Отчёт о прохождении летней педагогической практики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 06:19, отчет по практике

Описание работы

Обследования проводилось совместно с психологом Б.Давидом по запросу и в присутствии матери ребенка – Нины Петровны М.
Цель: определить уровень психологической готовности к обучению в школе.

Содержание

1. Список отряда 3
2. Распорядок дня 4
3. Психолого-Педагогическая характеристика учащихся 5
3.1. Протокол наблюдений 6
4. КТД 10
4.1. «Тихая почта» 10
4.2. «Разведшкола» 10
5. Социометрическое исследование учащихся 11
6. Методики изучения психологических особенностей учащихся 17
6.1. Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов 17
6.2. Тест тревожности 18
6.3. Изучение самооценки личности младшего школьника 21
6.4. Психологический климат коллектива 22
6.5. Мышление. Выделение существенных признаков 23
6.6. Методика определения кратковременной памяти 25
7. Педагогические ситуации 26
8. Рефлексия 28
9. Приложения 29

Работа содержит 1 файл

ПРАКТИКА готовая.doc

— 1.75 Мб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская Государственная Академия Образования»

Кафедра педагогики и психологии 
 
 
 
 
 

Отчёт о  прохождении летней педагогической практики 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 2 курса, специальности «педагогика и психология»

                  Прокопьева  О.Н. 

                  Проверила: доцент кафедры, кпн

                  Белянина  О.А.

_____   _____________

оценка   подпись руководителя 
 
 
 
 
 
 

Усть-Илимск

2011

 

  Содержание:

1. Список  отряда 3

2. Распорядок  дня 4

3. Психолого-Педагогическая  характеристика учащихся 5

   3.1. Протокол наблюдений 6

4. КТД 10

   4.1. «Тихая почта» 10

   4.2. «Разведшкола» 10

5. Социометрическое  исследование учащихся 11

6. Методики  изучения психологических особенностей  учащихся 17

   6.1. Диагностика школьной мотивации  учащихся начальных классов 17

   6.2. Тест тревожности 18

   6.3. Изучение самооценки личности  младшего школьника 21

   6.4. Психологический климат коллектива 22

   6.5. Мышление. Выделение существенных  признаков 23

   6.6. Методика определения кратковременной  памяти 25

7. Педагогические ситуации 26

8. Рефлексия 28

9. Приложения 29

 

1. Список отряда.

 Отряд №5 

1. А.  Александра

2. А.  Андрей

3. Б.  Анна

4. Б.  Вера

5. Б.  Наталья

6. Б.  Светлана

7. В.  Дмитрий

8. Г.  Ангелина

9. Г.  Павел

10. Г.  Настя

11. Д.  Саша

12. Д.  Яна

13. Д.  Елена

14. Е.  Дима

15. Е. Егор

16. З.  Ульяна

17. К.  Дарья

18. К.  Егор

19. К.  Катя

20. К.  Жанна

21. Л.  Даниил

22. Л.  Дмитрий

23. М.  Таня

25. Р.  Саша

26. Р.  Сергей

27. С.  Алексей

28. С.  Арина

29. С.  Валерий

30. С.  Максим

31. Ф.  Виталий

32. Ч.  Лолита

33. Ш.  Алина

34. Ш.  Ирина

35. Ш. Вика 

 

2. Распорядок дня

    8:30 – Подъем;

    9:00 – Зарядка;

    9:15 – Завтрак;

    9:30-13:30 – Медицинские процедуры, спортивные  и творческие мероприятия;

    13:30 – Обед;

    14:00-15:00 – Тихий час;

    15:00-16:15 – Медицинские процедуры, спортивные  мероприятия, репетиция КТД;

    16:15 – Полдник;

    16:30-19:00 – КТД;

    19:00 – Ужин;

    19:30-21:15 – Вечерние отрядные мероприятия;

    21:15 – Паужин;

    21:30-22:30 – Вечерняя свечка, гигиенические  процедуры;

    22:30 – Отбой.

 

3. Психологическая характеристика учащихся

Сокращения: К-С – конкретно-ситуативное мышление, А-Л – абстрактно-логическое мышление, ур. – уровень, УТ – уровень тревожности. 
3.1. Протоколы наблюдений

I. Протокол и результаты психодиагностического исследования М.Тани

Дата  рождения – 2005 год

Возраст – 6 лет.

Дата  обследования – июнь 2011 года

    Обследования  проводилось совместно с психологом Б.Давидом по запросу и в присутствии матери ребенка – Нины Петровны М.

    Цель: определить уровень психологической готовности к обучению в школе.

    Методы  обследования: включенное наблюдение, беседа, методика адаптированного нейропсихологического исследования (А.Р.Лурия) для детских невропатологов, рисуночный тест «Нарисуй человека» (стандартизированный вариант А.С.Галанова), тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении (стандартизированный вариант А.С. Галанова), беседа по определению у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника», скрининговый тест школьной зрелости (адаптация чехословацкой методики «Ориентировочный тест школьной зрелости» Я.Йерасека), картиночно-словарный тест (модификация теста «Phonic Key Card»), методика «Домик» (автор Н.И.Гуткина), методика «Узор» (автор Л.И.Цеканская), методика «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин).

    Объективно  в результате обследования выявлено следующее:

    Из беседы с матерью установлено, что процесс беременности протекал удовлетворительно, роды произошли в срок, ребенок родился здоровым,  без патологий, весом 3 кг. 500 г, ростом 50 см. Наследственность не отягощена, на учете у невропатолога и психиатра не состоит. Таня М. посещала муниципальное дошкольное  учреждение – детский сад комбинированного вида № 17 «Сказка» до начала 2011 года. Видимых пороков в развитии нет. Ребенок является правшой. Ребенок проживает в полной семье, со слов родителя (матери) в благополучной семейной обстановке, в семье также есть старший ребенок – дочь 12 лет. В общение ребенок вступил легко, проявлял интерес к процедуре обследования, охотно шел на контакт, активно и заинтересованно выполнял предложенные задания, включался в беседу, эмоциональный фон положительный. Но, выполняя задания один раз, ребенок отказывался повторять его снова.  Ребенок подвижный, живой.

    По  методике определения у старших  дошкольников сформированности «внутренней  позиции» школьника – «внутренняя  позиция» школьника сформирована.

    По  методике скрининговый тест школьной зрелости – по невербальной шкале  общая оценка составляет 14 баллов, что, исходя из данных нормативной таблицы по невербальной шкале, составляет – коэффициент IQ – 121; уровень развития – средний; показатель школьной зрелости – зрелость. По вербальной шкале общая оценка составляет 26 баллов, что, исходя  из данных нормативной таблицы по вербальной шкале, составляет  – коэффициент IQ – 100; уровень развития – средний; показатель школьной зрелости – зрелость.

    По  тесту диагностики информированности  ребенка о социальном окружении  получен 31 балл, что по нормативной  таблице соответствует коэффициенту интеллекта равному 108 баллам.

    По  картиночно-словарному тесту первичная оценка составляет 18 баллов, что по нормативной таблице соответствует 115 баллам коэффициента интеллекта.

    По  методике «Нарисуй человека» содержательная оценка изображения  - 118 баллов, формальная оценка изображения – 103, общий балл – 112.

    По  методике «Домик» суммарная оценка испытуемого составляет 4 балла, что свидетельствует о среднем уровне выполнения задания.

    По  методике «Графический диктант» суммарная  оценка испытуемого составляет 11 баллов, что свидетельствует о высоком  уровне выполнения задания.

    По  методике «Узор» суммарная оценка испытуемого составляет 49 баллов, что свидетельствует о недостаточном  формировании умения действовать по правилам.

    По  методике нейропсихологического исследования выявлены нарушения слухо-моторной координации (трудности в определении количества ударов, трудности в воспроизведении ритмов по заданному образцу, забывание заданного ритма), нарушения слухо-речевой памяти (не возможность воспроизведения ранее запоминаемых групп слов).

    Заключение: Опираясь на общепринятую градацию показателя интеллекта можно сделать вывод, что полученные результаты свидетельствуют о том, что умственное развитие ребенка  является оптимальным. Интеллектуальная готовность – достаточный уровень развития основных познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и воображения у исследуемого ребенка на должном уровне и соответствует возрастным особенностям. Соответствующее речевое развитие, соответствующая возрасту широта представлений (образных и пространственных) и соответствующая познавательная активность свидетельствуют о развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы.  Мотивационная готовность – наличие интереса к учению, к получению знаний, к школе также соответствуют данному возрастному этапу жизни ребенка – старший дошкольный возраст (6 лет).  Сформированы все предпосылки к учебной деятельности – внутренняя готовность к обучению, зрелость мотивационно-смысловой сферы, достаточный уровень развития психических процессов, речи (сенсорная, моторная, номинативная функции). Ребенок готов проявлять себя полноценным субъектом учебной деятельности в ситуациях школьного обучения  (осуществлять учебную деятельность в условиях обычного ее стимулирования, выполнять роль ученика, «принимающего» учителя и учебные задачи») и готов к обучению в школе, так как есть сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива). Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире; способность к выполнению основных мыслительных операций; достижение определенного уровня  физической и психологической выносливости; развитие интеллектуальных способностей; развитие речи, как компонента психологической готовности к школе, так как «речь тесно связанна с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления». Произвольность памяти – сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание у исследуемого ребенка являются только эпизодическим, что свидетельствует о том, что ребенок не владеет способами запоминания (запоминает только то, что вызывает эмоциональный отклик) и по данному параметру Таня М. ещё не готова к обучению в школе.

 

4. КТД

4.1. «Тихая почта»

Материал: 2 листа бумаги, 2 маркера.

Оборудование: закрытое помещение.

Продолжительность игры: 10 минут.

Предполагаемое  количество игроков: в парах.

Группа  игроков садится достаточно близко гуськом друг за другом. Первый и  последний игрок получают по одному листу бумаги и маркеры. Последний  игрок рисует какое-то изображение (предмет, живое существо и т.д.) на листе бумаги. При этом остальные игроки не должны видеть то, что нарисовал первый. После этого последний игрок рисует пальцем на спине соседа точно такое же изображение, как и на листе бумаги. Сосед, даже если он не совсем понял, что это было, рисует пальцем на спине своего следующего соседа то, что, по его мнению, было нарисовано ему на спине. Первый игрок, после того как ему нарисовали что-то на спине, должен перенести это изображение на бумагу. В результате сравниваются два варианта. 

4.2. «Разведшкола»

Создаётся несколько  групп по сбору секретной информации, каждой группе даётся пакет с перечнем вопросов, которые особенно интересуют «центр». На сбор стратегических данных группам даётся определённое время. Каждая группа действует автономно, быстро и незаметно. Вопросы могут быть такими:

• Сколько урн, скамеек, деревьев, лестниц, ступенек и  т.д. на территории лагеря?

• Как зовут  всех вожатых?

• Какого цвета  у них глаза?

• Как зовут  директора лагеря? Умеет ли он плавать?

• Что будет  сегодня на обед, ужин?

И т.д. и т.п.  
5. Социометрическое исследование учащихся
 

Социометрия (Дж. Морено). 

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо  для проведения: Каждый учащийся должен иметь бланк с вопросами. 

    В данном ниже социометрическом исследовании принимали участие дети, отдыхающие в ДОЛ на базе курорта Русь в  отряде №5, младшего школьного возраста. Все исследования будут опираться  на данную выборку.  

Ход проведения социометрического  исследования:

Информация о работе Отчёт о прохождении летней педагогической практики