Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:12, курсовая работа
цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности).
На основании цели работы был определён объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
В соответствии с целью и объектом исследования был выделен предмет исследования – возможности воспитания патриотических чувств в процессе обучения младших школьников.
В процессе изучения проблемы предложено решить следующие задачи:
1. Обосновать цели и задачи патриотического воспитания;
2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся с учётом возрастных особенностей;
3. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания младших школьников средствами предметов социально-гуманитарных дисциплин;
Введение………………………………………………………… . 3
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Цели и задачи патриотического воспитания………………… 5
1.2 Возрастные особенности младших школьников……………13
Глава 2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин
2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………………………….20
2.2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………..26
Заключение
Список литературы
- когнитивный – отражение и познание субъектом предметов и явлений родной страны;
- эмоционально-оценочный – проявление отношений субъекта к предметам и явлениям родной страны;
- ценностно-смысловой – совокупность смысловых образований, личностную значимость, мотивы, установки и личностно значимые переживания по отношению к родной стране.
При адекватном развитии образ Родины его компоненты тесно взаимосвязаны: познание родной страны вызывает переживание её ценности, что, в свою очередь, сопровождается формированием личностного смысла родины.
Воспитание у современных школьников позитивного отношения к родной стране должно не только опираться на высокий уровень знаний, но и создавать условия для формирования позитивных переживаний по отношению к Отечеству, усвоения общественных ценностей родной страны, развития мотивации поведения и деятельности на благо родины.
Использование этих знаний в патриотическом воспитании способствует развитию у детей духовной, интеллектуальной деятельности, углублению её познавательной и ценностно-ориентационного характера. Знания, входящие в структуру патриотического сознания, выполняют в основном две функции: онтологическую (создание целостной картины предстоящей деятельности) и ориентировочную (расширяет круг объектов, входящих в систему ценностей, опыт нравственной ориентировки в патриотических ситуациях.
В своей работе со школьниками по воспитанию духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в работе, которое помогает учащимся:
- развивать наблюдательность, мышление, научную любознательность;
- повышать интеллект и культурный уровень личности;
- расширять кругозор, эрудицию;
- приобщаться к творческой деятельности;
- психологически готовиться к жизни и труду;
- повышать нравственность;
- воспитать в себе любовь к родному краю, а через него – к родине.
В общей системе патриотического воспитания учащихся гуманитарными дисциплинами входят также внеклассные занятия. Особое место занимают тематические вечера. Они обладают значительными возможностями идейно-эмоционального воздействия на духовную сферу будущих защитников Родины и сочетают в себе элемент героико-патриотического воспитания с организацией отдыха учащихся. Проводить их довольно сложно в организационно-методическом отношении, требуется выразить определённое содержание в его тематическом и логико-организационном единстве. Необходима разработка развёрнутого сценария, в котором должна быть определена последовательность использования средств героико-патриотического воспитания для раскрытия проблемы полготовки молодёжи к защите Родины, входящей в систему духовных ценностей молодёжи. Действенность вечера определяется прежде всего комбинированным характером применяемых средств героико-патриотического воспитания, возможностями их воздействия на все сферы личности учащихся.
Основными специфическими чертами тематического вечера по героико-патриотической тематике является публицистичность, документально-художественная образность, наличие чётко выработанного сюжета. При проведении подобных мероприятий важно использовать привлекательные для молодёжи художественно-эстетические средства – чтение стихов современных поэтов, а также поэтов, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, исполнение песен; проведение поэтических и музыкальных конкурсов на патриотическую тематику; просмотр и обсуждение фрагментов кинофильма, произведений литературы, живописи и др.
Вечер готовит и проводит при помощи классного руководителя инициативная группа. Из её членов выбирается ведущий. Им должен быть человек, обладающий глубокой культурой, умением остро и увлечённо ставить вопросы, владеющий основами ораторского искусства.
Важно заранее наметить выступающих, рассказать им об идейно-теоретическом замысле вечера, ознакомить с примерным содержанием их выступления, подобрать наглядные и художественные средства отражения темы.
Важным условием повышения эффективности вечера является участие в нём аудитории. Существует немало приёмов активизации присутствующих, например, создании проблемной ситуации, диалог с участниками Великой Отечественной войны. Создание ситуаций эмоционального подъёма аудитории способствует использование воинских ритуалов, минут молчания, скандирование приветствий и лозунгов.
Важную роль в героико-патриотическом воспитании учащихся, играет встреча с ветеранами войны и труда, которые являются страстными пропагандистами боевых и трудовых традиций российского народа. Многие из них имели ранения, контузии, но, несмотря на это, они сегодня в строю, продолжают работать, вносить свой вклад в укрепление могущества и славы России.
Важным воспитательным элементом такой встречи является наказ ветеранов учащимся свято хранить и умножать героические традиции русского народа. Наказ может быть зачитан устно или оформлен в виде плаката, странички стенгазеты, раздаточного материала для каждого участника встречи.
Одним
из условий эффективности
Также среди распространённых и действенных средств по воспитанию патриотизма занимают уроки мужества. В процессе их подготовки и проведения учитель использует возможности для формирования ценной для общества предметной направленности мотивов познания – направленности на такие знания, формирования которых обогащает ведущие свойства в личности школьника, способствует развитию её разносторонности, гармоничности, целостности.
В ходе подготовки и проведения уроков мужества учащиеся воспитываются на героических традициях своего народа. Школьники знакомятся с историей подвига российского народа в Великой Отечественной войне, встречаются с участниками и свидетелями исторических событий – фронтовиками, тружениками тыла. Гости рассказывают о примерах массового героизма, мужества, отваги российских воинов. Это способствует становлению правильных мировоззренческих позиций, побуждений учащихся, формированию у них стремлений равняться на идеалы, положительные примеры служения Родине.
При подготовке уроков мужества учитель обеспечивает общественно ценные мотивы познания и поведения учащихся как в плане их предметной направленности, так и с точки зрения социально-поведенческого аспекта.
Проводимая поисковая работа способствует росту сознания учащихся – школьникам становятся более близкими и понятными патриотические подвиги российских людей, освободительная миссия Российской Армии, интернациональная помощь народам других страна. Содержание поисковой работы способствует формированию у школьников гуманистических мотивов гражданского патриотического долга и ответственности. Учитель воспитывает у учащихся активное патриотическое отношение к Родине, стремление к активности в патриотической деятельности.
Логика
учебно-воспитательного
Учитель-воспитатель ставит как общие цели для урока мужества в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В этих целях проектируется актуализация формируемого качества в единстве с главными свойствами личности школьника. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества в контексте всестороннего развития личности.
Таким образом, осваивая общественные науки, школьники получают историческую, социальную информацию, которая позволяет обогатить их знание о человеке, об основных этапах развития человечества, о закономерностях исторического развития России. Дисциплины этого цикла позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них важнейшие качества личности: толерантность, патриотизм. Воспитательный потенциал обществоведческих дисциплин связан с задачами социальной адаптации учащихся.
Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла, преподаваемые в школе, обладают значительным потенциалом для патриотического воспитания младших школьников.
Вывод по главе 2
Во второй главе обращено внимание на воспитание патриотизма младших школьников на уроках социально-гуманитарных дисциплин. Рассмотрено каким образом патриотическое воспитание влияет на полноценное разностороннее формирование личности школьника.
Проблема воспитания патриотизма имеет большое значение и очень актуально в настоящее время.
Изучение
патриотизма на уроках социально-гуманитарных
дисциплин уделяется
Заключение
Автором курсовой работы рассматривалась проблема патриотического воспитания младших школьников. Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В начальных классах много времени отводиться изучению различных исторических событий что помогает закладывать основы патриотического воспитания.
Предметы социально-гуманитарного цикла играют важнейшую роль в патриотическом воспитании. Это приобрело ещё большее значение в связи с тем, что Россия является государством многонациональным. Из этого следует, возрастает вероятность конфликтов между школьниками, т.к. в классах в настоящее время и не только учатся дети, являющиеся представителями различных народов.
Для того чтобы у детей не возникло негативного отношения к своей Родине, для того, чтобы дети любили и уважали свою страну, нужно развивать у них чувство патриотизма с раннего возраста.
Патриотизм – это чувство гордости своим отечеством, его историей. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплочённого патриотическими чувствами.
Патриотическое
воспитание должно гармонично сочетается
с приобщения учащихся к лучшим достижениям
мировой цивилизации. Данная система
должна способствовать выработке преемственного
мышления, приверженности своему национальному
наследию и осознанию его роли и места
в мировом духовном развитии, также уважению
и открытости ко всем другим системам
и традициям. Только глубокая и осознанная
любовь к своему наследию побуждает человека
с уважением относиться к чувствам других,
быть нечутким к трагедиям отечества и
народа.
Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников