и
оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Деспотизм, напротив,
неразрывно связан с нивелированием личности как таковой. Нивелирование масс
является, по общему правилу, коррелятом тоталитаризма.
Главный совокупный показатель степени совершенства общества – его отношение к
отдельному своему члену как к высшей ценности. Разумеется, оздоровление
общества, его интеллектуализация, его нравственная санация – дело воспитания,
обучения, образования. Рост и богатства индивида и общества, представляет
собой функцию от более равномерного распространения качественных знаний.
Распределение и приращение знаний есть дело образовательно-воспитательной
системы общества.
Древнейшее из всех
обществ и единственно
семье дети остаются привязанными к отцу только до тех пор, пока они нуждаются
в нем для самосохранения. Это – следствие человеческой природы. Ее первый
закон – забота о самосохранении, ее первые заботы – те, которые человек
обязан иметь по отношению к самому себе. Как только человек достигает
разумного возраста, он становится своим собственным господином, будучи
единственным судьей тех средств. Которые пригодны для его самосохранения.
Семья, есть, таким образом, первый образец политических обществ: начальник
походит на отца, а народ на детей, и все, рожденные равными и свободными,
отчуждают свою свободу только для своей личной пользы.
В благополучной семье должны разрешаться естественные противоречия между
поколениями. Молодежь склонна рассматривать старшее поколение как чужой
псевдовид, и это не может не вызывать глубокого беспокойства. Мотивация
странных, даже причудливых способов поведения остается у дурно воспитанных
молодых людей неосознанной. У расстройств, ведущих к ненависти и войне между
поколениями, причины двоякого рода:
1.
Приспособительные изменения,
передаче культурного наследия, становятся от поколения к поколению все
больше.
2. На молодежь ложится основная тяжесть
безработицы, как и бремя устройства в жизни – обретение ее смысла.
Условием прогресса человечества является развитие личности. Развитие личности
в умственном отношении лишь тогда прочно, когда личность выработала в себе
потребность критического взгляда на все ей представляющееся, и уверенность в
неизменности законов, управляющих явлениями. Развитие личности в нравственном
отношении лишь тогда вероятно, когда общественная среда позволяет и поощряет
в личностях развитие самостоятельного убеждения. Когда личность имеет
возможность отстаивать свои убеждения и тем самым вынуждена уважать свободу
чужого убеждения. Когда личность осознала, что ее достоинство заключено в ее
убеждении и что без уважения достоинства чужой личности нет уважения
собственного достоинства.
От культурного состояния народных масс зависит, какая политическая
организация, какие политические идеи и способы действий окажутся наиболее
влиятельными и могущественными. Получающийся общий политический итог всегда
определен взаимодействием содержания и уровня общественного сознания масс и
направлением идей руководящего меньшинства.
В воспитании необходимо сознание зависимости всякой власти от духовного и
культурного уровня общества, и, следовательно, ответственности общества за
свою власть.
Каким должно быть воспитание отдельного человека, чтобы состоящее из тих
людей общество никогда не могло быть охвачено энтузиазмом разрушения,
самоуничтожения и т.д.? Это – профилактическое, упреждающее дисгармонию
воспитание, вбирающее в себя способность предвидеть и ответственность перед
собой и миром. Это – воспитание к правильно понимаемому личному интересу. Это
и терапевтическое воспитание активности воли, прочности, сопротивляемости.
Проявления и следы
нравственного и духовного
и развиваться лишь через воспитание и внутреннее совершенствование народной
воли и мысли.
7. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.
По сравнению со всеми известными нам существами человек появляется на свет в
наибольшей степени свободным от инстинктов. Поведение новорожденного
запрограммировано
в недостаточной для его
рефлексы развиваются во взаимодействии с окружающей средой только при
достаточном уходе. Человек рождается беспомощным и нуждается в воспитании,
чтобы выжить.
Судьба человека тоже почти целиком зависит от воспитания. Оно спасительно, но
в нем таятся и серьезные угрозы для настоящего и будущего ребенка.
Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу.
Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании
запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение,
истолкование, приглашение. В личности необходимо взращивать чувство
собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких
обстоятельствах унижать достоинство ребенка. Воспитание обязано освободиться
от малейшего призвука угнетения. Эксплуатации и тиранства.
Природосообразному воспитанию приходится исходить из чувств воспитуемых.
Чувственные ощущения, склонности и страсти проявляются в человеке в самой
сильной степени. Там, где культура не привнесла в них известную тонкость, они
разрушительны. И там исчезает всякая сила, и ничего доброе и ценное произойти
не может. Жестокость страстей является следствием привычек, которые
передаются в ходе воспитания. Результатом незнания средств, помогающих
сопротивляться их первичным движениям, обуздывать их, отвращать и направлять
их действие.
Воспитание подчиняется жестким законам, они проистекают из природы человека.
Закон единства, целостности, неразрывности воспитания отражает в себе
системность личности. Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение
рассудка не дает еще нравственности. Речь идет об уравновешенном развитии
эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.
Это – закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей
природе. Для включения личности в социально ценную активность и обеспечения
эффективного самообразования.
Педагогический
закон «золотой середины»
крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в
отношениях между
человеком воспитывающим и
даже губительны. В частности, он значит: не ломай воли ребенка, иначе он станет
рабом, бунтующим или не бунтующим, но рабом. Дай ему понимание наших мотивов и
дай ему здоровый материал для тренировки воли. Материал посильных и понятных
ему, принятых им трудностей, вытекающих из общей жизни семьи или замещающего ее
коллектива. Идеал – не послушание нашей воле, а послушание необходимости.
Всегда послушный нам ребенок – или забитый или притворяющийся. Правильно
развивающийся человек должен понимать – обсуждать их.
Весьма значительно
и оптимальное соотношение
жизнь ребенка с его активностью. Этот закон требует соответствия воспитания
стихийному становлению и развитию личности. Соблюдение этого закона
обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Это закон золотого
совпадения. Воспитание невозможно без вмешательства в жизнедеятельность
воспитанников в форме ее организации. Но принудительное управление развитием
ребенка без включенности в него самоуправления воспитуемых или бесполезно или
вредно. Благотворно движение всех участников воспитательного процесса к
совместно принятым, разделенным, целям. Орудия такого законосообразного
воспитания это – и договоренность, и разъяснение, и подсказка. Поощрение