Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности).
На основании цели работы был определён объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
В соответствии с целью и объектом исследования был выделен предмет исследования – возможности воспитания патриотических чувств в процессе обучения младших школьников.
В процессе изучения проблемы предложено решить следующие задачи:
1. Обосновать цели и задачи патриотического воспитания;
2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся с учётом возрастных особенностей;
3. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания младших школьников средствами предметов социально-гуманитарных дисциплин;

Содержание

Введение………………………………………………………… . 3
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Цели и задачи патриотического воспитания………………… 5
1.2 Возрастные особенности младших школьников……………13
Глава 2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин
2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………………………….20
2.2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………..26
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по истории.doc11.docx

— 75.93 Кб (Скачать)
  • когнитивный – отражение и познание субъектом предметов и явлений родной страны;
  • эмоционально-оценочный – проявление отношений субъекта к предметам и явлениям родной страны;
  • ценностно-смысловой – совокупность смысловых образований, личностную значимость, мотивы, установки и личностно значимые переживания по отношению к родной стране.

     При адекватном развитии образ Родины его  компоненты тесно взаимосвязаны: познание родной страны вызывает переживание её ценности, что, в свою очередь, сопровождается формированием личностного смысла родины.

     Воспитание  у современных школьников позитивного  отношения к родной стране должно не только опираться на высокий уровень  знаний, но и создавать условия для формирования позитивных переживаний по отношению к Отечеству, усвоения общественных ценностей родной страны, развития мотивации поведения и деятельности на благо родины.

     Использование этих знаний в патриотическом воспитании способствует развитию у детей духовной, интеллектуальной деятельности, углублению её познавательной и ценностно-ориентационного характера. Знания, входящие в структуру патриотического сознания, выполняют в основном две функции: онтологическую (создание целостной картины предстоящей деятельности) и ориентировочную (расширяет круг объектов, входящих в систему ценностей, опыт нравственной ориентировки в патриотических ситуациях.

     В своей работе со школьниками по воспитанию духовных основ патриотизма педагог  должен помнить важное методологическое требование – комплексность в работе, которое помогает учащимся:

  • развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность;
  • повышать интеллект и культурный уровень личности;
  • расширять кругозор, эрудицию;
  • приобщаться к творческой деятельности;
  • психологически готовиться к жизни и труду;
  • повышать нравственность;
  • воспитать в себе любовь к родному краю, а через него – к родине.

     В общей системе патриотического  воспитания учащихся  гуманитарными  дисциплинами входят также внеклассные занятия. Особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией отдыха учащихся. Проводить их довольно сложно в организационно-методическом отношении, требуется выразить определённое содержание в его тематическом и логико-организационном единстве. Необходима разработка развёрнутого сценария, в котором должна быть определена последовательность использования средств героико-патриотического воспитания для раскрытия проблемы полготовки молодёжи к защите Родины, входящей в систему духовных ценностей молодёжи. Действенность вечера определяется прежде всего комбинированным характером применяемых средств героико-патриотического воспитания, возможностями их воздействия на все сферы личности учащихся.

     Основными специфическими чертами тематического  вечера по героико-патриотической тематике является публицистичность, документально-художественная образность, наличие чётко выработанного сюжета. При проведении подобных мероприятий важно использовать привлекательные для молодёжи художественно-эстетические средства – чтение стихов современных поэтов, а также поэтов, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, исполнение песен; проведение поэтических и музыкальных конкурсов на патриотическую тематику; просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма, произведений литературы, живописи и др.

     Вечер готовит и проводит при помощи классного руководителя инициативная группа. Из её членов выбирается ведущий. Им должен быть человек, обладающий глубокой культурой, умением остро и увлечённо ставить вопросы, владеющий основами ораторского искусства.

     Важно заранее наметить выступающих, рассказать им об идейно-теоретическом замысле вечера, ознакомить с примерным содержанием их выступления, подобрать наглядные и художественные средства отражения темы.

     Важным  условием повышения эффективности  вечера является участие в нём  аудитории. Существует немало приёмов активизации присутствующих, например, создании проблемной ситуации, диалог с участниками Великой Отечественной войны. Создание ситуаций эмоционального подъёма аудитории способствует использование воинских ритуалов, минут молчания, скандирование приветствий и лозунгов.

     Важную  роль в героико-патриотическом воспитании учащихся, играет встреча с ветеранами войны и труда, которые являются страстными пропагандистами боевых и трудовых традиций российского народа. Многие из них имели ранения, контузии, но, несмотря на это, они сегодня в строю, продолжают работать, вносить свой вклад в укрепление могущества и славы России.

     Важным  воспитательным элементом такой  встречи является наказ ветеранов  учащимся свято хранить и умножать героические традиции русского народа. Наказ может быть зачитан устно или оформлен в виде плаката, странички стенгазеты, раздаточного материала для каждого участника встречи.

     Одним из условий эффективности организации  встреч с ветеранами является посещение  мест, связанных с деятельностью выступающих, с конкретными событиями и делами (места боёв, воинские части, музеи боевой славы, предприятия). Место встречи должно располагать к непринуждённому разговору, содействовать поддержанию взаимопонимания и интереса учащихся к событиям, о которых идёт речь.

     Также среди распространённых и действенных  средств по воспитанию патриотизма  занимают уроки мужества. В процессе их подготовки и проведения учитель использует возможности для формирования ценной для общества предметной направленности мотивов познания – направленности на такие знания, формирования которых обогащает ведущие свойства в личности школьника, способствует развитию  её разносторонности, гармоничности, целостности.

     В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях своего народа. Школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.

     При подготовке уроков мужества учитель  обеспечивает общественно ценные мотивы познания и поведения учащихся как  в плане их предметной направленности, так и с точки зрения социально-поведенческого аспекта.

     Проводимая  поисковая работа способствует росту  сознания учащихся – школьникам становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей, освободительная миссия Российской Армии, интернациональная помощь народам других страна. Содержание поисковой работы способствует формированию у школьников гуманистических мотивов гражданского патриотического долга и ответственности. Учитель воспитывает у учащихся активное патриотическое отношение к Родине, стремление к активности в патриотической деятельности.

     Логика  учебно-воспитательного процесса должна соответствовать логике развития личности в целом и формируемого качества в частности. В структуре учебно-воспитательного процесса выделяются стадии, этапы и более конкретные “единицы” (урок, внеклассное воспитательное мероприятие), которые обеспечивают рост формируемого качества (мотивация познания, деятельности поведения) до уровня, который определяется единством личностных, коллективных и общественных интересов.

     Учитель-воспитатель  ставит как общие цели для урока  мужества в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В этих целях проектируется актуализация формируемого качества в единстве с главными свойствами личности школьника. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества в контексте всестороннего развития личности.

     Таким образом, осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную информацию, которая позволяет обогатить их знание о человеке, об основных этапах развития человечества, о закономерностях исторического развития России. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них важнейшие качества личности: толерантность, патриотизм. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся.

     Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания младших школьников.

     Вывод по главе 2

     Во  второй главе обращено внимание на воспитание патриотизма младших школьников на уроках социально-гуманитарных дисциплин. Рассмотрено каким образом патриотическое воспитание влияет на полноценное разностороннее формирование личности школьника.

     Проблема  воспитания патриотизма имеет большое  значение и очень актуально в  настоящее время.

     Изучение  патриотизма на уроках социально-гуманитарных дисциплин уделяется немаловажное значение. Так же уделяется внимание важности проведения праздников в форме внеклассных мероприятий. Изучение данной проблемы влияет на развитие активности и углубления знаний учащихся о традициях и подвигах русского народа и тем самым родной истории. Ведь только, узнав прошлое, мы можем думать о будущем и благополучно строить его.

     Заключение

     Автором курсовой работы рассматривалась проблема патриотического воспитания младших  школьников. Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

     В начальных классах много времени отводиться изучению различных исторических событий что помогает закладывать основы патриотического воспитания.

     Предметы  социально-гуманитарного цикла играют важнейшую роль в патриотическом воспитании. Это приобрело ещё большее значение в связи с тем, что Россия является государством многонациональным. Из этого следует, возрастает вероятность конфликтов между школьниками, т.к. в классах в настоящее время и не только учатся дети, являющиеся представителями различных народов.

     Для того чтобы у детей не возникло негативного отношения к своей  Родине, для того, чтобы дети любили и уважали свою страну, нужно развивать у них чувство патриотизма с раннего возраста.

     Патриотизм  – это чувство гордости своим  отечеством, его историей. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплочённого патриотическими чувствами.

     Патриотическое  воспитание должно гармонично сочетается с приобщения учащихся к лучшим достижениям  мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа.     

      

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников