Отчёт о прохождении летней педагогической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:19, отчет по практике

Описание работы

Обследования проводилось совместно с психологом Б.Давидом по запросу и в присутствии матери ребенка – Нины Петровны М.
Цель: определить уровень психологической готовности к обучению в школе.

Содержание

1. Список отряда 3
2. Распорядок дня 4
3. Психолого-Педагогическая характеристика учащихся 5
3.1. Протокол наблюдений 6
4. КТД 10
4.1. «Тихая почта» 10
4.2. «Разведшкола» 10
5. Социометрическое исследование учащихся 11
6. Методики изучения психологических особенностей учащихся 17
6.1. Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов 17
6.2. Тест тревожности 18
6.3. Изучение самооценки личности младшего школьника 21
6.4. Психологический климат коллектива 22
6.5. Мышление. Выделение существенных признаков 23
6.6. Методика определения кратковременной памяти 25
7. Педагогические ситуации 26
8. Рефлексия 28
9. Приложения 29

Работа содержит 1 файл

ПРАКТИКА готовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать)

    Исследователь задает поочередно три вопроса, которые являются критериями выбора. Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии, затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента. 
 
 
 
 

Обработка и интерпретация  полученных данных:

    На  основании полученных результатов  составляется матрица.

Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий учащихся, расположенных  в алфавитном порядке и сгруппированных  по половому признаку; по горизонтали – из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

    Напротив  фамилии каждого испытуемого  заносятся данные о сделанных  им выборах. Если испытуемые сделали  взаимные выборы, то соответствующие  цифры этих выборов обводятся  кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

 

Таблица социометрических выборов:

 
Социометрический  круг:
 
 

 
Классификация испытуемых по итогам социометрического  исследования:
 

    «Звезды» - В два раза больше, чем среднее  число полученных выборов одним  испытуемым

    «Предпочитаемые» - В полтора раза больше, чем среднее  число полученных выборов одним испытуемым

    «Принятые» 

    «Непринятые» - В полтора раза меньше, чем среднее  число полученных выборов одним  испытуемым

    «Отвергнутые» - Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов  одним испытуемым 

    Среднее число полученных выборов одним  испытуемым (К) вычисляется по формуле: 

 

В соответствии с данными  матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

    «Звезды»  – Ш. Вика;

    «Предпочитаемые»  – Б. Вера, Б. Света, Г. Ангелина, Г. Настя, К. Катя, К. Жанна, Р. Сергей, Ч. Лолита;

    «Принятые»  – А, Александра, А. Андрей, Б. Аня, Б. Наталья, В. Дмитрий, Г. Павел, Д. Саша, Д. Яна, Е. Дима, Е. Егор, З. Ульяна, К. Дарья, К. Егор, Л. Даниил, Л. Дмитрий, П. Наташа, С. Алексей, С. Арина, С. Максим, Ф. Виталий, Ш. Алина, Ш. Ирина;

    «Непринятые» – Д. Елена, М. Таня, С. Валерий;

    «Отвергнутые» – Р. Саша.

Коэффициент взаимности выборов:

    Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент  взаимности выборов. Он показывает, насколько  взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: 

 

    В нашем случае KB = ((28*2):111)х100% = ~50%. Данный показатель свидетельствует о среднем количестве взаимных выборов, что является нормальным показателем во временно собранных группах.

 

6. Методики изучения психологических особенностей учащихся

6.1. Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов

Шкалы: школьная мотивация

Инструкция  к тесту: В каждом из вопросов выбери один ответ.

Тест

1. Тебе нравится  в школе или не очень?

   1. не очень

   2. нравится

   3. не нравится

2. Утром, когда  ты просыпаешься, ты всегда с  радостью идешь в школу или  тебе часто хочется остаться  дома?

   1. чаще  хочется остаться дома

   2. бывает  по-разному

   3. иду  с радостью

3. Если бы  учитель сказал, что завтра в  школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

   1. не знаю

   2. остался  бы дома

   3. пошел  бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь  уроки?

   1. не нравится

   2. бывает  по-разному

   3. нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

   1. хотел  бы

   2. не хотел  бы

   3. не знаю

6. Ты хотел  бы, чтобы в школе остались  одни перемены?

   1. не знаю

   2. не хотел  бы

   3. хотел  бы

7. Ты часто  рассказываешь о школе родителям?

   1. часто

   2. редко

   3. не рассказываю

8. Ты хотел  бы, чтобы у тебя был менее  строгий учитель?

   1. точно  не знаю

   2. хотел  бы

   3. не хотел  бы

9. У тебя в  классе много друзей?

   1. мало

   2. много

   3. нет  друзей

10. Тебе нравятся  твои одноклассники?

   1. нравятся

   2. не очень

   3. не нравятся

Обработка и интерпретация  результатов теста

Ключ к тесту

Уровни мотивации     № вопросов

                               1    2    3    4    5    6    7    8    9   10

Высокий                b    c    c    a    b    b    a    b    b    a

Средний                 a    b    a    b    c    a    b    a    a    b

Низкий                   c    a    b    c    a    c    c    c    c    c 

Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:

•    «высокий уровень», оценивается в 2 балла;

•    «средний уровень» – в 1 балл;

•    «низкий  уровень» – 0 баллов. 

Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Уровни школьной мотивации у учащихся начальных  классов определяются по следующим  диапазонам:

•    14- 20 баллов – высокий уровень;

•    7-13 баллов – средний уровень;

•    1-6 –  низкий уровень. 

По итогам проведённого исследования в группе выявлено детей с высокой школьной мотиваций32, средней школьной мотивацией2, низкой школьной мотивацией1. 

6.2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)

Шкалы: уровень тревожности

Назначение  теста: определение уровня тревожности ребенка.

Описание  теста 

Экспериментальный материал состоит из 14 рисунков размером 8,5*11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для  жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке  изображен мальчик). Лицо ребенка  на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен  двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном  порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция  к тесту (для тестирующего)

1. Игра  с младшими детьми. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  ребенка: веселое или печальное?  Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок  и мать с младенцем. «Как  ты думаешь, какое лицо будет  у этого ребенка: печальное  или веселое? Он (она) гуляет  со своей мамой и малышом».

3. Объект  агрессии. «Как ты думаешь, какое  лицо будет у этого ребенка:  веселое или печальное?» 

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка? Он (она)  одевается».

5. Игра  со старшими детьми. «Как ты  думаешь, какое лицо будет у  этого ребенка: веселое или  печальное? Он (она) играет со  старшими детьми». 

6. Укладывание  спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать».

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: веселое  или печальное? Он (она) в ванной». 

8. Выговор.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

9. Игнорирование.  «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: печальное  или веселое?». 

10. Агрессивное  нападение. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребенка: веселое или печальное?» 

11. Собирание  игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки».

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо  будет у этого ребенка: печальное  или веселое?» 

13. Ребенок  с родителями. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда  в одиночестве. «Как ты думаешь,  какое лицо будет у этого  ребенка: печальное или веселое?  Он (она) ест».

Во избежание  персеверативных выборов у ребенка  в инструкции чередуются определения лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе.

Тест

   

       

   

   

   

       

 

 

Обработка и интерпретация  результатов теста

Количественный  анализ

На основании  данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который  равен процентному отношению  числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = (число  эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

В зависимости  от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

• высокий  уровень тревожности (ИТ выше 50%);

• средний  уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

• низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Источники

Тест  тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) / Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного  развития – СПб., 2002. С.19-28 Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе – М., 1999. 

Информация о работе Отчёт о прохождении летней педагогической практики