Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:31, реферат
Педагогику все интересует в человеке. Но прежде всего наставнику необходимо
как можно больше узнать о своем питомце, и о самом себе. И о других людях, их
типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология -
человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремиться понять,
как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга.
Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы
становления личности. Каков характер различных групп, и как личность
взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития
становятся базой.
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ.
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
ПЛАН РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ.
ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.
ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. ВВЕДЕНИЕ.
Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека,
понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы
в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически
действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и
чертежи должного могут сроиться только на фундаменте целостного и системного
знания о развивающемся человеке, и наоборот – каждый закон индивидуального и
группового развития становится основой собственно педагогической практики.
Воспитание человека человеком изучается целостно, системно – как педагогико -
антропологическая наука. По природе своей педагогическая антропология -
средоточие высокой культуры, знания человека о самом себе. Это знание
выверялось и накапливалось тысячелетиями. Для родителей и учителей оно
незаменимо во всех отношениях. Им жизненно важно знать, к какому миру они
готовят ребенка, что ждет их питомце в обозримом будущем, когда воспитанникам
придется обходиться без помощи воспитателей. Это заинтересованное внимание к
устройству, духовному облику и тенденциям развития сегодняшнего мира ради
понимания мира завтрашнего означает, в частности, что педагогическая
антропология может ответить на ожидания воспитателя только в качестве
целостного учения о жизни – педагогического жизневедения, человечествоведения
и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира.
Современная педагогическая антропология идет в фарватере мировой мысли и
возможна только как результат ее усвоения. Проблематика, метод, содержание
педагогической антропологии синтетичны, полидисциплинарны. Их сегодняшнее
звучание мыслимо только как реверберация в пространстве всеобщей научной и
общекультурной дискуссии.
Педагогику все интересует в человеке. Но прежде всего наставнику необходимо
как можно больше узнать о своем питомце, и о самом себе. И о других людях, их
типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология -
человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремиться понять,
как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга.
Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы
становления личности. Каков характер различных групп, и как личность
взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития
становятся базой.
Педагогика познает свой объект – растущего, развивающегося человека – в
нерасторжимом слиянии
природного, общественного и
его сущности, становлении, свойствах, деятельности. Педагогика – наука и
искусство совершенствования личности. Личности как единства физического и
духовного, унаследованного и приобретенного, биологического и социального,
соматического и психического. Речь идет о взаимодействии человека
воспитуемого и человека воспитывающего. Человек как воспитуемый и воспитатель
есть одновременно и субъект, и объект педагогики. Не увязывая воедино природу
своего объекта и своего предмета, педагогика не в силах выйти в
конструктивную позицию – не может управлять изучаемыми процессами.
В объектную область педагогики входят и непреднамеренные, специально не
организованные, нетелеологические и несистематические явления и процессы.
2. ПРЕДМЕТ
И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек
развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в силах разработать
свой предмет – целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой
желаемые изменения в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах
личности.
Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать теорию и практику
воспитания ориентирами
для учета закономерного
свойств. Тогда только теория сможет сказать практику, собственно в каких
ситуациях, при каком именно сочетании обстоятельств один и тот же метод
вреден, в каких - полезен, а в которых – нейтрален.
Педагогическая антропология нужна как основа жизненно важных типологий
педагогических ситуаций, для разработки методических вариантов обучения и
воспитания. Это позволяет получить простые и действенные способы
индивидуализации образовательной работы, т.е. применения научного знания на
практике.
Она призвана предупреждать об опасностях или невозможности тех или иных
усилий. Педагогическая антропология разрабатывает учение о педагогических
«болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об
их терапии и профилактике. Среди болезней души и духа особенно опасны
злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной
пустоты и властолюбия. Понятно, насколько необходимы описания этих патологий
и педагогические выводы из них.
Педагогическая антропология не может при этом не опираться на данные
психологии и психоанализа, психиатрии. Психология преступника дает ценный
материал для развития педагогической нозологии, терапии и гигиены.
Психоанализ отсылает
исследователя к детству
хронически и одноразовым психическим травмам. Дает глубокие знания о неврозах
и их изживании. Медицинская психология служит важным источником для
педагогической деонтологии.
Педагогическая антропология выделяется в структуре педагогики как
фундаментальная и, вместе, вспомогательная наука, составляющая «цокольный
этаж» в здании педагогики, т.е. снабжающая все ее области целостным знанием
об их объекте.
Это знание необходимо для решения крайне важной методологической проблемы –
перехода с уровня на уровень в изучении человека, например, с биохимического,
молекулярного уровня
– на поведенческий через
этот переход звенья. Это знание может помочь в периодизации онтогенеза
человека, наконец, в построении теории личности, при решении вопросов о
структуре, сторонах и признаках развития личности, о границах изменений этих
признаков и факторах, регулирующих эти изменения.
Одна из важнейших целей педагогики – профилактика и коррекция девиантного,
разрушительного поведения – в принципе недостижима вне и помимо
человековедения. Педагогическая антропология вскрывает «технологию»
становления и воспитания преступников. В основе ее лежит тысячелетняя
практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой
природе.
3. ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.
По своей природе личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива. Ее
развитие протекает как сложное взаимодействие разворачиваемых во времени
внутренних и внешних программ. Внутренние, наследуемые, программы
обеспечивают воспитуемость и обучаемость человека, а внешние, средовые,
культурные, - его воспитание и обучение. Природа личности, а также
общественных связей и социальных образований такова, что высшие достоинства и
совершенства могут быть приобретены любым человеком, и препятствия к тому
ставят только тяжелые специфические заболевания. Природа познания такова, что
его методы и результаты могут передаваться от человека к человеку,
усваиваться и развиваться тем, кому они переданы.
Для блага личности и общества необходимы такие особые свойства, способности и
достоинства личности, которые сами по себе и случайно не вырабатываются или
формируются. Но в недостаточной степени.
Существуют средства взращивать в отдельном человеке и в группах лучшие и
более высокие совершенства, чем имеющиеся у воспитателей – средства
приращения совершенств. Для развития этих высших совершенств, и необходимых,
и возможных, существуют надежные способы: ясные цели, содержание (программа,
система, стратегия и хронологический план), а также методы (тактика).
Системой обоснования и технологической разработки этих средств и является
педагогика.
Аксиома орудийно-знакового опосредствования процесса усвоения культуры в ходе
воспитания фиксирует тот факт, что обучать и воспитывать можно только
посредством знаковых систем и через предметы, созданные человеком для
человека. Этот закон развития личности с помощью культурных образцов – едва
ли не важнейший с содержательной точки зрения из законов сущего.
Аксиома апперцепции констатирует зависимость всех последующих восприятий от
содержания и структуры предшествующего опыта. В ней отражен тот
фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное
впечатление на разных людей из-за заведомых различий в их индивидуальном
опыте.
От типа, характера, стиля. Культуры общения, с которой впервые знакомится
новорожденный человек, зависит впоследствии восприятие им более сложных и
глубоких пластов культуры. Этот процесс состоит из способов удовлетворения
окружающими потребностей ребенка, из адаптации его к миру и аккомодации мира
к себе. Процесс постепенно ускорятся как бы под действием сложных процентов:
приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова ведет к росту вложенного
в человека духовного капитала.
Зависимость последующих восприятий и реакций от предшествующих, конечно, не
фатальна, не абсолютна. Она скорее ситуативна, варьируема обстоятельствами.
Здесь нет предопределенности. Часть восприятий забывается, их воздействие на