Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить способы ознакомления детей с художественной литературой в дошкольных учреждениях

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. исследовать теоретическую литературу по данной теме;

2. рассмотреть совершенствование личности, через художественные произведения;

3. рассмотреть работу детских сада по ознакомлению с художественной литературой.

Содержание

Введение…………………………………………………....…..2

1.Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
1.1 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой………………………………….....4

1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. …………………………..............10

2. Художественная литература как необходимый элемент в развитие личности

2.1 Развитие личности ребёнка с помощью художественной литературы………………………………………………………...14

2.2 Влияние ознакомления детей с художественной литературой на речевую сторону развития ребёнка……………18

Заключение …………………………………………………….….24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      Воспитатель должен помнить, что  прямое сопоставление изображенных  в художественном произведении  событий, характеров, персонажей  с реальными событиями или  детьми недопустимо, если они оцениваются отрицательно. Художественное слово вызывает у детей активное эмоциональное отношение к событию, и ребёнок,  на которого все дети укажут  как на плохого, может не только обидеться  и  заплакать. У него появляется агрессивность, озлобленность, негативное отношение к товарищам. Такое прямое соотношение изображенного с реальным возможно только в процессе индивидуальной работы с ребёнком. Необходимо также, чтобы оценка, поступков детей, отрицательная, была выражена спокойно, без раздражения, пренебрежения, лучше всего в форме шутки.

      Представления полученные детьми  из художественных произведений, переносится в их жизненный  опыт постепенно, систематически. Но, к сожалению, взрослые нередко  вообще забывают о связи литературы  с жизнью детей, о том, когда  необходимо сосредотачивать внимание детей на этой связи.

      Воспитание гуманных чувств необходимо  рассматривать в тесной взаимосвязи  с общим эмоциональным развитием  ребенка. Эмоциональное отношение  детей к окружающему является  косвенным показателем становления  их чувств. Художественная литература способствует возникновения у детей именно эмоционального отношения к описываемым   событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.                          
 
 

2.2 Влияние ознакомления детей с художественной литературой на речевую сторону развития ребёнка

   

         Как было уже сказано художественная литература оказывает большое воздействие на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитий речи дошкольника.

         На важность приобщения детей  к красоте родного слова, развития  культуры речи  указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,  А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М.  Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).

         Художественная литература открывает  и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

        Огромно ее воспитательное, познавательное  и эстетическое значение, так  как, расширяя знания ребенка  об окружающем мире, она воздействует  на личность малыша, развивает  умение тонко чувствовать   форму и ритм родного языка.

       Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.

        Постепенно у детей вырабатывается  избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

         В старшем дошкольном возрасте  дошкольники способны понимать  идею, содержание и выразительные  средства языка, осознавать переносное  значение слов и словосочетаний.  

        Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

       Основная задача воспитателя  – прививать детям любовь к  художественному слову, уважение  к книге.

       При анализе любого литературного произведения педагог должен соблюдать чувство меры и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.

      Проблема восприятия литературных  произведений разных жанров детьми  дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм  эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе- развитие детского художественного творчества.

         На основе анализа литературного  произведения в единстве его  содержания и художественной  формы, а также в активном  освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание.

          Под словесным творчеством подразумевается  деятельность детей, возникшая  под влиянием произведений искусства  и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся  в создании устных сочинений- рассказов, сказок и стихов и т.п. Взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством существует на основе развития поэтического слуха. В это понятие включается  способность чувствовать выразительные средства художественной речи и в какой-то мере осознать их. Сюда же относится  и способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение осознавать связь компонентов художественной формы с содержанием литературного произведения.

        Развитие поэтического слуха  является важным фактором формирования  словесного творчества. Однако само  по себе развитие поэтического  слуха не приводит к творчеству, которое может быть развито  только на основе специальной  работы, направленных на создание условий для творческих проявлений детей.

      Культура речи – явление многоаспектное, главным её результатом считается умение говорить в соответствие с нормами литературного языка; это понятие включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств в процессе общения. Правильность и  коммуникативная целесообразность речи считаются основными ступенями овладения литературным языком.

     В современных условиях одной  из опасностей для литературной речи является влияние штампов, «канцеляристов» (К.И. Чуковский), которые мертвят живую речь. Привычка говорить штампами, слитными блоками казенных слов ведут к утрате живого языка, и это выражается на его грамматической стороне и выразительности речи.

       В педагогической практике высокий уровень высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включается как минимально достаточные три признака:  богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объём словаря, понимание и умение употреблять в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых в речи языковых средств.

       Точность -  это выбор таких  слов, которые наилучшим образом  передать содержание художественного  произведения. Здесь очень важно владеть синонимикой, различение значений смысловых оттенков слов.

       Выразительность речи предполагает  отбор языковых средств,  соответствующих  условиям и задачам общения.  Это качество должно обязательно  соотноситься с функциональным стилем, понимание ситуаций, что бы при выборе слов и выражений учитывать специфику условий речи.

          Развитие образности речи необходимо рассмотреть в  нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи  (фонетической, лексической, гармонической), восприятие разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформление самостоятельного связанного высказывания. Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития выразительности детей.

        Лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребёнку находить точное слово в построение высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

      Специально организованная лексическая  работа, направленная на формирование  у дошкольников умений отбирать  лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте  произвольности выстраивания связного высказывания.

       В формирование грамматического строя речи в плане образности особое значение  приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и соматическое место формы слова в предложение и в целом высказывание. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесённость синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.). Очень важна роль синонимии грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых оттенков, и их роль в построение связного высказывания. Синтаксический строй считаются основной тканью речевого высказывания. Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной.

         Фонетическая сторона речи, от которой во многом зависит интонационное оформлении высказывания, а от сюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность (плавность) изложение текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.  

       В формирование связной речи  важную роль играет взаимосвязь  речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

     Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач по ознакомлению детей с художественной литературой как одной из неотъемлемой части эстетического воспитания детей. Так,  обучение  пересказу фольклорных и литературных произведений   в целях формирования у дошкольников умение строить монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей изобразительно-выразительными средствами художественного текста(сравнения, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).  Вместе с тем владение  этими средствами углубляет, уточняет художественное восприятие литературных произведений, которое, включает элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Заключение

     В данной курсовой работе мы рассмотрели тему «Ознакомление детей с художественной литературой в ДОУ». В ней мы провели анализ литературы по данной теме и попытались осуществить поставленные задачи.

    Исходя из проведенной работы, можно сделать вывод, что художественная  литература является необходимым  элементом в воспитание разносторонне  развитой личности человека. Художественная литература  действует на сознание, на речевое воспитание, на формирование эстетических и гуманных норм поведения. И поэтому ознакомление детей с художественной литературой является необходимым моментом в воспитание детей. Воспитателям и родителям необходимо уделять большое внимание этому и делать всё необходимое, что бы в ребёнке появилась любовь к книге гуманных чувств.      

            В воспитание у детей гуманных  чувств необходимо рассматривать  в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновения у детей именно эмоционального отношения к описываемым   событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

            Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач по ознакомлению детей с художественной литературой как одной из неотъемлемой части эстетического воспитания детей. Так,  обучение  пересказу фольклорных и литературных произведений   в целях формирования у дошкольников умение строить монологическое высказывание обязательно включает ознакомление детей изобразительно-выразительными средствами художественного текста(сравнения, эпитетами, метафорами, синонимами и др.).                    

Информация о работе Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой