Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить способы ознакомления детей с художественной литературой в дошкольных учреждениях

Исходя из цели, поставлены следующие задачи:

1. исследовать теоретическую литературу по данной теме;

2. рассмотреть совершенствование личности, через художественные произведения;

3. рассмотреть работу детских сада по ознакомлению с художественной литературой.

Содержание

Введение…………………………………………………....…..2

1.Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой
1.1 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой………………………………….....4

1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. …………………………..............10

2. Художественная литература как необходимый элемент в развитие личности

2.1 Развитие личности ребёнка с помощью художественной литературы………………………………………………………...14

2.2 Влияние ознакомления детей с художественной литературой на речевую сторону развития ребёнка……………18

Заключение …………………………………………………….….24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

               Содержание 

          Введение…………………………………………………....…..2                                

  1. Теоретические основы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой

      1.1 Задачи ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой………………………………….....4

      1.2 Методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой. …………………………..............10

2. Художественная литература как  необходимый элемент в развитие личности

         2.1 Развитие личности ребёнка с помощью художественной литературы………………………………………………………...14

      2.2 Влияние ознакомления детей с художественной литературой на речевую сторону развития ребёнка……………18

Заключение  …………………………………………………….….24

       Приложение       

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Введение.  
 

        В своём послании «Новый Казахстан  в новом мире» от 28 февраля  2007 года президент Республики  Казахстан говорит о том, что  новый Казахстан, который мы  вместе с вами последовательно  создаём с первого дня обретения независимости, всё увереннее движется вперед выбирая свой собственный путь развития и добиваясь с каждым годом всё большего признания и авторитета в мировом сообществе.

Сегодня,  обеспечив прочный фундамент  экономики и своей государственности, наша страна уверенно вступаем в новый этап развития.

         В своём послании президент  уделяет большое внимание проблеме  образования РК. В послании говорится  о приближении системы дошкольного  и среднего образования к мировым стандартам: «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов».

Важное  значение для повышения качества воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, подготовки детей к обучению в школе  является ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой.

      В данный момент этот вопрос  очень актуален, так как в последние годы в связи с бурным развитием средств массовой информации в целом, снизился интерес к семейному воспитанию. В читательский мир внедряется низший слой массовой культуры. Это явление порождает пассивное сознание у читателя, поверхностное восприятие художественного произведения, снижает уровень воображения, речевого развития. В обществе отсутствует пропаганда «читающего» образа жизни, и поэтому очень важно в наше время из огромного количества книг выбирать  ту литературу, которая необходима для нравственного развития личности ребёнка.  

Цель курсовой работы: изучить способы ознакомления детей с художественной литературой в дошкольных учреждениях

Исходя  из цели, поставлены следующие задачи:

1. исследовать теоретическую литературу по данной теме;

2. рассмотреть совершенствование личности, через художественные произведения;

3. рассмотреть  работу детских сада по ознакомлению с художественной литературой.

Объект: педагогический процесс в ДОУ

Предмет: методы ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой.

 

1.Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой

     1.1 задачи  ознакомление детей дошкольного возраста с художественной    литературой

      В педагогической литературе вопрос об обучение дошкольников восприятию художественного текста был поставлен Н.С. Карпинской еще в 50-е годы. Исследователи более позднего времени подтверждали эту необходимость, указывая на несовершенство восприятия литературы даже детьми старшего дошкольного возраста.

     В методике работы с художественным текстом  определились те педагогические средства, которые содействуют повышению  уровня восприятия детьми литературных произведений. Сюда входит выразительное чтение воспитателем, проведение беседы, сочетание художественного слова и наглядных образов.

  Художественная литература занимает важное место в процессе формирования личности ребёнка.   Книга расширяет кругозор детей, вводит их в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, вкус. Книга способствует появлению у ребёнка собственных суждений о прочитанном , потребности высказаться, развивает речь. Возникает детская художественная речевая деятельность, т.е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением,  с своеобразными проявленьями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.

        Ознакомление детей с литературой  и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности  и выразительности речи  и начальных форм словесного творчества -  всё это должно способствовать решению следующих задач:

-   заложить в детях любовь к  художественному слову, интерес  и уважение к книге;

- развитие  умений слушать художественные  произведения,  эмоционально отзываться  на них;

-    научится воспринимать содержание произведений в единстве с формой, понимать функциональную связь между ними, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно- выразительных средств;

-   учить пересказывать эмоционально,  логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения (эпитеты, сказочные повторы), в определенном жанре, выразительно исполнять произведения, пользуясь смысловыми ударениями, паузами, интонациями, регулируя силу голоса и темп чтения, понимать нравственный смысл изображаемых событий, правильно оценивать поступки героев художественного произведения;

-   воспитывать литературно художественный  вкус, поэтический слух, формировать  первоначальные представления об  особенностях художественной литературы, о некоторых ее жанрах, простейших элементах образности (в языке, композиций);

-   учить детей определять характер  произведения, понимать и чувствовать настроение, общий тон, различать выразительно изобразительно-выразительные средства, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи;

-   обогащать представления детей  о писателях и поэтах, народном  творчестве, книгах и иллюстрациях;

-   обогащать речь детей образным  языком детской литературы и фольклора;

-   побуждать к передаче главной мысли, настроения, собственного отношения к событиям и персонажам при выразительном чтении и пересказывании; 

-       учить находить и использовать  разные средства выразительности  исполнения (смысловые ударения, произвольные паузы, интонаций, жест, мимика);

-    развивать словесное творчество, учить самостоятельно находить  речевые средства при осуществление  творческого замысла, выражать  мысли и чувство образным языком;  

-   развивать эмоциональную отзывчивость  на образную речь, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, чувство стиля;

-   научить детей применять полученные  на занятиях знания и умения  в самостоятельной деятельности.

        Ознакомление с художественной  литературой направлено прежде  всего на развитие любви и  интереса к литературе. Возникший у ребёнка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствует лучшему их пониманию и усвоению, способствует лучшему их пониманию и усвоению усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане. Процесс этот трудоёмкий и длительный: от первых проявлений к слушанью потешек, сказок – к  пониманию связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, уметь выразительно исполнять его.

        В детском саду детей знакомят с различными жанрами художественной литературы: рассказам, сказкой, стихотворением. Форма преподнесения любого произведения зависит от его жанра и от возраста детей, но во всех группах воспитатель рассказывает, читает по книге или наизусть.

      Приобретая  навыки выразительной речи, ребёнок  духовно обогащается, у него развивается  способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает  к поискам образных речевых средств, помогает выразить свое  отношение к сюжету, персонажам.

      Планируя  работу  по ознакомлению с художественной литературой воспитателю, необходимо учитывать возрастные особенности  детей и подбирать такие произведения, которые доступны им по содержанию, своим выразительным средством, исполнением.                    

        И исходя из этого воспитатели  ищут разнообразные формы работы, стремясь сделать книгу  постоянным  спутником детской жизни: читают  художественные произведения на  занятиях,  в свободное время учат с детьми  стихи, рассказывают о том, как делается книга, проводят литературные вечера, викторины; на сюжет художественных произведений  организуют игры; пытаются построить занятия по чтению таким образом, чтобы активизировать деятельность детей, суммировать их знания.

          При определение содержания обучения  детей художественной литературе  необходимо учитывать отношения  детей определенного возраста  к книг, уровень их восприятие.

           Очень важно, чтобы на занятиях  с книгой дети чувствовали, что они учатся познавать художественный текст. Правда, ныне  существующее название раздела программы «методика ознакомления детей с художественной литературой» практически не обязывает воспитателя становится на такую позицию. Однако без обучения восприятия художественного текста невозможно развить у детей интерес к книге.

           При обучение восприятию художественной  литературы необходимо прежде  всего конкретно определить программное  содержание каждого занятия, учитывать  задачи обучения, особенности детского воспитания и художественные особенности преподносимого произведения.

        Целенаправленное, продуманное ознакомление  детей с художественной литературой  способствует развитию их творческих  проявлений, самостоятельности речевых  действий суждений. Большое значение в этом процессе имеет метод преподнесения- чтения или рассказывания воспитателя. Но прежде чем читать детям, воспитатель должен сам проанализировать произведение: определить идейную направленность рассказа или стихотворения, уяснить соответствие содержания и формы, выделить сюжетно-логические, смысловые части, общее настроение, понять, что хотел сказать автор в каждой из них. Правильно воспринятый замысел писателя, художественные образы помогут прочитать книгу.

Для выразительного преподнесения текста необходимо владеть и некоторыми техническими приёмами: уметь регулировать дыхание, тембр голоса, его силу, следить за четкостью дикций, за правильностью ударений. Важно интонационно разнообразить чтение, уметь через эмоциональную окраску голоса передавать смысловое значение, своё отношение к изображенным событиям. Только выразительное чтение способствует полному восприятию ребёнком  произведения, побуждает его к рассуждениям, к оценке содержания, персонажей, их действий. Это следует подержать беседой, вопросами о том, что понравилось, почему, что запомнилось и т.д.

     Ребёнка необходимо подготавливать  к восприятию произведения. Для этого воспитатель проводит различные предваряющие беседы, в которых он обращается к личному опыту каждого слушателя, вызывает в его памяти соответствующие ассоциаций. В предваряющей беседе, которую можно провести во время прогулки на экскурсий, дети узнают о фактах явлениях, событиях, положенных в основу сюжета произведения.

      Для углубленного понимания   и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов, сказок, в процессе которых например в  старшем дошкольном возрасте осуществляется элементарный анализ произведений. Такие беседы направляют внимание детей на осмысление содержания, поэтичности, красоты литературного языка, подводят к тому, что дети могут самостоятельно охарактеризовать образы, мотивированно оценить их, настроится на сопереживание с героями, творчески отнестись к прочитанному.

Информация о работе Ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой