Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить способы ознакомления детей с художественной литературой в дошкольных учреждениях

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. исследовать теоретическую литературу по данной теме;

2. рассмотреть совершенствование личности, через художественные произведения;

3. рассмотреть работу детских сада по ознакомлению с художественной литературой.

Содержание

Введение…………………………………………………....…..2

1.Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
1.1 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой………………………………….....4

1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. …………………………..............10

2. Художественная литература как необходимый элемент в развитие личности

2.1 Развитие личности ребёнка с помощью художественной литературы………………………………………………………...14

2.2 Влияние ознакомления детей с художественной литературой на речевую сторону развития ребёнка……………18

Заключение …………………………………………………….….24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Характер  вопросов изменяется в соответствий, с жанром произведения, его содержания, и возраста ребёнка.      

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.  

  Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы воспитателя и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

  Обучение  детей требует большой работы для воспитателя. При обучении воспитатель  должен руководствоваться определенными  методами.

  Метод чтения художественной литературы. Художественная литература – источник знаний об окружающем мире, важнейшее чувство ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений преследует еще одну задачу, а именно: формирование у детей способности к восприятию и осознанию художественного произведения. Эта задача связана с развитием у ребёнка наглядно-образного и словесно-логического мышления. Её решение во многом зависит от уровня эмоционального развития детей: воздействие литературного произведения тем сильнее, чем тоньше и глубже ребёнок чувствует, понимает переживания других людей, проникается ими.

  Чтение  художественных произведений с учебной  целью предполагает соблюдение ряда дидактических требований. Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей. Педагог подготавливает детей к восприятию произведений краткой беседой, ставит перед ними учебно-воспитательную задачу. Следует продумывать сочетание чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа). После чтения проводится беседа, помогающая ребёнку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

  В процессе обучения используется словесные  приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

  Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает  чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идёт речь.

  Беседа  – диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.

  По  содержанию различаются 2 вида бесед: этические  и познавательные. Этические беседы проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, а познавательные – начиная со средней группы.

  Дискуссия во многом способствует активизации чувств у детей, развивает их самостоятельное мышление. Ребёнку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссии отбираются художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации.

  Рассказ педагога – важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал. В рассказе разного содержания передаются в образной форме. Это могут быть рассказы о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах, художниках; о родном городе, о художественных произведениях и т.п. В качестве материала  для рассказов используются литературные произведения (рассказы К.Д. Ушинского, В.В Бианки, В.А Осевой и др.). Очень интересны для дошкольников рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья»  и др.

  Рассказ относится     к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребёнка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует. Свободное владение учебным материалом дает воспитателю возможность непринужденно общаться с детьми, замечать их реакцию, усиливать или, напротив, гасить ее, используя мимику, жест, речевые выразительные средства.

  Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание. Немаловажное значение для восприятия рассказа имеют художественность его формы, новизна и необычность информации для детей, выразительность речи взрослого.

  Демонстрация  картинок, репродукций  и других наглядных  средств – важный метод обучения дошкольников, позволяющий решить ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

  На  картине (в том числе и показанной с помощью ТСО) можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляется уточнение, разрешение, углубление представления об окружающем мире.

  Рассматривание  картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

     Также одним из важнейших методов являются игровые методы. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. 

     Игровые  методы и приёмы характеризуются  рядом признаков. Прежде всего они  переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей системой   правил или сценарием. Ещё одна особенность заключается в том, что от ребёнка требуется полное вхождение в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог должен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

     В современных исследованиях выявлено, что игровые методы дают возможность  направлять не только умственную активность детей, но и моторную.

2. Художественная литература как необходимый элемент в развитие личности;

 2.1 Развитие личности ребёнка с помощью                                                                                      художественной литературы

          Преимущество художественной литературы как средство воспитания гуманных чувств – в его эмоциональной оценки действительности. Художественная литература и искусство активно воздействуют на чувства и  разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональностью. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует условным правилам поведения.

         Воспитание художественным словом  приводит к большим изменениям  эмоциональной сферы ребёнка,  что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъектный мир. По словам Б.М. Теплова, художественная литература захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувство, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

         При чтении книг ребёнок видит перед собой определенную  картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило марали приобретает в художественном произведение живое содержание.

          Восприятие художественной литературы является для ребёнка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником.

         В детском саду нередко на  занятиях  чтением решается задачи  только развития речи и поэтического слуха ребёнка. Такое узкое использование художественного произведения, сводящееся к механической передаче содержания текста, лишает ребёнка осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность художественного произведения преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребёнка, формирование у него правильного отношения к действительности.

         Художественная литература должна  чаще использоваться как средство  развития человечности, гуманных  качеств личности:  доброта и  справедливость, чувство гражданственности.  В связи с этим педагог должен  обратить особое внимание на  отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и эстетических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общение с окружающими людьми).

         Отбирая литературу для детей,  нужно помнить, что моральное,  нравственное воздействие литературного  произведения на ребёнка зависит  прежде всего от его художественной  ценности.

         Ещё в 40-е годы девятнадцатого века В.Г. Белинский предъявлял два основных требования  к детской литературе: этическое и эстетическое. Говоря об этической  направленности детской литературы, он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

        Программа воспитания,  выдвинутая  революционерами-демократами, сводилась к тому, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных (благородных) чувств.

      По  мнению революционеров-демократов, детская  книга должна рассказывать ребёнку  о добре и зле. Но в руки ребёнка  должна попадать только такая книга, в которой сочетаются глубокая убеждённость и художественная выразительность.

      Решая задачи воспитания детей средствами ознакомления их с художественной литературой, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, советской литературе и поэзии. Прежде всего это произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, П.П. Ершова, Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.А. Блока, С.А. Есенина и с переводных авторов – Ч. Диккенсона, Р. Киплинга, Ш. Перо, братья Гримм, Г.Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, С. Маршака, К. Чуковского, В. Маяковского и др.

      Педагог подбирает произведения в зависимости  от конкретных воспитательных задач, стоящих  перед ним. Например, для воспитания у детей гуманных чувств педагог  использует сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка», «Хаврошечка» и т.д.

      От  содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает педагог как на занятии так и вне занятия.                       

          Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей  целенаправленно и комплексно. При этом необходимо использовать повторное чтение, которое углубляет чувство и представления детей. Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, что бы все они были высокохудожественными и глубокими по мысли.

         Художественное произведение безусловно  способствует развитию чувств  и представлений детей. Но  в отличие от взрослого читателя, имеющий большой жизненный опыт, ребёнок не всегда может увидеть главное в содержание книги, дать ей правильную оценку – книга открывает пред ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всём. И поэтому воспитатель должен обязательно помочь ребёнку правильно понять произведение, вникнуть в его смысл.

Информация о работе Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой