Педагогическая антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:31, реферат

Описание работы

Педагогику все интересует в человеке. Но прежде всего наставнику необходимо
как можно больше узнать о своем питомце, и о самом себе. И о других людях, их
типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология -
человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она стремиться понять,
как очеловечивается человек и как люди разного возраста влияют друг на друга.
Насколько воспитуем ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы
становления личности. Каков характер различных групп, и как личность
взаимодействует с ними. Законы индивидуального и группового развития
становятся базой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АНТРОПОЛОГИИ.

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

педагогическая антропология.docx

— 32.82 Кб (Скачать)

             ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.                  

     ПЛАН  РАБОТЫ:

    

    

ВВЕДЕНИЕ

 

ПРЕДМЕТ И ОБЛАСТЬ  ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

АНТРОПОЛОГИИ.

 

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

   

ИСТОЧНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

   

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ОБЩЕСТВОМ.

 

ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ.

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

     1.     ВВЕДЕНИЕ.

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу  человека,

понимание его сущности. Она обязана исходить из истины  человеческой природы

в ее реальном историческом бытии. Педагогические закономерности, практически

действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и

чертежи должного могут  сроиться только на фундаменте целостного и системного

знания о развивающемся  человеке, и наоборот – каждый закон  индивидуального и

группового развития становится основой собственно педагогической практики.

Воспитание человека человеком изучается целостно, системно – как педагогико -

антропологическая наука. По природе своей педагогическая антропология  -

средоточие высокой  культуры, знания человека о самом  себе. Это знание

выверялось и накапливалось  тысячелетиями. Для родителей и  учителей оно

незаменимо во всех отношениях. Им жизненно важно знать, к какому миру они

готовят ребенка, что  ждет их питомце в обозримом будущем, когда воспитанникам

придется обходиться без помощи воспитателей. Это заинтересованное внимание к

устройству, духовному  облику и тенденциям развития сегодняшнего мира ради

понимания мира завтрашнего  означает, в частности, что педагогическая

антропология может  ответить на ожидания воспитателя только в качестве

целостного учения о жизни – педагогического  жизневедения, человечествоведения

и человековедения, в качестве педагогического осмысления мира.

Современная педагогическая антропология идет в фарватере мировой  мысли и

возможна только как результат ее усвоения. Проблематика, метод, содержание

педагогической антропологии синтетичны, полидисциплинарны. Их сегодняшнее

звучание мыслимо  только как реверберация в пространстве всеобщей научной и

общекультурной дискуссии.

Педагогику все  интересует в человеке. Но прежде всего  наставнику необходимо

как можно больше узнать о своем питомце, и о  самом себе. И о других людях, их

типах и способах жизнедеятельности. Педагогическая антропология  -

человековедение, служащее воспитанию и обучению людей. Она  стремиться понять,

как очеловечивается  человек и как люди разного  возраста влияют друг на друга.

Насколько воспитуем  ребенок на разных этапах жизни. Каковы причины и процессы

становления личности. Каков характер различных групп, и как личность

взаимодействует с  ними. Законы индивидуального и группового развития

становятся базой.

Педагогика познает  свой объект – растущего, развивающегося человека – в

нерасторжимом слиянии  природного, общественного и индивидуального  в нем. В

его сущности, становлении, свойствах, деятельности. Педагогика –  наука и

искусство совершенствования  личности. Личности как единства физического  и

духовного, унаследованного  и приобретенного, биологического и  социального,

соматического и  психического. Речь идет о взаимодействии человека

воспитуемого и  человека воспитывающего. Человек как  воспитуемый и воспитатель

есть одновременно и субъект, и объект педагогики. Не увязывая воедино природу

своего объекта  и своего предмета, педагогика не в  силах выйти в

конструктивную позицию  – не может управлять изучаемыми процессами.

В объектную область  педагогики входят и непреднамеренные, специально не

организованные, нетелеологические  и несистематические явления  и процессы.

     2. ПРЕДМЕТ  И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  АНТРОПОЛОГИИ.

Предметом педагогической антропологии является объект педагогики – человек

развивающийся. Только исследуя свой объект, педагогика в  силах разработать

свой предмет –  целенаправленные взаимодействия людей, влекущие за собой

желаемые изменения  в мотивационной, интеллектуальной, поведенческой сферах

личности.

Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать теорию и практику

воспитания ориентирами  для учета закономерного разнообразия личностных

свойств. Тогда только теория сможет сказать практику, собственно в каких

ситуациях, при каком  именно сочетании обстоятельств  один и тот же метод

вреден, в каких -  полезен, а в которых – нейтрален.

Педагогическая антропология нужна как основа жизненно важных типологий

педагогических ситуаций, для разработки методических вариантов  обучения и

воспитания. Это позволяет  получить простые и действенные  способы

индивидуализации  образовательной работы, т.е. применения научного знания на

практике.

Она призвана предупреждать  об опасностях или невозможности  тех или иных

усилий. Педагогическая антропология разрабатывает учение о педагогических

«болезнях», об их признаках, их внешних и внутренних причинах и развитии, об

их терапии и  профилактике. Среди болезней души и духа особенно опасны

злокачественные душевные образования типа антропофобии, экзистенциальной

пустоты и властолюбия. Понятно, насколько необходимы описания этих патологий

и педагогические выводы из них.

Педагогическая антропология не может при этом не опираться  на данные

психологии и психоанализа, психиатрии. Психология преступника  дает ценный

материал для развития педагогической нозологии, терапии  и гигиены.

Психоанализ отсылает исследователя к детству страдающего  болезнью души, к

хронически и одноразовым  психическим травмам. Дает глубокие знания о неврозах

и их изживании. Медицинская  психология служит важным источником для

педагогической деонтологии.

Педагогическая антропология выделяется в структуре педагогики как

фундаментальная и, вместе, вспомогательная наука, составляющая «цокольный

этаж» в здании педагогики, т.е. снабжающая все ее области целостным  знанием

об их объекте.

Это знание необходимо для решения крайне важной методологической проблемы –

перехода с уровня на уровень в изучении человека, например, с биохимического,

молекулярного уровня – на поведенческий через многократно  опосредствующие

этот переход звенья. Это знание может помочь в периодизации онтогенеза

человека, наконец, в  построении теории личности, при решении  вопросов о

структуре, сторонах и признаках развития личности, о  границах изменений этих

признаков и факторах, регулирующих эти изменения.

Одна из важнейших  целей педагогики – профилактика и коррекция девиантного,

разрушительного поведения  – в принципе недостижима вне  и помимо

человековедения. Педагогическая антропология вскрывает «технологию»

становления и воспитания преступников. В основе ее лежит  тысячелетняя

практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся  в человеческой

природе.

     3. ВОЗМОЖНОСТИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ.

По своей природе  личность поэтапно развиваема, пластична, изменчива. Ее

развитие протекает  как сложное взаимодействие разворачиваемых  во времени

внутренних и внешних  программ. Внутренние, наследуемые, программы

обеспечивают воспитуемость  и обучаемость человека, а внешние, средовые,

культурные, - его  воспитание и обучение. Природа личности, а также

общественных связей и социальных образований такова, что высшие достоинства и

совершенства могут  быть приобретены любым человеком, и препятствия к тому

ставят только тяжелые  специфические заболевания. Природа  познания такова, что

его методы и результаты могут передаваться от человека к  человеку,

усваиваться и развиваться  тем, кому они переданы.

Для блага личности и общества необходимы такие особые свойства, способности и

достоинства личности, которые сами по себе и случайно не вырабатываются или

формируются. Но в  недостаточной степени.

Существуют средства взращивать в отдельном человеке и в группах лучшие и

более высокие совершенства, чем имеющиеся у воспитателей – средства

приращения совершенств. Для развития этих высших совершенств, и необходимых,

и возможных, существуют надежные способы: ясные цели, содержание (программа,

система, стратегия  и хронологический план), а также  методы (тактика).

Системой обоснования  и технологической разработки этих средств и является

педагогика.

Аксиома орудийно-знакового  опосредствования процесса усвоения культуры в ходе

воспитания фиксирует  тот факт, что обучать и воспитывать  можно только

посредством знаковых систем и через предметы, созданные  человеком для

человека. Этот закон  развития личности с помощью культурных образцов – едва

ли не важнейший  с содержательной точки зрения из законов сущего.

Аксиома апперцепции  констатирует зависимость всех последующих  восприятий от

содержания и структуры  предшествующего опыта. В ней  отражен тот

фундаментальный факт, что одно и то же воздействие производит несходное

впечатление на разных людей из-за заведомых различий в  их индивидуальном

опыте.

От типа, характера, стиля. Культуры общения, с которой  впервые знакомится

новорожденный человек, зависит впоследствии восприятие им более сложных и

глубоких пластов  культуры. Этот процесс состоит из способов удовлетворения

окружающими потребностей ребенка, из адаптации его к миру и аккомодации мира

к себе. Процесс постепенно ускорятся как бы под действием  сложных процентов:

приращенный опыт дает увеличенный процент, тот снова  ведет к росту вложенного

в человека духовного  капитала.

Зависимость последующих  восприятий и реакций от предшествующих, конечно, не

фатальна, не абсолютна. Она скорее ситуативна, варьируема обстоятельствами.

Здесь нет предопределенности. Часть восприятий забывается, их воздействие  на

Информация о работе Педагогическая антропология