Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:05, отчет по практике
Целями научно-педагогической практики являются:
- формирование у выпускника магистратуры системы профессиональных компетенций преподавателя вуза;
- подготовка магистранта к выполнению функций преподавателя и куратора студенческой группы;
- получение новых знаний о средствах обеспечения реализации образовательных стандартов.
Задачами научно-педагогической практики являются:
- своевременно прибыть на место прохождения практики, четко и качественно выполнить поставленные задания, предусмотренные программой практики и получить отзыв о проделанной работе по месту прохождения практики;
Введение
Основная часть
1. Ознакомление и выбор метода обучения в преподавании юридических дисциплин
2. Организация и проведение занятия по теме диссертации
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Источником информации являются базы данных, банки данных и книги; координатором учебного процесса - преподаватель, а интерпретатором знания - сам студент.
Учебный процесс обладает следующими основными свойствами:
1. Гибкий. Студенты в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время в удобном месте и в удобном темпе, что представляет большое преимущество для тех, кто не может или не хочет изменить свой обычный уклад жизни.
2. Модульность. В основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс программ создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
3. Тестирование в системе ДО. Для осуществления контроля в системе ДО должна быть создана единая система государственного тестирования. В качестве форм контроля могут быть использованы дистанционно организованные экзамены, практические работы. Для контроля в локальных системах могут быть использованы интеллектуальные тестирующие системы. Тестирующие системы должны не просто контролировать процесс усвоения знаний, они должны подсказывать ему наиболее рациональный для него путь познания.
Принцип опережающего образования, заключающийся не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.
Основные,
объединяются в следующие пять групп:
(Приложение А)
- лекции;
- семинары;
- рассказ;
- беседа;
-
самостоятельная работа над учебным материалом.
- Упражнения;
- Практикум;
- Программированное обучение;
- Тренинги навыков.
.
- Дискуссия;
- Диалог;
- Полемика;
- Жужжащие группы;
- Снежный ком;
- Метод проектов;
-
Презентации.
- Имитационные упражнения;
- Деловая игра (ДИ);
- Ролевая игра;
- Организационно-деятельностные игры (ОДИ);
- Организационно-мыслительные игры (ОМИ);
-
Анализ конкретной ситуации (кейс-стади).
Итак,
предоставлю краткую
1. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Если одни считают, что лекции оказывают сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей, то другие на оборот считают что:
а. Лекция тормозит самостоятельное мышление.
б. Лекции нужны, если нет учебников.
в. Одни студенты успевают осмыслить, другие - только записать слова лектора.
Практика показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе.
Самостоятельная работа означает подготовку к активному, а значит, гораздо более эффективному освоению лекционного материала. Студент должен ознакомиться с заданиями к предлекциооной работе, которые сформулированы в виде проблемных вопросов по теме, и попытаться ответить на них с помощью рекомендованной литературы.
На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Происходит активизация работы на лекциях, которые более не являются исключительно монологом преподавателя. Только выполнение всех заданий по учебно-методическому комплексу является основанием для допуска студента к итоговому испытанию по данной дисциплине. Таким образом, на тщательную самостоятельную подготовку к аудиторным занятиям – студентов, позволяют повысить эффективность занятий, а также качество обучения.
2. Практические замятия (ПЗ) - предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. Цель таких занятий призваны: углублять, расширять знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.
Структура ПЗ:
- вступление преподавателя;
- ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
- практическая часть как плановая;
- заключительное слово преподавателя.
3. Самостоятельная работа студентов - предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д.
Групповая работа усиливает фактор мотивации и взаимной интеллектуальной активности, повышает эффективность познавательной деятельности студентов благодаря взаимному контролю.
Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хотелось бы выделить еще ролевую и деловую игру, так как именно они активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает творческие способности будущих педагогов.
4. Ролевая игра - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:
- наличие проблемы и распределение ролей между участниками ее решения;
- каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение;
- оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.
Метод
игрового производственного
- наличие исследовательской задачи (проблемы), которую формулирует студентам - преподаватель;
- разделение группы на небольшие подгруппы, разработка вариантов решения поставленной задачи (проблемы);
- представление как одного из варианта решения задачи (проблемы) с последующим анализом участниками занятия.
Анализ конкретной ситуаций - эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности или же оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие; либо же проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
5. Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.
В деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте - на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности. ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. В процессе игры осваиваются: нормы профессиональных действий и нормы социальных действий, т.е. отношений в коллективе. Эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. ДИ проводится в режиме диалогического общения, направленная на достижение двух целей: игровой и педагогической.
Таким
образом, формы и методы обучения, способствующие
повышению качества обучения, будь
это - ролевые игры, деловые игры, конференции,
диалоги, проблемное обучение, самостоятельная
работа, защита рефератов, индивидуальная
работа, доклады, тестирование, исследовательская
работа и другие. Все перечисленные технологии
обучения способствуют решению проблемы
качества обучения.
2. Организация и проведение занятия по под теме диссертации
Главной целью научно-педагогической практики является освоение умений и навыков преподавания в высшем профессиональном учебном заведении. В данном случае в Современной гуманитарной академии г. Бийска.
Модульная технология обучения обретала статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимся собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.
Согласно теме моей магистерской диссертации: «Молодежная преступность и основные направления противодействия ей», мною была выбрана под тема лекции-беседы: «Основные направления противодействия молодежной преступности ».
Данный правовой институт входит в состав криминологии. Для проведения лекции была выбрана группа ОЮ-809-01 численностью 14 студентов.
Итак, коротко о проведении лекции-беседы, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.
Студенты
отвечают с мест. Если преподаватель
замечает, что кто-то из студентов
не участвует в ходе беседы, то вопрос
можно адресовать лично тому студенту,
или спросить его мнение по обсуждаемой
проблеме. Для экономии времени вопросы
рекомендуется формулировать
Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемные. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получает возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщения, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла студентами.