Патриотическое воспитание младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его гражданской и социальной активности).
На основании цели работы был определён объект исследования – патриотическое воспитание младших школьников.
В соответствии с целью и объектом исследования был выделен предмет исследования – возможности воспитания патриотических чувств в процессе обучения младших школьников.
В процессе изучения проблемы предложено решить следующие задачи:
1. Обосновать цели и задачи патриотического воспитания;
2. Изучить особенности патриотического воспитания учащихся с учётом возрастных особенностей;
3. Выявить методы и приёмы патриотического воспитания младших школьников средствами предметов социально-гуманитарных дисциплин;

Содержание

Введение………………………………………………………… . 3
Глава 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1 Цели и задачи патриотического воспитания………………… 5
1.2 Возрастные особенности младших школьников……………13
Глава 2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин
2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………………………….20
2.2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин………………………………………..26
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по истории.doc11.docx

— 75.93 Кб (Скачать)

     Вывод по главе 1

     В данной главе рассматриваются теоретические  основы патриотического воспитания, его цели и задачи, а также учёт возрастных особенностей младших  школьников. Так же рассматриваются высказывания учёных по данной проблеме их отношение к патриотическому воспитанию.

     Главный акцент в данной главе делался  на раскрытие самого понятия “патриотизм” и “патриот”, к данному термину. Рассматривается проблема воспитания младших школьников в процессе формирования личности, влияние семьи на становление патриотизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА  ПРЕДМЕТАМИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

     2.1 Воспитание среды предметами социально-гуманитарных дисциплин

     Патриотическое  воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общения, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение ребёнка к опыту предшествующих поколений.

     С углублением познания своей Родины начинается воспитание патриотизма. Патриотизм не может быть не связанным корнями с историей нашего народа. В полнее очевидно, что результаты воспитания, формирования личности зависят не только от видов деятельности, в которые включён школьник, но и от её содержания. Участие подрастающего поколения в исторической деятельности приобретает особое значение в силу общественной значимости её содержания. В этих условиях она служит не только достижению общих целей всестороннего, гармоничного развития, но и решению конкретной педагогической задачи – патриотическому воспитанию школьников.

     Воспитание  патриотизма через гуманитарные предметы – это многогранный и  сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

     В последнее время одной из новых сфер гуманитарного образования, развивающихся главным образом в системе дополнительного образования детей, стало историко-генеалогическое краеведение.

     Область практической генеалогии обладает огромным воспитательным потенциалом и может  быть эффективным средством формирования глубоких патриотических чувств, ценностного отношения к истории не только своей семьи, но и к опыту предшествующих поколений к историческому прошлому страны.

     Воспитательный  эффект учебного процесса значительно  возрастает, если он связан в единое целое с системой внеклассной работы, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них чувства любви к Родине, постоянной готовности с честью выполнить как патриотический, так и гражданский долг.

     Внеучебная  работа по патриотическому воспитанию образует совместно с обучением  единую систему, в которой они связаны между собой множеством переходов.

     Знания  функций учебного процесса в системе патриотического воспитания учащихся поможет учителю в постановке целей урока, при отборе материала с патриотической направленностью, в определении методов и форм организации деятельности учащихся.

       Реализация функций учебного процесса в патриотическом воспитании требует соблюдения принципа единства содержательного и процессуального. Применение его в процессе подготовки учащихся к служению отечеству вызвано тем, что отбор элементов общественной культуры, подлежащих усвоению, следует сопровождать поиском и формированием адекватных дидактических средств, обеспечивающих эффективную “передачу” обучающимся.

     Обучение  в школе выполняет ведущую  развивающую функцию, поскольку в содержании учебных предметов отражены важнейшие нравственные, духовные ценности и культурные традиции нашего народа.

     Вооружение  учащихся системой знаний, обеспечивающих освоение общенаучных основ деятельности, направленной на реализацию патриотических идей является одной из важных функций процесса обучения. Важно чтобы эти знания выполняли регулирующую роль по отношению к процессу овладения патриотической деятельностью, освоенный научный потенциал учебных предметов способствовал бы духовной, культурной, социальной , нравственно-психологической ориентировке формирующегося человека в ситуациях освоения патриотического опыта.  Очень важно, чтобы материал учебных предметов также расширял социальный опыт учащихся, а полученные знания переходили в практическую деятельность по укреплению и защите морали, восстановлению культурных и исторических памятников нашей Родины, чтобы знания представляли ценность для применения в окружающей школьника действительности.

     Сегодня теория и практика патриотического  воспитания находится на переломном этапе развития. Всё очевиднее становиться недостаточность традиционных представлений о задачах и функциях воспитательной работы в процессе патриотического воспитания подрастающего поколения. Деятельность школьных музеев боевой, трудовой славы зачастую носит просветительский характер, не связанный с конкретными задачами, которые сегодня решаются. Школьники не мало знают о героизме российских людей в бою и труде, но эти знания не пробуждают стремления быть похожими на них в учёбе.

     Эти проблемы подтверждаются анализом планов патриотического воспитания учащихся. Учащиеся слабо вовлекаются в практическую деятельность с реальным патриотическим содержанием: изучение глубины отечественной мысли о служении Отечеству нередко подменяется общими выступлениями на теоретических конференциях, обилием лозунгов; воспитание на боевых, трудовых традициях российского народа сводиться к пропаганде фактов и событий из жизни выдающихся людей, относящихся к истории Великой Отечественной Войне без учёта их сегодняшней исторической оценки, без связи с современными тенденциями развития российского общества. Между тем известно, что традиции усваиваются лишь тогда, когда молодёжь участвует в их развитии.

     Руководители  учреждений образования и педагогические коллективы зачастую имеют теоретические  представления об этапах и закономерностях  патриотического становления личности.

     Содержание  и структура план зависят от уровня работы образовательного учреждения, от условий, в которых оно находиться; от сложившихся традиций; от реальных возможностей школы и её коллектива.

     Приступая к планированию, не следует забывать, что конечным результат работы – сформированный опыт служения Отечеству, основанный на чувстве Родины, деятельной любви к ней и готовности в случае необходимости беззаветно её созидать и защищать.

     Учитель должен организовать патриотическое воспитание в учебном процессе так, чтобы каждый предмет стимулировал развитие личности школьника по основным направлениям (знания, умения, личность в целом) в соответствии с возможностями, которыми он располагает, и вносил свой вклад в формирование базовых компонентов опыта служения Отечеству.

     В процессе преподавания гуманитарных дисциплин решаются воспитательные задачи, которые могут быть отнесены к различным направлениям воспитания: духовному, нравственному, эстетическому, этическому, физическому и патриотическому. В учебном процессе виды воспитания реализуются комплексно, интегрировано.

     К воспитательным задачам тесно примыкают  развивающие задачи, которые решаются при преподавании гуманитарных дисциплин и представляют собой направления развития личности, обеспечиваемые либо воспитанием, либо обучением и воспитанием. Социально-нравственное развитие проявляется в усвоении понятий о социальных нормах отношений, сформированности элементов гражданско-патриотического сознания, усвоении обобщённых закономерностей жизни и развития общества и человека в нём, понятий культуры социальных отношений.

     Взаимосвязь обучающей, развивающей и воспитательной функций в образовании закономерна. Образовательный аспект обучения связан с расширением объёма усваиваемого содержания; развивающий – с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании обучаемого; воспитательный – с целенаправленным формированием личности отношения к этому содержанию и к действительности в целом.

     Содержание  основного учебного материала, изучаемого школьниками по данным дисциплинам. При условии овладения теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьника базовых личностных и профессиональных качеств: современного научного мировоззрения, патриотических убеждений, гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры. Именно при изучении гуманитарных дисциплин учащиеся добиваются важных качественных изменений в своём социально- нравственном и общекультурном развитии, осваивают основы содержания и саморазвития.

     Содержание  большинства гуманитарных дисциплин, изучаемых в учебное время, отражено в федеральном компоненте государственных образовательных стандартов, и учителю очень важно “насытить” его воспитательным аспектом. Содержание учебного материала по каждой дисциплине в соответствии со сформулированными в государственных образовательных стандартах (воспитательными) целями целесообразно придать комплексную воспитательную направленность с учётом духовно-нравственного, гражданского, этического, эстетического, патриотического и других видов воспитания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Воспитание патриотизма предметами социально-гуманитарных дисциплин

     Организация целостного учебно-воспитательного процесса, в котором, наряду с урочной системой занятий, используется и другие формы обучения и воспитания, коллективной и индивидуальной деятельности учащихся, ориентированные на стимулирование творческой гражданско-патриотической активности школьников, развитие самостоятельности мышления, нравственных качеств личности, эстетической культуры и др.

     Эффективное использование новейших педагогических технологий, воспитательных возможностей и методов преподавания гуманитарных дисциплин обеспечивает воспитание и развитие, и развитие личности школьников.

     В преподавании гуманитарных дисциплин  сегодня актуальны методы как  традиционного, так и активного обучения. При преподавании конкретных гуманитарных дисциплин используются и специфические виды деятельности.

     Формы и методы изучения гуманитарных дисциплин  реализуются также через воспитательные приёмы. Как показывает педагогическая практика, данными приёмами в целях воспитания патриотизма могут выступать приведения примера; использование сравнения, сопоставления, яркий рассказ; разъяснение; анализ фактов, явлений и др. При их использовании требуется проявление личностного отношения учащихся к усваиваемым моральным понятиям, происходит выработка взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения учащихся.

     В методической стороне преподавания важную роль играет разнообразие способов изложения материала патриотической воспитательной направленности. Материал может быть приведён по памяти учителем; зачитан как отрывок из книги, документа с их одновремённым показом.

     Обучение  и воспитание школьников осуществляется в массовых, групповых и индивидуальных формах учебно-воспитательной работы. Массовые формы используются главным образом при организации внеучебной работы. Они предполагают участие большинства учащихся или их представителей. Это утренники, школьные вечера, праздники, конкурсы, олимпиады. КВНы, конференции, субботники и т.п. Групповые формы подразделяются на учебные и внеучебные. К учебным относятся урок, школьная лекция, семинар, экскурсия. Групповая внеучебная работа проводиться с учащимися одного или разных возрастов, объединёнными общностью интересов. Это могут быть кружки, клубы, спортивные секции.

     Пример  личности учителя, демонстрирующего образцы высокоразвитого гуманитарного мышления патриота и гражданина России, умеющего строить деловые педагогические целесообразные отношения со школьниками.

     Одной из основных целей деятельности классного  руководителя является воспитание у  школьников любви к родной стране, мотивации сохранения и развития культурного, исторического и природного наследия своего народа. Эта деятельность связана с развитием у детей адекватного общественным нормам и требованиям образа Родины, структура которого включает следующие компоненты:

Информация о работе Патриотическое воспитание младших школьников