Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Педагогику все интересует в человеке. Но прежде всего наставнику необходимо
как можно больше узнать о своем питомце, и о самом себе. И о других людях, их
типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология -
человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремиться понять,
как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга.
Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы
становления личности. Каков характер различных групп, и как личность
взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития
становятся базой.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ.
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
дальнейшую жизнь ослабевает и может почти не участвовать в настоящем и
будущем. И все же в подавляющем большинстве случаев преемственность между
отдельными частями существует.
В умственной сфере важнее всего – прохождение человеком пути от смутных к
ясным понятиям, воспитание
рефлексии, способности к сознательно-
регулированию потока ощущений, представлений и идей. Рефлексия необходима для
преодоления личностью инертности сначала чувственного мышлении,
представлений, затем – суждений и, наконец, - самих способов мышления.
Рефлексия необходима для осознания способов познания, это умение проверять
само мышление, его пути, надежность его методов. Умение отказываться ради
истины от своих прежних, вечно недостаточных, знаний, от предвзятости, от
своей субъективности образования обязано развить в человеке способность к
самокритике мышления. Проверке и очищению его, к постоянной
самокорректировке.
4. ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
Все виды и типы знаний о человеке служат в той или иной степени ценным
источником для педагогической антропологии. Религия, искусство, философия,
науки о человеке, история искусств, выступают ближайшим и непосредственным
источником педагогической антропологии.
Данные и результаты биологических наук о человеке должны учитываться,
приниматься во внимание педагогической антропологией. Физиология и психология
как источники педагогической антропологии выступают на первый план. Но
человек – единственное из известных нам существ, физиология которого
опосредствована социальной средой, разумеется, в меньшей степени, чем
психология, но все же достаточно ощутимо. Стало быть, педагогической
антропологии необходимо синтезировать, наряду с данными биологии, материалы и
результаты общественных наук, сопоставив их друг с другом и с практикой
воспитания и образования.
Таким образом, педагогической антропологии приходится интерпретировать данные
как базовых, исходных наук о человеке, так и венчающей их философской
антропологии.
Педагогическая антропология, опираясь на законы развития личности и их
сообществ, устанавливаемые различными науками, в свою очередь рождает знание
о законах развития человека с точки зрения его воспитания. Педагогическая
антропология сама выступает как один из источников целостного
человековедения. Свое понимание человека как воспитателя и воспитуемого
педагогическая антропология черпает из истории человечества.
В социальных институтах и в материальном производстве воплощены дух, идем,
мышление, все продуктивные психические способности людей. Поэтому история
промышленности и общественных установлений есть основание для классификации и
типологии личности, для ее феноменологии, для изучения исторически
преходящего в личности и вечно сохраняющегося, хотя и видоизменяющегося в
ней.
Психологическая наука, изучающая факты сознания и допускающая интроспекцию в
качестве своего метода, напротив, дает антропологии непосредственный материал
для исключительно важных педагогических интерпретаций, впрочем, так же
нуждающийся в их
проверяющем соотнесении с
науками о процессе познания, о творчестве и практической деятельности:
логикой (методы познания); феноменологией духа (научное, художественное и
религиозное творчество); политической экономией; правом; историей.
Поскольку педагогическая антропология изучает человека как существо,
развивающееся в процессе воспитания, постольку ее интересует проблема
задатков и эволюции психики. Природные задатки человеческой психики –
свойства нервной системы, возможности усвоения человеческих достижений и
развития психических свойств.
Специфически человеческое сознание выражается в его самосознании, в
рефлексии, недоступной для других известных нам существ. Мышление не сводится
к актуализации ранее образованных ассоциаций. Напротив, существует и
регрессивное уподобление прежнего опыта новому. Результаты мыслительной
работы нередко ведут к перестройке структуры и замене содержания
предшествующих элементов тезауруса. Рефлексия позволяет преодолевать
противоречия между старым и новым в нашем опыте, между чувственным и
рациональным, воображаемым и реальным, желаемым и действительным.
Рефлективная деятельность сознания обслуживается системой чувствований. В ней
велик удельный вес бессознательных побуждений и стремлений. Чувтвования
выступают в роли посредника между познанием и волей, заключающейся в
образовании желаний, принятии решений и проведении их в жизнь, в поступках и
деяниях, во власти человека над собой, в его пользовании свободой.
Эмоциональные, волевые и умственные качества, приобретая индивидуальное
своеобразие у каждого человека, дают в своем единстве характер . характер
человека связан с его взглядами, убеждениями. Нрав складывается постепенно,
начиная с детского возраста. Особенно интенсивно развивается он в юношеские
годы, когда проясняются перспективные цели, появляются новые виды
деятельности, усиливается стремление к самосовершенствованию.
Искусство привлекается педагогической антропологией в качестве одного из
своих важнейших источников: его содержание и методы используются
педагогической антропологией для решения ее проблем. Особую ценность при этом
имеют так называемые романы воспитания во всех их разновидностях. Искусство
дает ценный материал для педагогической интерпретации, выводов и гипотез.
Изучая человека с помощью обобщенных и одновременно индивидуализированных
образов, искусство обладает колоссальной не только непосредственно
воспитательной, но и эпистемологической силой, эвристическим потенциалом.
Итак, антропология как наука о человеке включает в себя всю систему наук, все
виды искусства.
5. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В методологическом арсенале педагогико-антропологической науки мы
обнаруживаем общенаучные принципы познания и специальные методы в их
специфическом для этой области применении.
Поскольку каждая из областей человековедения преследует при изучении своего
предмета особые цели и задачи, педагогической антропологии приходится
1. синтезировать
данные каждой из этих
2. параллельно
осуществлять их
3. самой
изучать многочисленные
коллективах.
Данные конкретных наук о человеке только тогда могут быть ассимилированы
педагогикой, когда их переработка доведена до момента превращения их в
понятия. Постоянно развивающаяся система таких понятий дает возможность
построить предмет педагогической антропологии как посредника между
педагогикой и всем многообразием человекознания.
Законы развития личности, устанавливаемые различными науками о человеке и
человеческих обществах, служат главными источниками педагогической
антропологии, которая, в свою очередь, создает знание о законах развития
человека с точки зрения его воспитания.
Интерпретация
данных и выводов наук о
человеке является главным
педагогической антропологии. При этом она руководствуется педагогической
действительностью, практикой воспитания. Следовательно, практика и здесь
выступает одним из самых важных источников создаваемого педагогической
антропологией знания.
В данном случае в
понятие интерпретации
- идентификация проблем, релевантных для педагогики, в частности обнаружение
источников интерпретации
- модификация в
педагогических целях хорошо
зарекомендовавших себя в
науках о человеке методов приобретения, проверки и использования знаний
- дедукция педагогических
норм из законов
Этот принцип предполагает
широкое использование
Интерпретация служит
педагогическому синтезу
многообразии.
Очень важны в педагогической антропологии сравнительные методы. Это
сравнительно – исторический, сравнительно – эволюционный, сравнительно –
этнографический, биографический, казусный.
Сравнительно – исторический незаменим при изучении взаимодействия человека и
общества. Сравнительно – эволюционный необходим для выявления родовой
специфик человека. Сравнительно – этнографический применяется при
исследовании народных моделей поведения. Биографический наужен для изучения
развития личности в единстве с социальной историей. Казусный полезен при
изучении нетипичных и типичных конкретных случаев, взятых из клинической
практики.
Указанные теоретические методы исследования получают свое эвристическое
значение в сочетании с опытными и экспериментальными.
В ходе непосредственного изучения педантропологом своего объекта особое
значение приобретают наблюдения. Как массовые, так и одиночные, как с
применением опросных листов, так и без них. Применяются также составление
характеристик, психограмм, и т.п. Изучение дневников и продуктов творчества,
интроспекция и анализ воспоминаний.
Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно
связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели
модернизированного содержания образования, модели воспитывающей и обучающей
среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения.
Статистика – математический аппарат педагогико – антропологических
исследований отличается повышенной строгостью требований к планированию
эксперимента, сбору данных и их корректной обработке.
Существенное требование к педагогической антропологии – разработка
методологических
принципов многоуровневого
личности, например, симультанного изучения врожденных программ развития и
приобретенного его содержания.
6. ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.